Начисление досрочной трудовой пенсии



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2012 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Чапайкиной Е.П..,

при секретаре Витушкиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагировой И. А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и понуждении к назначению пенсии в связи с лечебной деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Сагирова И.А. обратилась в суд с данным иском. В обоснование исковых требований она указала, что в *** 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Решением от 21.05.2012 года № 792 Комиссия Управления Пенсионного фонда отказала ей в назначении данного вида пенсии в связи с тем, что у нее отсутствует необходимый 30-летний стаж работы в лечебных учреждениях. Она с таким решением не согласна. Комиссия неправомерно исключила периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 г. по 11.11.2003 г. и с 10.10.2008 г. по 22.11.2008 г. На данные курсы она была направлена работодателем.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Подобную позицию высказывал Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., в разделе «Вопросы изменения пенсионного законодательства».

Поскольку в периоды нахождения на курсах трудовой договор с истицей не расторгался, ей выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Также Комиссия неправомерно исключила периоды работы в родильном отделении в *** в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 6 месяцев в качестве медицинской сестры в родильном отделении в период с 30.09.1986 г. по 03.11.1986 г. (1 месяц 4 дня), в качестве детской медицинской сестры родильного отделения с 04.11.1986 г. по 11.06.1991 г. (4 года 7 месяцев 8 дней) и в качестве медицинской сестры анестезистки родильного отделения *** в период с 12.06.1991 г. по 31.08.1995 г. (4 года 2 месяца 20 дней).

Просила обязать ответчика включить данные периоды ее работы в специальный стаж в льготном исчислении, включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с момента обращения за ней с 11 апреля 2012 года (л.д. 33-35).

В судебном заседании истица Сагирова И.А. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Уточнила, что она не поддерживает требования о включении в стаж в льготном исчислении период работы с 30.09.1986 г. по 03.11.1986 г. (1 месяц 4 дня) в качестве медицинской сестры в родильном отделении, поскольку данный период ответчиком учтен. Дополнительно пояснила, что, работая в качестве медицинской сестры в родильном отделении, она непосредственно присутствовала при каждых родах в родильном блоке: отрезала пуповину новорожденным, оказывала медицинскую помощь по реанимации новорожденных, родившихся с какой-либо патологией, отсасывала у ребенка слизь, подключала его к аппарату искусственного дыхания, делала переливание крови. Все эти действия относятся к операционным. Работая в качестве медицинской сестры анестезистки родильного отделения она принимала непосредственное участие в операциях по кесареву сечению рожениц. В ее обязанности входила подготовка наркозного аппарата, проверка наличия медикаментов, вызов врача-анастезиолога, применение наркоза, переливание компонентов крови при осложнениях, наблюдение за роженицей в течение 2-х часов после операции. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель истицы – Файзуллина Д.Х., действующая на основании устного заявления истицы, в судебном заседании исковые требования Сагировой И.А. поддержала по изложенным ею основаниям.

Представитель Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ по г.Димитровграду в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что против удовлетворения иска возражает. В соответствии со Списком 2002 года правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 Списка. Должность детской медицинской сестры Списком 2002 года не предусмотрена. Также Списком установлено, что должность медицинской сестры-анестезистки предусмотрена только в отделениях анестезиологии-реанимации. Период работы с 30.09.1986 г. по 03.11.1986 г. (1 месяц 4 дня) в качестве медицинской сестры в родильном отделении в *** ответчиком учтен в льготном исчислении. Просит в иске отказать в полном объеме (л.д.38-40).

Заслушав пояснения истицы и ее представителя, показания свидетелей, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Сагировой И.А., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п.11 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, организаций, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона "о трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользовались медицинские сестры, патронажные медицинские сестры больниц всех наименований, фельдшерско-акушерских пунктов.

В соответствии с перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ, работа в качестве операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля стационаров, в частности родового (родильного), засчитывается в указанный специальный стаж в данном льготном исчислении.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (с последующими изменениями и дополнениями) правом на льготное исчисление данного специального стажа (из расчета 1 год 6 месяце стажа за один год работы) пользовался средний медицинский персонал отделений хирургического профиля стационара.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 792 от 21 мая 2012 года (л.д.9-10) следует, что на 11 апреля 2012 года ответчиком в специальный стаж истцы учтено 25 лет 4 месяца 18 дней лечебной деятельности. В специальный стаж истицы время ее работы в должности медицинской сестры в родильном отделении *** в период с 4 ноября 1986 года по 11 июня 1991 года, а также работа в должности медицинской сестры анастезистки родильного отделения *** с 12 июня 1991 года по 31 августа 1995 года зачтен календарно в связи с тем, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 Списка. Детская медицинская сестра Списком 2002 года не предусмотрена, должность медицинской сестры-анестезистки предусмотрена только в отделениях анестезиологии-реанимации Списка 2002 года.

Также не учтены в специальном стаже истицы период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 13 октября 2003 года по 11 ноября 2003 года, так как истица не занималась лечебной деятельностью в указанное время. Не учтена также ее работа с 10 октября 2008 года по 22 ноября 2008 года, поскольку работодателем по данным персонифицированного учета данный период работы истицы в качестве льготного стажа не отражен.

Согласно копии трудовой книжки (л.д.12-14), истица с 4 ноября 1986 года по 11 июня 1991 года работала в *** в качестве детской медицинской сестры родильного отделения, с 12 июня 1991 года по 31 августа 1995 года - в качестве медицинской сестры анестезистки родильного отделения ***.

Из представленных копий штатного расписания *** за соответствующие годы (л.д.57-60) следует, что в указанном лечебном учреждении имелось родильное отделение (стационар), в котором структурно хирургическое отделение и отделение анестезиологии-реанимации не выделено. Более того, таких штатных единиц, как детская медицинская сестра родильного отделения и медицинская сестра анестезистка родильного отделения, данным штатным расписанием предусмотрено не было. Таким образом, указание в трудовой книжке о том, что истица была принята на работу детской медицинской сестрой родильного отделения, а впоследствии – медицинской сестрой анестезисткой, штатному расписанию *** не соответствует.

Факт участия истицы в спорные периоды в проводимых в родильном отделении операциях подтвержден показаниями свидетелей К. Г.Б. и З. Н.Ш.

Поскольку в спорные периоды истица работала в медицинском учреждении в качестве детской медицинской сестры и в качестве медицинской сестры анестезистки родильного отделения, которое является отделением хирургического профиля, спорные периоды работы истицы должны быть учтены в ее стаже в льготном исчислении, а потому специальный стаж истицы за указанные спорные периоды ее работы медицинской сестрой родильного отделения должен увеличиться с 4 лет 7 месяцев 8 дней на 2 года 3 месяца 23 дня и с 4 лет 2 месяцев 20 дней на 2 года 1 месяц 10 дней.

Время обучения истицы на курсах повышения квалификации также подлежит зачету в ее специальный стаж. В соответствии со ст.15 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (действовавших до принятия Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) на органы здравоохранения возлагалась разработка и проведение мероприятий по специализации и совершенствованию профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, осуществляемых путем периодического прохождения подготовки в институтах усовершенствования и других соответствующих учреждениях здравоохранения. Руководители органов и учреждений здравоохранения обязаны были создавать необходимые условия медицинским и фармацевтическим работникам для их систематической работы по повышению квалификации. Таким образом, систематическая работа по повышению квалификации, в том числе и путем обучения на курсах повышения квалификации, входила в трудовые обязанности медицинского работника любой специальности. В соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Из записей в трудовой книжке истицы следует, что на период обучения ее на курсах усовершенствования трудовые отношения с ней не прерывались.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что и в период обучения в учреждениях повышения квалификации истица исполняла свою трудовую функцию, прямо и непосредственно выполняла возложенные на нее работодателем должностные обязанности, получала обусловленную трудовым договором заработную плату, из которой производились установленные законом отчисления, а потому указанные периоды подлежат включению в ее специальный трудовой стаж.

С учетом вышеуказанного стажа у заявительницы на момент обращения за пенсией имелся необходимый 30-летний стаж для назначения вышеуказанного вида пенсии, а потому иск о понуждении ответчика к назначению ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сагировой И. А. удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный стаж работы Сагировой И. А. время ее работы с 4 ноября 1986 года по 11 июня 1991 года в *** в качестве детской медицинской сестры родильного отделения, с 12 июня 1991 года по 31 августа 1995 года - в качестве медицинской сестры анестезистки родильного отделения *** в льготном исчислении; период обучения ее в учреждениях повышения квалификации с 13 октября 2003 года по 11 ноября 2003 года и с 10 октября 2008 года по 22 ноября 2008 года и назначить ей трудовую пенсию по старости до достижения возраста в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" с момента обращения за указанной пенсией с ** *** 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения – 24 июля 2012 года.

Судья Е.П. Чапайкина

Решение вступило в законную силу 28.08.2012 г.