о включении времени работы в специальный стаж и понуждении к назначению пенсии



2-1264\2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 июня 2012 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд в составе

председательствующего судьи Атамановой Т.П.,

при секретаре Сараевой М.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караева С.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении времени работы в специальный стаж и понуждении к назначению пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец Караев С.А. обратился в суд с иском о понуждении ответчика к назначению досрочной пенсии, в обоснование требований указал, что он работал в период с 21.01.1987 года по 16.05.1996 года электрогазосварщиком в *.

11.11.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с работой на работах с тяжелыми условиями труда и имел стаж на данных работах более 12л.6.мес. и общий страховой стаж более 25 лет. Однако решением от 13.02.2012 года в назначении данной пенсии ему было отказано. В его специальный стаж не был включен указанный период его работы. Он считает, что данное решение не соответствует требованиям закона, нарушает его права, а потому просил обязать включить указанный период в его специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию с 11.11.2011 года.

В судебном заседании истец Караев С.А. исковые требования поддержал. Просил обязать ответчика включить ему спорный период в специальный стаж работы и назначить ему трудовую пенсию с момента достижения возраста 11.11.2011 года. В указанный период он работал на ручной сварке и резке, был занят на данной работе полный рабочий день, другого вида сварки в * не было. Кроме того, он имеет специальность электрогазосварщика именно ручной сварки, о чем у него имеется документ о получении данной специальности. В связи с ликвидацией * он не может получить льготно-уточняющую справку по условиям его труда. Он работал электрогазосварщиком на участке механизации, где производил сварку деталей и механизмов дорожно-строительной техники, а потому он использовал для работы только ручную дуговую сварку, другого вида сварки у них не было. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя о времени его был извещен в установленном порядке. Ответчик направил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика. Из письменного отзыва следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, так как у истца не имеется подтверждения того, что в указанные периоды он работал электросварщиком ручной сварки, либо на полуавтоматах и т.д. Просили в иске отказать.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-фз от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 мес. и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Из представленной копии трудовой книжки истца Караева С.А. следует, что он работал электросварщиком с 22.01.1987 года по 15.05.1996 года в *.

Из решения об отказе в во включении периодов льготной работы от 13.02.2012 года и пенсионного дела истца следует, что истцу отказано во включении в специальный стаж по Списку № 2 время его работы электросварщиком с 22.01.1987 года по 16.05.1996 года в * в связи с тем, что согласно разделу ХХХ111(позиции 23200000-19756) списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. правом на досрочную пенсию пользуются электросварщики ручной сварки. Из трудовой книжки истца не усматривается тот факт, что он был занят на работах по ручной сварке.

Суд считает, что отказ в зачете истцу данного периода работы на соответствующих видах работ по Списку № 2 для исчисления пенсии незаконен по следующим основаниям.

В спорный период работы истца электросварщиком с 22.01.1987 года по 16.05.1996 года в * действовали списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173. согласно раздела ХХХ11 «Общие профессии» списка №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, и в льготных размерах правом на льготную пенсию пользовались электросварщики и их подручные, при этот не было указано на каком виде сварки должны быть заняты электросварщики.

Конституционный суд РФ в своем определении №107-0 от 6.06.2003года по делу по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что из предписаний подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 27, а также иных статей данного Федерального закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда (в частности, были включены в список № 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.

Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 о списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 № 239) установлен порядок применения списков… при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Из пояснений свидетелей Тигина В.П. и Лобина Н.П. следует, что весь период работы истца Караева С.А. в *, в том числе и после 1992 года, он работал только на ручной сварке дуговыми сварочными аппаратами, другой вид сварки не применялся.

Таким образом, Караеву С.А. необходимо включить в специальный стаж работы период его работы электрогазосварщиком с 22.01.1987 года по 16.05.1996 года в *.

Учитывая, что ст.ст. 6,15,17,18,19 и 55 ч.1 Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, период работы истца электрогазосварщиком в спорный период в * подлежит включению в стаж работы с тяжелыми условиями труда при досрочном назначении пенсии по старости, так как в тот период истец работал на работе с тяжелыми условиями труда по специальности, предусмотренной Списком №2 (22.08.1956 год).

В части иска Караева С.А. о понуждении ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости по п.п.2 п.1 ст.27 Закона « О трудовых пенсиях в РФ» с 11.11.2011 года следует отказать, т.к. из пенсионного дела истца Караева С.А. следует, что ему данная пенсия назначена именно с 11.11.2011 года, т.к. у него на момент обращения с заявлением о назначении пенсии имелся необходимый специальный стаж на работах с вредными условиями труда, помимо спорного периода работы, более 15 лет, а потому пенсия ему была назначена с момента обращения за ней с 11.11.2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Караева С.А. удовлетворить частично.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области зачесть в специальный стаж Караева С.А. в период работы по Списку №2 время его работы электрогазосварщиком с 22.01.1987 года по 16.05.1996 года в *.

В остальной части иска Караеву С.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца.

Судья: подпись Т.П. Атаманова

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 31 июля 2012 года поста-новлено:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 1 июня 2012 года изменить в части удовлетворения исковых требований о зачете в специальный стаж Караева С.А. периода работы.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области зачесть в специальный стаж Караева С.А. периоды работы по Списку №2: с 23.01.1987 года по 31.12.1991, с 01.02.1992 по 29.02.1992, с 01.08.1992 по 31.08.1992, с 01.12.1992 по 31.12.1992, с 01.01.1993 по 31.03.1993, с 01.05.1993 по 31.12.1993, с 01.03.1994 по 31.12.1994, с 01.02.1995 по 31.10.1995, с 01.12.1995 по 31.12.1995, с 01.02.1996 по 16.05.1996 года. Во включении в специальный стаж остальных периодов работы отказать.

В остальной части иска решение суда оставить без изменения.

Судья: подпись Т.П. Атаманова

Решение вступило в законную силу 31.07.2012 г.