Дело № 5-36/2010г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 июля 2010 года г. Димитровград
пр. Автостроителей, 51А
Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Пулькина Н.А.,
с участием помощника прокурора г. Димитровграда Салахутдиновой Г.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Гусейнова А.М., 1*.10.195* года рождения, уроженца с. Д**** Т** района р. Азербайджан, имеющего высшее образование, женатого, индивидуального предпринимателя, проживающего в г. Димитровграде, ул.Липкина, *,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведенной прокуратурой г. Димитровграда с 2*.04.2010г. по 0*.05.2010г. проверки соблюдения экологического законодательства в деятельности ИП Гусейнова А.М., осуществляющего эксплуатацию станции технического обслуживания автомобилей, расположенной в г. Димитровграде, ул. Жукова, *, было выявлено нарушение, выразившиеся в том, что Гусейновым А.М. не был заключен договор на утилизацию отходов со специализированной организацией. Таким образом, Гусейнов А.М. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ.
Прокурором г. Димитровграда 12.05.2010г. было вынесено постановление о возбуждении в отношении Гусейнова А.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. При этом в постановлении указано, что Гусейновым А.М. не был заключен договор на утилизацию отходов 3 класса опасности со специализированной организацией, а также у Гусейнова А.М. отсутствовали паспорта опасных отходов на ртутные лампы; песок, загрязненный маслами; обтирочный материал, загрязненный маслами; мусор от бытовых помещений; всплывающую пленку из нефтеуловителей; на шлам очистки трубопроводов и емкостей.
При рассмотрении дела в суде Гусейнов А.М. вину признал частично, пояснив, что с 0*.06.2010г. он уже заключил договор с ООО «П***Р» на утилизацию отходов, данная организация имеет лицензию. Для получения паспортов на опасные отходы сначала необходимо пройти исследования для определения класса их опасности. Уже запланировано посещение специалистами лаборатории для отбора проб. Если класс опасности подтвердится, то он в дальнейшем будет заказывать паспорта на опасные отходы.
Помощник прокурора г. Димитровграда Салахутдинова Г.И. при рассмотрении дела пояснила, что какие-либо исследования для определения класса опасности отходов в ходе производства по делу не проводились, но предполагается, что отходы в виде нефтешлама относятся к третьему классу опасности, документы, подтверждающее это обстоятельство, отсутствуют. Полагала, что за отсутствие договора на утилизацию отходов действия Гусейнова А.М. следует квалифицировать по ст. 8.1 КоАП РФ.
Заслушав пояснения Гусейнова А.М., заключение прокурора, суд находит установленной вину Гусейнова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Гусейнов А.М. является собственником земельного участка, находящегося в г. Димитровграде, ул. Жукова, *, и расположенного на нем нежилого помещения – автомойки, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 0*.12.200*г., от 1*.03.20**г.
Гусейнов А.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством серии хх № *****.
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу п.74 ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности) подлежит лицензированию.
В ходе проверки было установлено, что ИП Гусейнов А.М. договор на утилизацию отходов со специализированной организацией не заключил, договор был им заключен лишь 0*.06.2010г., следовательно, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Суд полагает, что действия Гусейнова А.М. были неверно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом, в данной норме приведены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения,
обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
На основании анализа указанных норм суд полагает, что ответственность Гусейнова А.М. по ст. 8.2 КоАП РФ исключается, поскольку его деятельность не связана непосредственно с обращением с отходами производства. Вместе с тем, нарушения законодательства Гусейновым А.М. были установлены.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Исходя из анализа санкций статей 8.1 и 8.2 КоАП РФ, изменение квалификации в рассматриваемой ситуации возможно, поскольку положение Гусейнова А.М. при этом не ухудшается.
Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении также следует, что Гусейнов А.М. привлекается к административной ответственности за отсутствие паспортов опасных отходов.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ч.2, ч.3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
15.08.2007г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан Приказ № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Согласно Приказу для получения паспорта отходов необходимо вначале получение свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511. Для получения свидетельства о классе опасности отходов необходима информация, включающая сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания. Исследование проводится имеющей аккредитацию лабораторией.
В ходе рассмотрения дела доказательств, подтверждающих, что деятельность Гусейнова А.М. связана с отходами, в отношении которых паспортизация является обязательной, представлено не было. Из пояснений помощника прокурора следует, что отбор проб отходов и их исследование не производилось, в связи с чем, суд лишен возможности сделать определенный вывод о классе опасности отходов, определение класса опасности в ходе рассмотрения дела не представляется возможным.
Согласно ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного оснований для привлечения Гусейнова А.М. к административной ответственности за отсутствие паспортов отходов не имеется.
При назначении административного наказания Гусейнову А.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить индивидуальному предпринимателю Гусейнову А.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с перечислением денежных средств на счет Управления Федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области (Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области), р/с 40101810100000010003, ИНН 7325053978, КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 20311625050010000140.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Пулькина
Постановление вступило в законную силу 27.07.2010 года.