Дело № 2-1495/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2012 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А., при секретаре Манаховой Е.Н., с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Савельева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Газеевой Е.В. о прекращении деятельности, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском к Газеевой Е.В., в обоснование своих требований указав, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой 19.04.2012 была проведена совместная проверка с привлечением специалистов Департамента ветеринарии Ульяновской области, Регионального управления № 172 ФМБА России г. Димитровграда по исполнению ветеринарно-санитарных норм ИП Газеевой Е.В. при реализации мяса свинины. При проведении вышеназванной проверки учитывалась сложившаяся напряженная обстановка на территории Российской Федерации по африканской чуме свиней и регистрацией в течение 2011 года 53 случаев вспышки данного заболевания, в том числе в г. Вольске Саратовской области (01.12.2011г.). Постановлением Губернатора Ульяновской области от 12.12.2011 № 127 «Об установлении ограничительных мероприятий по заболеванию африканской чумой свиней на территории Ульяновской области» 4 муниципальных образования Ульяновской области определены второй угрожаемой зоной возможного заноса вируса африканской чумы свиней. Данное заболевание относится к особо опасным, и наносит колоссальный экономический ущерб сельскому хозяйству неблагополучного региона. В целях эпизоотического благополучия по АЧС на территории Ульяновской области, во исполнение закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», поручений с заседаний Комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Зубкова В.А., требований Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса АЧС на территории Российской Федерации, утверждённого 22.02.2011 Министром сельского хозяйства Российской Федерации Скрынник Е.Б., решений Правительственной комиссии Ульяновской области по профилактике АЧС, утвержденной распоряжением Губернатора Ульяновской области от 18.05.2009 № 233-р, Постановления Губернатора Ульяновской области от 12.12.2011 № 127 «Об установлении ограничительных мероприятий по заболеванию африканской чумой свиней на территории Ульяновской области» госветслужбой Ульяновской области проводился и проводится комплекс мероприятий по недопущению перемещения всеми видами транспорта и реализации подконтрольных пищевых продуктов без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность. В процессе проведения надзорных мероприятий в данном направлении ветеринарными инспекторами Департамента ветеринарии Ульяновской области были установлены неоднократные случаи грубейшего нарушения супругами ИП Г** и Газеевой Е.В. требований ветеринарного законодательства при заготовке, хранении и реализации продукции животного происхождения, в связи с чем, ИП Г** и ИП Газеева Е.В. неоднократно привлекались к административной ответственности за реализацию опасного и некачественного мяса свинины населению Ульяновской области. В ходе совместной проверки деятельности ИП Газеевой Е.В. 19.04.2012 было установлено следующее: ИП Газеева Е.В. осуществляет реализацию мяса свинины в кусках в киоске (тонар) по адресу г.Димитровград, ул. К*, * и в киоске (тонар) возле дома № ** по пр. **. Тонар на улице К*, *, имеет площадь 5,04кв.м, в нем расположены две холодильные витрины размером 1,3м х 1м каждая. В день проверки в тонаре на реализации находилось мясо свинины в разрубе в количестве 7,9 кг которое было разложено в холодильной витрине, температура внутри витрины составляла +4°С. При проведении проверки ИП Газеевой Е.В. были предоставлены следующие документы: - Товарно-транспортная накладная к данной партии продукции от 10.04.2012 г № 43634; - удостоверение о качестве №82 от 10.04.2012 г. - ветеринарное свидетельство 236 № 0802192 от 10.04.2012 г. на партию мяса 16 мест 600 кг, с датой выработки 09.04.2012 года и которое направлялось для реализации в г.Димитровграде, по адресу: ул. К*, *. По тексту названого ветеринарного свидетельства в графе особы отметки содержались сведения о протоколе лабораторных исследований мяса № 1358 от 07.04.2012 года. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения ветеринарного законодательства: исходя из анализа содержания текста ветеринарного свидетельства было установлено, что дата выработки мяса значится 09.04.2012, а дата проведения лабораторных исследований выработанного мяса отмечено датой 07.04.2012. Указанные даты полностью не совпадают между собой и создают недостоверную ситуацию, при которой невозможно определить какая именно продукция подлежала лабораторным исследованиям 07.04.2012г., партия мяса свинины с датой выработки 09.04.2012 вообще не была подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе. Из представленных документов установлено, что две партии мяса свинины в полутушах охлажденное, в количестве одной тонны поступило на реализацию ИП Газеевой Е.В. с мясокомбината ООО «М**» г. Бобров Воронежской области без подтверждения безопасности и качества, что несло риск заноса и распространения на территорию Ульяновской области вируса африканской чумы свиней, так как на момент поставок мяса из Воронежской области на её территории были установлены ограничительные мероприятия по африканской чуме свиней. В тонаре по пр. ** площадью 8,4 кв.м, расположены холодильная витрина площадью 2,1кв.м, температура в витрине составляет +8°С, холодильная камера объемом 4,14 м3, температура 0 - -1°С. В холодильной камере на момент проверки хранилось мясо свинины в полутушах в количестве 9 единиц в подвешенном на крючьях виде. Полутуши при хранении соприкасались между собой, а также касались стен, что является нарушением условия хранения указанной продукции. Из 9 полутуш, находящихся на хранении, 8 полутуш имели читаемое овальное ветеринарное клеймо № 15-02-01, на одной полутуше было овальное клеймо полностью нечитаемое, что свидетельствует об обезличенности данной партии мяса свинины. Всего на реализации 19.04.2012 в тонаре по пр. ** возле дома № ** находилось мясо свинины в разрубе в количестве 27,8 кг. Мясо свинины в полутушах охлажденное промышленной выработки ИП Газеевой Е.В. без оформления в установленном порядке вида деятельности - переработка, разрубалась на куски - видоизменялась, фальсифицировалась в мясо непромышленного изготовления, вводя в абсолютное заблуждение рядовых покупателей мяса. Мясо непромышленного изготовления согласно ст.21 ФЗ «О ветеринарии» должно реализовываться только на розничных рынках, после проведения полной ветеринарно-санитарной экспертизы и под контролем государственной ветеринарной службы, что также продиктовано ветеринарно-санитарными Правилами. В ходе проверки на торговой точке по адресу г.Димитровград, пр. ** возле дома №**, в целях исключения особо опасных заболеваний (сибирская язва, африканская чума свиней), в том числе заразных болезней общих для человека и животных, исключения пищевых токсикоинфекций (сальмонеллёза) ветеринарным врачом ОГБУ «Ульяновская областная ветеринарная лаборатория» были отобраны 10 проб (6,08 кг) от мяса свинины в кусках общим весом 27,08 кг и 1 проба (0,650 кг) от одной полутуши весом 35 кг (акт отбора проб № 1 от 19.04.2012 года), оставшаяся продукция мяса свинины в кусках общим весом 21 кг и одной полутуши весом 34,350 кг в опечатанном виде до получения результатов лабораторных испытаний, размещена в холодильной камере в гараже по ул. К** возле дома №*. Полутуши мяса свинины в количестве 8 единиц в не опечатанном виде остались на хранении в торговой точке по адресу: г.Димитровград, пр. ** возле дома № **. ИП Газеева Е.В., таким образом, не обеспечивала изолированное хранение полутуш в количестве 8 единиц. Протокол испытаний № 1494-10394/1503-10403 от 27.04.2012, (акт отбора проб № 1 от 19.04.2012 пробы отбирались от партии общим весом 27,8 кг в киоске, принадлежащего ИП Газеевой Е.В., расположенном по адресу: г. Димитровград, пр. ** возле дома № **) по результатам исследований мяса пробы № 1 - 10 было установлено, что мясо свинина не соответствует требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 п.1.1.1.по показателям бактерий группы кишечной палочки, по показателям патогенности, в том числе сальмонеллы. По результатам исследований по экспертизе № 1096/121-130, 401-410, 121-130, 169 (1395-1404) от 27.04.2012 в пробах выделены бактерии групп кишечной палочки, бактерии кокковой группы и сальмонеллы. В заключении содержатся выводы о том, что мясо свинины пробы 1-10 согласно «Правилам ветеринарно-санитарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов» пункт 10.11 раздела 10 «Лабораторные исследования мяса и мясопродуктов» получены от больных животных или убитых в состоянии агонии, данную партию общим весом 27,8 кг направить на утилизацию. В торговой точке по адресу г. Димитровград улица К*, * были отобраны 2 пробы (1,220 кг) от мяса свинины в кусках общим весом 7,934 кг, оставшаяся продукция мяса свинины в кусках в количестве 6,71 кг до получения результатов лабораторных испытаний была размещена в холодильной камере в гараже по ул. К** возле дома №*. Протокол испытаний от 27.04.2012 № 1504-10404/1505-10405 ОГБУ «Ульяновская областная ветеринарная лаборатория», акт отбора проб № 2 от 19.04.2012. Отбор проб проводился от партии весом 7,934 кг в киоске, принадлежащем ИП Газеевой Е.В. по адресу: г. Димитровград, ул. К*, *. По результатам исследований по экспертизе № 1097/131-132, 411-412, 170(1405-1406) от 27.04.2012 микроскопическим бактериологическим, биологическим исследованиями из глубоких слоёв мышц и трубчатых кости пробы № 12 выделен возбудитель рожа свиней, а также бактерии групп кишечной палочки, бактерии кокковой группы, в пробе № 11 выделены бактерии кокковой группы и группы кишечной палочки и сальмонеллы. Из заключения следует: «мясо свинины в пробах 11-12 согласно «Правилам ветеринарно-санитарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов» пункт 10.11 раздела 10 «Лабораторные исследования мяса и мясопродуктов» получены от больных животных или убитых в состоянии агонии, данную партию общим весом 7,934 кг направить на утилизацию». Мясо свинины в разрубленном виде на куски в вышеназванных торговых точках ИП Газеевой Е.В. находилось полностью в отсутствии каких-либо документов, подтверждающих безопасность и качество, без проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы. Нарушен температурный режим хранения мяса свинины, предусмотренный ГОСТ Р 53221-2008 «Свинина в тушах и полутушах», пункт 10.2 ИП Газеевой Е.В. также нарушался. Продукция реализовалась при температурном режиме +6°С при норме от -1°С. Кроме того, ранее 22.12.2011 в ОГУ «Чердаклинская районная станция по борьбе с болезнями животных» поступило письмо из МО МВД России «Димитровградский» № 20434 от 23.12.2011 о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса свинины, закупленного 22.12.2011 при проведении проверочной закупки в киоске, расположенном по адресу: г. Димитровград, ул. К*, *, принадлежащего ИП Газеевой Е.В., а также мяса свинины, изъятого 22.12.2011 в данном киоске в ходе проведения осмотра. Согласно заключению от 27.12.2011 ОГУ «Чердаклинская районная станция по борьбе с болезнями животных» мяса свинины в кусках не соответствует ГОСТ 7269-79, ГОСТ 23392-78, пункту 10.8 раздела 10 «Лабораторные исследования мяса и мясопродуктов», «Правилам ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов», утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ 27.12.1983, в нём были выделены бактерии группы кишечной палочек, повышенное количество мезофильных анаэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, и возбудители сальмонеллеза. По результатам ветеринарно-санитарной экспертизы предоставленное на исследование мяса в кусках, принадлежащее ИП Газеевой Е.В., было признано некачественной и опасной для жизни и здоровья населения, и подлежало утилизации. В рамках уголовного дела № ***, возбужденного 11.03.2012 Димитровградским межрайонным следственным отделом следственного Комитета России по Ульяновской области по факту реализации мяса свинины ИП Газеевой Е.В. 30 марта 2012 года, в ОГБУ «Ульяновская областная ветеринарная лаборатория» поступило Постановление о назначении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, в количестве 32 проб, изъятого в ходе обыска 30.04.2012г. в торговых киосках, расположенных по адресу: г. Димитровград, ул. К*, *; пр. ** возле дома № ** и ул. К** возле дома № *. В соответствии с заключением ОГБУ «Ульяновская областная ветеринарная лаборатория» от 09.04.2012г. мясо, реализовывающееся в торговых точках ИП Газеевой Е.В., было признано не соответствующим требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, некачественным и опасным: - в 27 пробах были выделены возбудители сальмонеллёза, из них: - в 17 пробах были получены от больных и вынужденно забитых животных (в 85 случаях из 100 использованного такого мяса в пищу вызывает тяжелые заболевания сальмонеллеза). - в 11 пробах мяса из общих 32 произошло вторичное обсеменение в процессе заготовки, транспортировки и неправильного хранения мяса. Таким образом, осуществление ответчиком деятельности по продаже мяса свинины без соблюдения требований ветеринарного законодательства РФ несет в себе потенциальную угрозу правам неопределенного круга лиц (населения), поскольку в случае потребления мяса свинины, пораженного инфекционным заболеванием рожа свиней, у потребителей проявляются следующие клинические формы заболевания: - кожная - зуд, покраснение, опухание кожи; - кожно-суставная - артрит; - септическая - повышение температуры до 39-40°С, сыпь на туловище и конечностях, пневмония легких, эндокардит, поражение суставов. При несвоевременном лечении данной формы заболевания возможно наступление летального исхода. При сальмонеллезной инфекции наступает тяжелая интоксикация организма человека, в том числе с летальным исходом. В 85 из 100 случаях источником заражения человека названной инфекцией является употребление инфицированного мяса свинины. По результатам проведенной совместной проверки от 19.04.2012 и заключений ветеринарно-санитарных экспертиз от 27.04.2012 были вынесены ИП Газеевой Е.В. два постановления 01 № 002***6 и 01 № 002***7 от 27.04.2012 «О запрещении использования мяса свинины по назначению, о её утилизации или уничтожении», поскольку такая продукция предоставляла опасность возникновения и распространения заболеваний и отравление людей, животных и загрязнения окружающей среды. ИП Газеева Е.В. в соответствии с вышеназванными постановлениями была обязана в 3-дневный срок предоставить органу государственного надзора и контроля (Департаменту ветеринарии Ульяновской области), принявшего решение об утилизации, документ или его копию, заверенную у нотариуса, подтверждающей факт приема продукции организацией, осуществляющее ее дальнейшее использование. ИП Газеева Е.В. требования вышеназванных постановлений проигнорировала, необходимую информацию не предоставила, в связи с чем, Департамент ветеринарии Ульяновской области был вынужден направить материалы о нарушении ИП Газеевой Е.В. ветеринарного законодательства в правоохранительные органы для привлечения к ответственности за невыполнение требований ветеринарно-санитарных правил, сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, согласованными с заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированными Минюстом России 05.01.1996, № 1005 в редакции Приказа Минсельхоза России от 16.08.2007 № 400, поскольку мясо свинины после ветеринарно-санитарной экспертизы было признано некачественным и опасным (биологическими отходами) и которое в соответствии с пунктом 3 названных Правил должен быть утилизированы. Ответчиком систематически нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ в области охраны здоровья, окружающей среды, гарантированные статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку выявленные нарушения ИП Газеевой Е.В. могут привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, безопасности государства в эпизоотическом и ветеринарно-санитарном отношении. В целях недопущения заноса и распространения африканской чумы свиней, предотвращения колоссального экономического ущерба на территории региона от данного вируса, охраны здоровья населения от токсикоинфекций и некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, предотвращения их оборота на территории города Димитровграда и Ульяновской области и таким образом исключения опасности причинения вреда здоровью граждан в будущем, также учитывая, что ИП Газеева Е.В. за период 2011 - 2012 гг. систематически и неоднократно допускает нарушения требований действующего ветеринарного законодательства, осуществляя деятельность по заготовке, хранению, переработки и реализации мяса свинины, будучи привлеченной к ответственности за совершенные административные правонарушения, надлежащих выводов не сделала. Прокурор просил прекратить деятельность ИП Газеевой Е.В. по продаже мяса свинины охлажденного в разрубленном виде «на куски» (отруба); обязать ИП Газееву Е.В. привести торговые места в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Савельев А.Г. заявил об отказе от исковых требований в части понуждения Газееву Е.В. по приведению торговых мест в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку было установлено, что в торговых местах, где было установлено нарушение норм законодательства, деятельность не ведется в связи с расторжением договоров аренды земельных участков. Определением суда от 20.07.2012г. производство по делу в этой части было прекращено. Исковые требования о прекращении деятельности Газеевой Е.В. по продаже мяса свинины охлажденного в разрубленном виде «на куски» (отруба) прокурор в судебном заседании поддержал по доводам, изложенным в иске. Ответчик Газеева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что при продаже мяса не нарушала требований ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, в настоящее время она не является индивидуальным предпринимателем, деятельность в качестве ИП прекращена в установленном порядке. Договоры аренды земельных участков, на которых осуществлялась деятельность по продаже мяса, ул. К*, * и пр. **, **, расторгнуты. В ближайшее время не намерена заниматься деятельностью по продаже мяса. Представители третьего лица Департамента ветеринарии Ульяновской области Самсонова Н.И., Рузанова Т.Н., Жданов А.В. в судебном заседании иск прокурора поддержали, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске прокурора. Дополнительно пояснили, что Газеева Е.В. производила закупку мяса в тушах, полутушах, то есть, мясо промышленного изготовления, на это мясо должны быть сопроводительные документы, которые подтверждают качество и безопасность этого мяса. Это мясо промышленного изготовления при наличии клейма должно также и реализовываться в том виде, как оно приобретено. Газеева Е.В. же после покупки мяса в тушах самостоятельно, в неизвестных условиях, без проведения дополнительной ветеринарной экспертизы производила разрубы и реализовывала уже мясо в кусках (отрубах), таким образом, видоизменяя его, и на видоизмененное, обезличенное мясо уже не имела документов, подтверждающих его качество и безопасность. При осуществлении самостоятельно разрубов мяса возможна продажа иного мяса путем подмены, в том числе, и некачественного. Мясо в разрубах можно реализовывать лишь при условии, что оно является мясом непромышленного производства, а с личного хозяйства – на рынках, после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Представитель третьего лица Регионального управления № 172 ФМБА России, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддерживает. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ответчик Газеева Е.В. до **.0*.2012г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. **.0*.20.12г. проведена государственная регистрация прекращения физическим лицом Газеевой Е.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством серия 73 № ****, Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. К видам деятельности Газеевой Е.В. были отнесена торговля, в том числе, мясом, мясом птицы, иными продуктами из мяса и мяса птицы. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. Согласно ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997г. № 1263 утверждено Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении. Согласно п.2 Положения некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая: не соответствует требованиям нормативных документов; имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции; не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (для пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия); не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации; не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли; не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006г. № 422 утверждены Правила организации по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, в соответствии с которыми на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации выдаются ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз. Материалами дела установлено, что по результатам проведенной проверки выяснилось, что ИП Газеева Е.В. в торговых точках осуществляла реализацию мяса свинины в разрубленном виде на куски, что не оспаривалось и ответчиком в ходе рассмотрения дела. Какие-либо документы, подтверждающие безопасность и качество мяса, реализуемого в разрубах, проведение государственной ветеринарно-санитарной экспертизы реализуемого мяса в разрубах, Газеевой Е.В. представлено не было. Не были представлены такие документы и в ходе судебного разбирательства. Суд соглашается с доводами прокурора и Департамента ветеринарии Ульяновской области, поскольку они основаны на требованиях действующего законодательства. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. В розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области торговли по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений о соответствии таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм. Газеева Е.В. при реализации мяса подвергала приобретенные полутуши переработке и продавала разделанную мясную продукцию. При переработке, разрубе полутуш продукция видоизменяется, считается обезличенной, и при этом не подтверждается никакими документами, в связи с чем, необходима передача продукции на ветеринарно-санитарную экспертизу для повторного её клеймения. По смыслу вышеприведенных норм продавец обязан непосредственно перед реализацией пищевых продуктов провести ветеринарно-санитарную экспертизу своего товара и получить на него соответствующее заключение ветеринарной службы. Проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к товарам (мясо и мясопродукты). Провести идентификацию и соответствие мяса в разрубе имеющимся ветеринарным свидетельствам, выданным на полутуши, не предоставляется возможным, поскольку ветеринарное свидетельство выдано на мясо свинины в полутушах, а на реализации находится мясо свинины в разрубе. В силу ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и в сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг. Аналогичные положения содержатся и в ГОСТ Р 51074-2003. Доказательств, подтверждающих, что на реализуемых кусках мяса в разрубе, имелась маркировка, представлено не было. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению, что будет соответствовать как интересам неопределенного круга граждан, так и государственным интересам Российской Федерации. То обстоятельство, что деятельность Газеевой Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя в настоящее время прекращена, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не препятствует Газеевой Е.В. осуществлять торговлю мясом и мясной продукцией. В силу ст. 103 ГПК РФ с Газеевой Е.В. следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб. Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Прекратить деятельность Газеевой Е.В. по продаже мяса свинины охлажденного в разрубленном виде «на куски» (отруба). Взыскать с Газеевой Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб. На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 25 июля 2012 года. Судья Н.А. Пулькина Решение вступило в законную силу 02.10.2012 года.