о признании незаконным бездействия



№ 2-482/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 марта 2011 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Осипенко О.Б.

при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.

с участием помощника прокурора Душковой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области и Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда о признании незаконным бездействия, о понуждении к устранению выявленных нарушений и о понуждении к выполнению определённых обязанностей,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с данным иском, указав, что по результатам прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения данного законодательства в деятельности Администрации города и его отраслевого (функционального) органа - Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству (далее – Комитет) при обеспечении безопасности дорожного движения, заключающиеся в неполноте принимаемых мер при реализации полномочий на осуществление дорожной деятельности, предоставленных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131­-ФЗ), а также статьей 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В ходе проверки автомобильных дорог, расположенных в г. Димитровграде, выявлены нарушения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93).

Так, согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленных инспекторами ОГИБДД УВД по МО «г. Димитровград» состояние автомобильных дорог не соответствует требованиям п. 3.1.6. ГОСТ Р 50597-93, п. 2.1. Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ № ОС-548-р от 16.06.2003 года, а именно имеется зимняя скользкость и снежный накат на проезжих частях дорог в районе дома № 2* по ул. С* (акт от 11.01.2011 года), в районе дома № 4* по ул. Б* (акт от 16.01.2011 года), в районе улицы Г* «Путепровод» (акт от 26.01.2011 года), в районе дома № * по ул. М* (акт от 17.01.2011 года), на участке автодороги от дома № *1 по ул. Г* до дома № ** по ул. Г* (акт от 18.01.2011 года), в районе дома № 6* по ул. К* (акт от 16.01.2011 года), в районе дома № * по ул. З* п. Д* (акт от 18.01.2011 года), в районе дома № *** по ул. К* (акт от 18.01.2011 года), в районе дома № 3* по ул. Ш* (акт от 17.01.2011 года), в районе дома № 5* по ул. У* и в районе дома № 7* по ул. У* (акты от 01.02.2011 года) в г. Димитровграде Ульяновской области.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся указанным и дорогами, так как они создают существенное затруднение дорожного движения и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.

На основании пункта 2 части 3 статьи 43 Устава города Димитровграда, принятого решением Совета депутатов города от 14.05.2008 года № 74/946, к полномочиям Комитета относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 раздела 4 Положения о порядке использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в городе Димитровграде, утвержденного решением Совета депутатов города от 26.03.2008 года № 69/890, функции по организации дорожной деятельности осуществляет Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города.

В силу указанных норм Администрация города и Комитет наделены полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе обеспечению безопасности дорожного движения.

Неисполнение Администрацией города и Комитетом возложенных на них обязанностей ущемляет права граждан на безопасное дорожное движение.

Просит признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области и Комитета по жилищно­-коммунальному комплексу и строительству администрации муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области по невыполнению работ по ликвидации зимней скользкости и снежного наката на проезжих частях вышеуказанных дорог незаконным и обязать ответчиков ликвидировать данные нарушения, а также организовать надлежащее содержание и уборку указанных дорог.

В судебном заседании помощник прокурора Душкова К.Б. исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные изложенному в иске, дополнив, что фактически ответчики бездействуют с 11.01.2011 года по настоящее время. То обстоятельство, что Комитетом заключены договора подряда со сторонними организациями на устранение зимней скользкости и снежных накатов с проезжих частей дорог в г. Димитровграде, не может исключить ответственность указанного ответчика по надлежащему содержанию указанных дорог. Напротив, на Комитете лежит обязанность осуществления контроля за качеством проводимых подрядчиками работ по устранению зимней скользкости и снежных накатов. Администрация г. Димитровграда также является по данному делу надлежащим ответчиком, поскольку именно она является органом местного самоуправления, на который и возложена обязанность по содержанию дорог местного значения. Кроме того, она является распорядителем денежных средств местного бюджета, часть денежных средств из которого должна идти на вышеуказанные работы.

Представитель Администрации г.Димитровграда – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом.

Представитель Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда – Дунаев М.Ю., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 года, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ответчиком для обеспечения надлежащего исполнения работ по содержанию дорог заключены договора подряда со сторонними организациями. Контроль за их деятельностью Комитет может осуществлять только следующим способами, это пени, применение пониженного коэффициента, расторжение договора, а также вынесения предписаний по устранению нарушений. Комитет совместно с должностными лицами УВД по МО «г. Димитровград» неоднократно вносил предписание на устранение недостатков в содержание дорог, в том числе и по надлежащему устранению зимней скользкости и снежных накатов. Такой метод, как расторжение договора подряда приведёт к прекращению вообще какой-либо деятельности по содержанию дорог, поэтому Комитет использует применение к работам оплаты с пониженным коэффициентом. Кроме того, бюджет МО «г. Димитровград» не позволяет в достаточном количестве производить работы по удалению зимней скользкости и снежных накатов.

Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Исполнение указанных обязанностей возложено на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 15 ноября № 195-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Эти полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области (л.д. 31 – 76) структуру органов местного самоуправления составляют:

- Городская Дума г. Димитровграда Ульяновской области - представительный орган города;

- Глава города Димитровграда Ульяновской области - высшее должностное лицо г. Димитровграда;

- Администрация города Димитровграда - исполнительно-распорядительный орган г.Димитровграда.

В структуру Администрации г.Димитровграда входят отраслевые (функциональные) органы, созданные в качестве муниципальных учреждений, образованные для осуществления управленческих функций, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве юридических лиц, в том числе Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству.

В соответствии со ст. 42 Устава г. Димитровграда организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ отнесено к полномочиям указанного отраслевого (функционального) органа Администрации г. Димитровграда, а потому суд считает, что Администрация г. Димитровграда в лице ее функционального органа - Комитета по ЖКК и С несет ответственность за надлежащее осуществление полномочий в области дорожной деятельности и обеспечения дорожной безопасности.

По мнению суда, Администрации г. Димитровграда по данному делу также является надлежащим ответчиком, поскольку именно указанный ответчик в лице своего функционального органа является органом местного самоуправления, наделенным вышеуказанными полномочиями.

Из представленных суду актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленных инспекторами ОГИБДД УВД по МО «г. Димитровград», выявлено, что состояние автомобильных дорог не соответствует требованиям п. 3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 и п. 2.1. Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ № ОС-548-р от 16.06.2003 года, а именно имеется зимняя скользкость и снежный накат на проезжих частях дорог в районе дома № 2* по ул. С* (акт от 11.01.2011 года), в районе дома № 4* по ул. Б* (акт от 16.01.2011 года), в районе улицы Г* «Путепровод» (акт от 26.01.2011 года), в районе дома № * по ул. М* (акт от 17.01.2011 года), на участке автодороги от дома № ** по ул. Г* до дома № * по ул. Г* (акт от 18.01.2011 года), в районе дома № 6* по ул. К* (акт от 16.01.2011 года), в районе дома № * по ул. З* п.Д* (акт от 18.01.2011 года), в районе дома № 2** по ул. К* (акт от 18.01.2011 года), в районе дома № 3* по ул. Ш* (акт от 17.01.2011 года), в районе дома № 5* по ул. У* и в районе дома № 7* по ул. У* (акты от 01.02.2011 года) в г. Димитровграде Ульяновской области (л.д. 7 – 17).

В соответствии с п. 3.1.6 раздела 3 ГОСТ Р 50597-­93 и примечанием к данному пункту сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик составляет от 4-х до 6-ти часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Поскольку выявленные нарушения не обеспечивают безопасности дорожного движения, а вследствие этого и безопасность жизни и здоровья граждан, что подтверждается классификацией зимней скользкости, предусмотренной п. 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ № ОС-548-р от 16.06.2003 года, поэтому требования прокурора о признании бездействия органов местного самоуправления в этой части должны быть признаны незаконными и на ответчиков должна быть возложена обязанность по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями государственных стандартов, а также по организации надлежащего содержания и уборки вышеуказанных дорог г. Димитровграда Ульяновской области.

Ответчиками не было представлено суду доказательств надлежащего исполнения своих полномочий в области дорожной деятельности.

Суду были представлены муниципальные контракты № 180 и № 181 от 31.12.2010 года, согласно которым Комитет поручил выполнение работ по содержанию автомобильных дорог ООО «Чистый город» и ООО «ВолгаИнжинирингСпецТранс». Однако, наличие данных договоров не может свидетельствовать об освобождении ответчиков от обязанности по надлежащему обеспечению дорожной деятельности.

Как пояснил в судебном заседании представитель Комитета, данным органом производятся контрольные функции по проведению работ подрядчиками. Данный довод суд также не может принять во внимание, поскольку наличие мероприятий по контролю само по себе не свидетельствует о выполнении своих функциональных обязанностей по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог г. Димитровграда. Другими словами осуществление органом местного самоуправления контроля за деятельностью организаций, которым было поручено выполнение муниципального заказа, в данном случае своевременное устранение зимней скользкости дорог, должно носить характер, позволяющий своевременное и надлежащее содержание автомобильных дорог.

Ссылка представителя ответчика на то, что бюджет МО «г. Димитровград» не позволяет в достаточном количестве производить работы по удалению зимней скользкости и снежных накатов, является несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о законности действий (бездействия) Администрации г. Димитровград и Комитета.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области и Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда о признании незаконным бездействия, о понуждении к устранению выявленных нарушений и о понуждении к выполнению определённых обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области в лице отраслевого органа - Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда - в части неисполнения обязанностей по выполнению работ по ликвидации зимней скользкости и снежного наката на проезжих частях дорог в районе дома № 2* по ул. С*, в районе дома № 4* по ул. Б*, в районе улицы Г* «Путепровод», в районе дома № * по ул. М*, на участке автодороги от дома № ** по ул. Г* до дома № * по ул. Г*, в районе дома № 6* по ул. К*, в районе дома № *по ул. З* п. Д*, в районе дома № 2** по ул. К*, в районе дома № 3* по ул. Ш*, в районе дома № 5* по ул. У* и в районе дома № 7* по ул. У* в г. Димитровграде Ульяновской области.

Обязать Администрацию муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области в лице отраслевого органа - Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда ликвидировать зимнюю скользкость и снежные накаты на проезжих частях дорог в районе дома № 2* по ул. С*, в районе дома № 4* по ул. Б*, в районе улицы Г* «Путепровод», в районе дома № * по ул. М*, на участке автодороги от дома № 2* по ул. Г* до дома № * по ул. Г*, в районе дома № 6* по ул. К*, в районе дома № * по ул. З* п. Д*, в районе дома № 2** по ул. К*, в районе дома № 3* по ул. Ш*, в районе дома № 5* по ул. У* и в районе дома № 7* по ул. У* в г. Димитровграде Ульяновской области, а также организовать надлежащее содержание и уборку указанных дорог г. Димитровграда Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 28.03.2011 года.

Судья: О.Б. Осипенко

Решение вступило в законную силу 08.04.2011г.