Дело № 2-1368/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 20 июля 2012 года г.Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Володиной Л.А., при секретаре Петренковой О.А., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с данным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверкой выявлены факты нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – КБ № 172). В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №171-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур также относится к категории социальной поддержки инвалидов. Одной из объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью по зрению на территории г.Димитровграда при реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа незрячих и слабовидящих к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельного перемещения в современном городском пространстве, посещения социально-значимых учреждений (школ, больниц и др.) без посторонней помощи, существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью по зрению. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами РФ, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров, лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше и ниже этажа основного входа в здание первого этажа со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта, специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях, звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы, телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами, местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации, санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов. Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м. до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п. Для покрытия пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению маломобильных групп населения (далее - МГН) на креслах-колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитками – не более 0,015 м. На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, а также турникеты. Для открытия лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину поступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должны быть в пределах 1-2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки. Так, для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша контрастным цветом выделяется нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени. Рекомендуется окрашивать ступени в желтый или белый цвет. Для контрастного выделения крайних ступеней модно использовать резиновые противоскользящие коврики или полоски (не менее трех на одной ступени). Открытые ступени на путях движения инвалидов недопустимы. Кроме того, на полотнах дверей (на прозрачных обязательно) следует предусматривать яркую контрастную маркировку, расположенную на уровне 1,2 м. – 1,5м. от пола: прямоугольник 10х20 см. или круг диаметром 15 см. желтого цвета. В ходе проведенной прокуратурой г.Димитровграда совместно со специалистами администрации г.Димитровграда проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в зданиях поликлиник по адресам: пр.** (взрослая поликлиника), ул.* (взрослая поликлиника), ул.*(стоматологическая поликлиника), пр.* (взрослая поликлиника) выявлены нарушения указанного законодательства. В здании взрослой поликлиники по ул.* имеется внутренний пандус, который не оборудован поручнями. Доступ инвалидов по зрению в указанные аптеки не возможен в связи с отсутствием тактильных средств, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, ведущем к входу в здания аптек; нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша не выделены контрастным цветом; на полотнах дверей не предусмотрена яркая контрастная маркировка; отсутствуют звуковые маяки на входах в обозначенные здания. В здании взрослой поликлиники по пр.* г.Димитровграда имеется внутренний пандус, не соответствующий требованиям СНиП 34-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В результате бездействия КБ № 172 нарушены положения ч.1 ст.15 Закона, ст.ст.21,27 Конституции РФ, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан РФ на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственные доступ к объектам социальной инфраструктуры. Просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, и обязать его выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов: -установить поручни к внутреннему пандусу, расположенному в здании взрослой поликлиники ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России по ул.** г.Димитровграда, -оборудовать внутренним пандусом с поручнями, соответствующим требования и нормам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения» вход в здание взрослой поликлиники по пр.** г.Димитровграда; -выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша в помещениях, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, ул.**, пр.**, пр.**; -нанести яркую контрастную маркировку (желтого цвета) в виде кругов или прямоугольников на полотна входных дверей помещений, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, ул.**, пр.** пр.**; - установить звуковые маяки на входах в помещения, расположенные по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, ул.**, пр.**, пр.**. В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Также просила установить срок для исполнения данного решения – по сооружению пандусов и установке звуковых маячков – до 1 апреля 2013 года, а по остальным работам – до 1 ноября 2012 года. Представитель ответчика КБ № 172 Бильданова Т.А. против удовлетворения исковых требований не возражала, указав, что ответчик согласен провести все указанные мероприятия, однако просила установить разумный срок для исполнения указанных требований – по нанесению маркировки – до 31 декабря 2012 года, а требованию об установлении пандусов, звуковых маяков – до 1 апреля 2013 года. Представитель Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление» Емангулова Н.Л. считала исковые требования подлежащими удовлетворению. Третье лицо Администрация г.Димитровграда в судебное заседание своего представителя не направила. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находитисковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Из представленного суду свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица (л.д.40-41). Ответчику принадлежат нежилые помещения по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, ул.**, пр.**, пр.**, в которых ответчик осуществляет свою деятельность по оказанию лечебно-профилактической помощи прикрепленному контингенту, условия работы и проживания которых связаны с воздействием опасных для здоровья человека физических, химических и биологических факторов, требующих специальных научно-обоснованных лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение общей и профессиональной заболеваемости вследствие возможного вредного воздействия факторов окружающей среды; проведению мероприятий по раннему выявлению возможного неблагоприятного воздействия на здоровье населения, проживающего в районах расположения промышленных предприятий ядерно-энергетического комплекса, предприятий спецхимии и других объектов с особо вредными условиями труда, разработке и внедрению программ по лечению, реабилитации и профилактике заболеваний химической и физической этиологии прикрепленного контингента. Из материалов дела усматривается, что помещения поликлиник ответчика не в полной мере соответствуют требованиям законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения. Как следует из представленного истцом акта комиссионного обследования объектов ответчика на предмет приспособления для беспрепятственного доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения от 16.05.2012 года имеется необходимость установки цветозвуковых обозначений для слабовидящих людей (окраска первой и последней ступени здания, нанесение кругов на дверях, установка звуковых маяков), также в зданиях взрослых поликлиник необходимо оборудование входов в них внутренними пандусами с поручнями, соответствующими вышеуказанным нормам СНиП. В соответствии с п.3.6 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п. Представитель ответчика каких-либо возражений на исковые требования в судебное заседание не представил, доказательств соответствия используемых помещений требованиям закона и их приспособленности для жизнедеятельности маломобильных группы населения (слабовидящих граждан) не представил. С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда подлежащими удовлетворению. Поскольку нарушения законодательства о социальной защите инвалидов не устранены, следует признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению законодательства о социальной защите инвалидов в помещениях, расположенных по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, ул.**, пр.**, пр.** и возложить обязанности по их устранению. При этом суд считает необходимым установить следующие сроки исполнения решения суда – по требованиям прокурора о сооружении пандусов поликлиниках ответчика и установке звуковых маяков – до 1 апреля 2013 года, по остальным требованиям – до 1 ноября 2012 года. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить. Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» по неисполнению законодательства о социальной защите инвалидов. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» осуществить мероприятия по обеспечению доступности для маломобильных групп населения помещений поликлиник, в том числе: - в срок до 1 апреля 2013 года: - установить поручни к внутреннему пандусу, расположенному в здании взрослой поликлиники Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» по ул.** г.Димитровграда; - оборудовать внутренним пандусом с поручными, соответствующим требованиям и нормам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» вход в здание взрослой поликлиники по пр.** г.Димитровграда; -установить звуковые маяки на входах в помещения поликлиник, расположенные по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, ул.**, пр.**, пр.**; - в срок до 1 ноября 2012 года: - выделить контрастным цветом (желтого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша, нанести яркую контрастную маркировку (желтого цвета или белого цвета) на прозрачные полотна входных дверей помещений, расположенных по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, ул.**, пр.**, пр.**. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 25 июля 2012 года. Судья Володина Л.А. Решение вступило в законную силу 28.08.2012 года