№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 марта 2011 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Осипенко О.Б.
при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленивцевой Т* А* к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению времени работы в специальный стаж и о понуждении к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Ленивцева Т.А. обратилась в суд с данным иском, указав, что 07.09.2010 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, имеющему 25-летний стаж педагогической работы. Однако, ответчик не включил в её специальный стаж период с 30.07.1988 года по 31.08.1992 года (4 года 1 мес. и 1 день) в должности секретаря, заведующей отделом учащейся молодёжи Д* горкома ВЛКСМ, что она считает незаконным, поскольку в период её работы в вышеуказанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В силу указанного нормативного акта выборные должности в партийных и комсомольских органах приравнивалась, в частности к педагогическому стажу. Кроме того, она в спорный промежуток времени продолжала работать по совместительству учителем черчения в школе № **. Приказы о приёме и увольнении не сохранились, но факт осуществления ею преподавательской деятельности подтверждается карточками-справками, содержащими информацию о её должности и начисленной заработной плате. Просит обязать ответчика включить в её специальный стаж вышеуказанный период работы и назначить ей досрочную пенсию по старости.
В судебном заседании Ленивцева Т.А. исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что в качестве совместителя она работала все учебные года, начиная с 01 сентября по 31 мая следующего года.
Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву ответчик просит данное дело рассмотреть без участия представителя. Против удовлетворения исковых требований возражают, поскольку спорный период работы истицы не может быть засчитан в специальный стаж работы истицы по следующим основаниям. Так, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность «секретаря комитета» не предусмотрена, также как и ранее действующим законодательством, начиная с 01.10.1993 года. Хотя, законодательством, действующим на момент работы истицы в должности секретаря комитета включалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, однако, условия для назначения пенсий по указанному в иске Постановлению были менее благоприятными. Так, необходимым условием для включения работы в указанной должности в стаж для назначения льготной пенсии являлось наличие не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) в должностях и учреждениях, предусмотренных основным иском; пенсии назначались в размере всего лишь 40% в ставке заработной платы или оклада, а в настоящее время в размере 55% фактического заработка; пенсии ограничивались максимальным размером – 120 руб.; в случае поступления на работу пенсия вместе с заработком не должна была превышать 200 руб. Таким образом, работникам было выгоднее доработать недостающий льготный стаж по новому законодательству, чем оформлять пенсию по старым нормам. Данная позиция подтверждается постановлением Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Соответственно вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 применять в настоящее время не может.
Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд приходит к следующему.
Положения ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. ст. 18, 19, 55 ч. 1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, данный Основной закон имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. На это обращено внимание судов и в п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007г. № 5), согласно которому, при рассмотрении дел судам следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).
Из решения об отказе истице в назначении пенсии от 16.12.2010 года (протокол № 1725) следует, что Ленивцева Т.А. обращалась к ответчику за назначением досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, но получила отказ. При этом, из решения следует, что в стаж на соответствующих видах работ не был включен период её работы в должности секретаря, заведующей отделом учащейся молодежи Д* горкома ВЛКСМ с 30.07.1988 года по 31.08.1992 года. При в специальный стаж истицы были включены периоды её работы общей продолжительностью 21 год 1 мес. 2 дня. Давая оценку позиции ответчика, суд исходит из следующего.
Из записей в трудовой книжке истицы следует, что она с 29.07.1988 года по 19.09.1991 года работала секретарем, заведующей отделом учащейся молодёжи Д* городского комитета ВЛКСМ; с 20.09.1991 года по 17.01.1992 года – первым секретарём городского комитета ВЛКСМ и 18.01.1992 года по 31.08.1992 года – первым секретарём Д* городского комитета Российского Союза Молодёжи, что составляет 4 года 1 мес. 1 день (л.д. 9 – 18).
Вышеуказанные периоды работы относятся к периоду деятельности до 01 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, т.е. до введения в действие Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В данные периоды работы истицы в вышеуказанных должностях действовали, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж работы учителей, других работников просвещения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы на выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах (п.п. «а» п.1 Положения).
Согласно п. 4 названного Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР № 1397, время работы, указанное в пунктах 1, 2, 3 настоящего положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давало право на эту пенсию.
По постановлению Совета Министров СССР № 1397 пенсия за выслугу лет работникам просвещения по перечню учреждений, организаций и должностей, предусмотренных приложением № 1, назначалась учителям другим работникам просвещения при стаже по специальности не менее 25 лет.
На дату обращения за назначением пенсии истица имела более 2/3 стажа, дающего право на назначение пенсии, предусмотренной подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Подпункт 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Таким образом, периоды работы истицы с 30.07.1988 года (исходя из исковых требований) по 19.09.1991 года в должности секретаря, заведующей отделом учащейся молодёжи Д* городского комитета ВЛКСМ; с 20.09.1991 года по 17.01.1992 года в должности первого секретаря городского комитета ВЛКСМ и с 18.01.1992 года по 31.08.1992 года в должности первого секретаря Д* городского комитета Российского Союза Молодёжи подлежит включению органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Так, п. 3 постановления от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет» предусматривал сохранение за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано, обоснованно указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Истица Ленивцева Т.А. занимала штатную должность секретаря горкома ВЛКСМ (РСМ), и по действовавшему законодательству этот период, бесспорно, подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по выслугу лет.
В настоящее время при сохранении для граждан права на пенсию по выслуге лет (досрочной трудовой пенсии по старости) права истицы были ущемлены вследствие изменения в законодательстве, поскольку ответчик не включает период работы в вышеуказанных должностях в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 79 Закона РФ «О конституционном суде РФ», Постановление Конституционного Суда РФ действует непосредственно, оно окончательно и обжалованию не подлежит.
По правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2- П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы. .... и жалобами ряда граждан» - в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления правообладателя.
Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, Постановления Конституционного Суда РФ, в котором сформулирована его позиция в отношении оценки пенсионных прав граждан, суд находит, что исковые требования истицы о включении вышеуказанных спорных периодов работы являются законными и обоснованными. Удовлетворение иска в этой части отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан.
Более того, как следует из представленных суду карточек-справок Ленивцева Т.А. осуществляла свою трудовую деятельность в школе № ** в качестве учителя черчения в период с февраля 1989 года по ноябрь 1992 года.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически Ленивцева Т.А. в спорные периоды времени осуществляла и преподавательскую деятельность, что также предопределяет ее право на зачет вышеуказанных периодов в специальный стаж.
С учетом работы истицы в указанный период в должностях, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, суд приходит к выводу, что на 07.09.2010 года (день обращения с заявлением) у Ленивцевой Т.А. необходимый стаж составлял более 25 лет.
- 21 год 1 месяц и 2 дня засчитанные истице УПФ (ГУ) РФ в г. Димитровграде;
- период с 30.07.1988 года по 31.08.1992 года – 4 года 1 месяц 1 день.
Итого: 25 лет 2 месяца 3 дня.
Таким образом, исковые требования о понуждении ответчика к назначению указанного вида пенсии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что условия назначения пенсии за выслугу лет по ранее действующему законодательству были менее благоприятными, чем в настоящее время, суд не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не может предопределять необходимость юридической переоценки прав граждан, работавших в должностях, работа в которых давала права на назначение льготной пенсии. Ссылки ответчиков на ограниченный характер размера пенсии также несостоятельны в виду изменения в настоящее время экономической политики государства.
Также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что постановлением Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» было дано разъяснение о необходимости подсчёта периода работы, подлежащего включению в специальный стаж только согласно действующему законодательству при условии, что гражданин на день изменения пенсионного законодательства, не выработал весь необходимый стаж. Так, по мнению суда, данные разъяснения противоречат толкованию пенсионного законодательства Конституционным Судом РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ленивцевой Т* А* к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению времени работы в специальный стаж и о понуждении к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе включить в специальный стаж Ленивцевой Т* А* периоды ее работы с 30.07.1988 года по 19.09.1991 года в должности секретаря, заведующей отделом учащейся молодёжи Д* городского комитета ВЛКСМ; с 20.09.1991 года по 17.01.1992 года в должности первого секретаря городского комитета ВЛКСМ и с 18.01.1992 года по 31.08.1992 года в должности первого секретаря Д* городского комитета Российского Союза Молодёжи.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе назначить Ленивцевой Т* А* досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 07.09.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 29.03.2011 года.
Судья: О.Б. Осипенко
Решение вступило в законную силу 09.04.2011г.