Дело №2-1723/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 августа 2012 года г.Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Лапиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова П.В. к администрации г.Димитровграда о понуждении к выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, У С Т А Н О В И Л: Степанов П.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка площадью * кв.м, расположенного в г.Димитровграде, ул.* с правом его использования для индивидуального жилищного строительства. На нем находился принадлежавший ему жилой дом, который в силу ветхости непригоден для проживания. С 2007 года на указанном земельном участке он начал возводить дом. 24 мая 2012 года Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда во исполнение решения Димитровградского городского суда подготовило ему градостроительный план земельного участка №* по ул.* г.Димитровграда. Он обратился к ответчику за разрешением на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на этом земельном участке, однако в этом ему было отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне промышленных и коммунально-складских предприятий и не предназначен для размещения новых объектов индивидуального жилищного строительства согласно Правил землепользования и застройки г.Димитровграда. Считает указанный отказ незаконным, поскольку земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства. Возведение дома вместо старого непригодного для проживания начато еще до принятия указанных правил. Просил обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области выдать ему разрешению на реконструкцию (строительство) индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном в г.Димитровграде, ул.*. В судебном заседании истец Степанов П.В. исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что при обращении к ответчику с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство он не прикладывал никаких документов к заявлению, в том числе и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилищного строительства, поскольку при приеме заявления ему сразу же пояснили, что в выдаче разрешения ему будет отказано. Кроме того, пояснил, что указанное разрешение на строительство дома ему необходимо для того, чтобы обратиться в органы социальной защиты для получения материнского капитала, который не выдается без предоставления всех необходимых документов, в том числе, и разрешения на строительство (реконструкцию). Ввести дом в эксплуатацию он может и без указанного разрешения в упрощенном порядке. Считает отказ администрации г.Димитровграда в выдаче такого разрешения незаконным, поскольку в том районе, где расположен его дом, сложился очень плотный порядок застройки, в связи с чем невозможно соблюсти Правила землепользования и застройки г.Димитровграда. Просил иск удовлетворить. Представитель администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Участвуя в судебном заседании 31 июля – 01 августа 2012 года, представитель администрации г.Димитровграда Большаков А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что 05 июня 2012 года истец обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении ему разрешения на реконструкцию жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, в чем ему 10 июня 2012 года было отказано в связи с непредставлением предусмотренных Градостроительным кодексом РФ документов. Кроме того, при реконструкции дома истцом не соблюдены расстояния от границ земельного участка до жилого дома, предусмотренные Правилами землепользования и застройки. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим. Судом установлено, что Степанов П.В. является собственником * долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, и на земельный участок площадью * кв.м, расположенные в г.Димитровграде, ул.Осипенко, 4. Указанное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права истца на указанное недвижимое имущество (л.д.7, 8). Из пояснений истца, данных в судебном заседании, следует, что он, являясь собственником указанных жилого дома и земельного участка, самовольно, без получения предусмотренного Градостроительным кодексом РФ разрешения органа, осуществляющего согласование реконструкции, произвел реконструкцию существующего жилого дома. В силу ст.51 п.2 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с п.4-6, 9 указанной статьи в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдаче разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. В судебном заседании установлено, что Степанов П.В. 05 июня 2012 года обратился в орган местного самоуправления – администрацию г.Димитровграда с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по ул.*, что подтверждается копией указанного заявления (л.д.47). 10 июля 2012 года Степанову П.В. было отказано в выдаче такого разрешения со ссылкой на п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Также указано, что на основании СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сараев, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 метров. Расстояние от границы участка до стены жилого дома должно быть не менее 3 метров. Не нормируются противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного приусадебного земельного участка согласно п.2 ст.75 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с тем, что земельный участок по ул.* является отдельным земельным участок, выдача разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, так как по нормативам расстояния измеряются от границ соседних земельных участков. В соответствии с п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Как следует из представленного суду сообщения администрации г.Димитровграда (л.д.54) Степановым П.В. было подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома без приложения каких-либо документов. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и самим истцом. В соответствии ч. 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка, правоустанавливающие документы на земельный участок запрашиваются органом, куда обратился застройщик, если он не представил указанный документ самостоятельно. В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 01 июля 2011 года №169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанные нормы пунктов 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не применяются до 01 июля 2012 года. Согласно п.2 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел «Схема планировочной организации земельного участка». Данная схема выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка, а требования к содержанию данного раздела установлены постановлением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». При отсутствии градостроительного плана земельного участка, правоустанавливающих документов на земельный участок и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления лишен возможности выдать заявителю разрешение на строительство, представляющее собой по смыслу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документ, подтверждающий соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правомерности отказа органа местного самоуправления в выдаче истцу разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, в связи с чем в удовлетворении иска Степанова П.В. надлежит отказать. Не могут служить основанием для удовлетворения иска доводы истца о том, что указанные документы у него представителем администрации не истребовались, поскольку они не основаны на законе. Кроме того, из пояснений истца следует, что он имеет возможность ввести дом в эксплуатацию без получения разрешения на строительство (реконструкцию), указанное разрешение ему необходимо для получения материнского капитала, что также не может быть принято как основание для удовлетворения исковых требований. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Степанова П.В. к администрации г.Димитровграда о понуждении к выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 21 августа 2012 года. Судья О.П. Кочергаева Решение вступило в законную силу 25.09.2012