дело №2-351\2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Димитровград 31 марта 2011 года
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой, при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биляндра О.Н. к Администрации г.Димитровграда о признании права собственности на самовольно возведенные строения,
УСТАНОВИЛ:
Биляндра О.Н. обратилась в суд с указанным иском, указав, что она приходится дочерью Биляндра В.А., умершей в 2001 году. При жизни мать составила завещание, в соответствии с которым после ее смерти принадлежащий ей жилой дом с земельным участком по ул. О*, * г.Димитровграда должен перейти в собственность истицы. Наследство было принято ею в установленном порядке, однако оформить право собственности на наследственное имущество она не может, поскольку к моменту обращения к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство жилой дом №* по ул. О* г.Димитровграда разрушился, сохранились лишь возведенные без разрешения хозяйственные постройки. Земельный участок перешел в пользование матери вместе с домом на основании договора купли-продажи дома. Оформить право на земельный участок мать не успела, поскольку вскоре после покупки дома умерла.
Просила признать за ней право собственности в порядке наследования на самовольно возведенные хозяйственные постройки: сарай литера Г2, гараж литера Г1, баня литера Г3, навес литера Г4, уборная литера У, ограждения литера II,V расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. О*, *.
В предварительное судебное заседание истец Биляндра О.Н. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Соловых О.А.
Представитель истца Соловых О.А., действующая на основании доверенности поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что после приобретения дома в период жизни наследодателя, а также после ее смерти, истец произвела строительство хозяйственных построек на земельном участке, устно согласовав с соседями их размещение. Разрешение на строительство она не получала. Старый бревенчатый дом, находившийся на земельном участке, разрушился в силу ветхости. В настоящее время постройки на земельном участке не нарушает чьих-либо прав и интересов. Истец согласна провести компенсирующие мероприятия противопожарного характера, покрасить стены бани и рамы окон гаража огнестойкой краской, заменить кровлю гаража на огнестойкий материал. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель Администрации г. Димитровграда, представитель Управления федеральной службы кадастра, картографии и регистрации в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом. Представитель Администрации города просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц собственники смежных домовладений по ул. О*, №* и №* Масленникова В.С., Мухина Н.Н., Волков А.Н., Сергачева Т.Н. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против сохранения построек истца и удовлетворения заявленного иска.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Из технического паспорта на домовладение №* по ул. О* г.Димитровграда по состоянию на **.11.2000 г. видно, что на земельном участке имелся жилой дом литера А, сени литера а, навес литера Г., уборная литера У, 4 ограждения (л.д.38-53).
Согласно договору купли-продажи от **.12.2000 года, Биляндра В.А. приобрела у М*ой Н.Г. и М*а А.Б. жилой дом по адресу г.Димитровград ул. О*, *. Жилой дом на момент приобретения состоял из основного рубленого из бревен и брусчатого строения полезной площадью 32.2 кв.м. На земельном участке площадью 600 кв.м. были также расположены сени, навес, уборная и 4 ограждения.
В соответствии с п.10 договора купли-продажи Биляндра В.А. приобретает право пользования земельным участком, занятым отчуждаемым жилым домом и необходимым для его использования ( л.д.9-10).
Право собственности Биляндра В.А. зарегистрировано в Управлении федеральной регистрационной службы по Ульяновской области **.01.2001 г. ( л.д. 11).
Согласно свидетельству о смерти от **сентября 2003 года Биляндра В.А. умерла ** июля 2001 года в г.Димитровграде ( л.д.12).
Из материалов наследственного дела к имуществу Биляндра В.А. видно, что истец является единственным наследником по закону на имущество Биляндра В.А., ** ноября 2001 года истец обратилась с заявлением о принятии наследства. ** февраля 2002 года ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад, принадлежащий Биляндра В.А. В деле имеется завещание Биляндра В.А., удостоверенное нотариусом Ягуртовой Н.В., согласно которому жилой дом с земельным участком по ул. О* ** г.Димитровграда завещан дочери Биляндра О.Н.
С учетом изложенного, в силу ст. 218 ГК РФ с 23.11.2001 года истец приобрела в собственность жилой дом в порядке наследования после смерти Биляндра В.А.
Согласно ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из представленного суду технического паспорта домовладения №* по ул. О* г.Димитровграда по состоянию на **.11.2010 г. следует, что на земельном участке имеется гараж ( литера Г1), баня ( литера Г3), навес ( литера Г4), уборная ( литера У), ограждения ( литеры II, V), в отношении которых отсутствуют сведения о регистрации ( л.д.54-56).
Из пояснений представителя истца следует, что имеющиеся самовольные постройки возведены истицей после смерти Биляндра В.А.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по заключению которой возведенные на земельном участке по ул. О*, * в г.Димитровграде строения сарай, навес, гараж, уборная, ограждения соответствуют строительным градостроительным и противопожарным нормам, за исключением нарушений требований ст. 69 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части недостаточного противопожарного расстояния между гаражом, баней и соседними постройками. Указанное нарушение носит массовый характер из-за традиционно плотной застройки в этом районе, обусловленной небольшой шириной земельных участков. Для приведения бани в соответствии с требованиями противопожарных норм необходимо выполнить следующие работы: подвергнуть огнезащите деревянные конструкции выступающей части обрешетки (карниза) бани (литера Г3) и деревянные конструкции окон, обращенных в сторону д.* по ул. О* г.Димитровграда, путем пропитки древесины водными растворами огнезащитных солей, покрытия древесины огнезащитными красками, лаками, обмазками; выполнить кровлю гаража из негорючего материала.
Оценивая изложенное. суд приходит к выводу, что истец приобрела право на жилой дом, находившейся на земельном участке №* по ул. О* г.Димитровграда в порядке наследования по завещанию, однако ее право собственности не было зарегистрировано в установленном порядке. После приобретения наследства истец осуществила снос ветхого жилого дома и осуществление строительства новых объектов - хозяйственных построек на земельном участке, право пользования которого имелось у наследодателя. Истец имела право на земельный участок, на котором был расположен жилой дом, приобретенный ей в порядке наследования. В судебном заседании установлено, что возведенные истцом строения не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку возведены они с соблюдением СНиП. При этом суд принимает во внимание согласие собственников смежных домовладений на сохранение спорных построек. С учетом изложенного, исковые требования Биляндра О.Н. подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает необходимым возложить на истца обязанность по осуществлению противопожарных мероприятий в отношении возведенных построек. За истицей следует признать право собственности на самовольно возведенный гараж ( литера Г1), баню ( литера Г3), навес ( литера Г4), уборную ( литера У), ограждения ( литеры II, V), расположенные на земельном участке по адресу г.Димитровград ул. О*, д.* с одновременным возложением обязанности проведения противопожарных мероприятий согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы. Учитывая, что для проведения указанных мероприятий требуется продолжительное время, их проведение возможно в теплое время года, суд полагает необходимым обязать истца выполнить денные мероприятия, а именно: подвергнуть огнезащите деревянные конструкции выступающей части обрешетки (карниза) бани (литера Г3) и деревянные конструкции окон гаража ( литера Г1), обращенных в сторону д* по ул. О* г.Димитровграда, путем пропитки древесины водными растворами огнезащитных солей, покрытия древесины огнезащитными красками, лаками, обмазками; выполнить кровлю гаража из негорючего материала в срок до 1 июля 2011 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Биляндра О.Н. удовлетворить.
Признать за Биляндра О.Н. право собственности на строения: гараж ( литера Г1), баня ( литера Г3), навес ( литера Г4), уборная ( литера У), ограждения ( литеры II, V), расположенные на земельном участке по адресу г.Димитровград ул. О*, д.*.
Обязать Биляндра О.Н. произвести противопожарные мероприятия в отношении строений бани и гаража, а именно подвергнуть огнезащите деревянные конструкции выступающей части обрешетки (карниза) бани ( литера Г3) и деревянные конструкции окон гаража ( литера Г1), обращенных в сторону д.231 по ул. О* г.Димитровграда, путем пропитки древесины водными растворами огнезащитных солей, покрытия древесины огнезащитными красками, лаками, обмазками; выполнить кровлю гаража из негорючего материала в срок до 1 июля 2011 года.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности Биляндра О.Н. на гараж ( литера Г1), баню ( литера Г3), навес ( литера Г4), уборную ( литера У), ограждения ( литеры II, V), расположенные на земельном участке по адресу г.Димитровград ул. О*, д.*.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения-5 апреля 2011 года.
Судья: С.Н. Орлова
Решение вступило в законную силу 16.04.2011 года