правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ



Дело № 5-91/2010г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 ноября 2010 года г.Димитровград

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Орлова С.Н., при секретаре Низамовой Л.Т., с участием прокурора Салахутдиновой Г.И., рассмотрев в зале суда № 15, расположенном в г. Димитровграде, пр. Автостроителей, 51А, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении местной религиозной организации Свидетелей Иеговы, расположенной в г. Димитровграде, ул. С*, 30,

У С Т А Н О В И Л:

Местной религиозной организацией Свидетели Иеговы ** октября 2010 года в помещениях административного здания, расположенном по адресу г.Димитровград ул.С*, 30 допущены нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 (ППБ 01-03), СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно:

в нарушение п. 3 ППБ №01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313; п.14 НПБ Обучение МПБ не представлена программа вводного противопожарного инструктажа; обучение МПБ не представлена программа первичного противопожарного инструктажа (п.3 ППБ 01-03; п.18 НПБ обучение МПБ); руководитель и работники организации, ответственные за пожарную безопасность, не проходили обучения пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (п.3ППБ 01-03; п.31 НПБ ); с персоналом не проведен противопожарный инструктаж с отметкой в журнале инструктажей; журнал инструктажей не представлен (п.7 ППБ 01-03) ; не представлен график проведения повторного противопожарного инструктажа, в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации (п.3 ППБ 01-03, п. 23 НПБ Обучение МПБ); автоматическая пожарная сигнализация не обслуживается, не представлен договор на обслуживание (п. 96 ППБ 01-03); не представлен журнал учета средств пожаротушения (прил. №3 п.п. 18,19 ППБ 01-03); светильники в помещениях не в полном объеме оборудованы плафонами, предусмотренными конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03); в коридоре 2 этажа настелен линолеум с не установленными показателями пожарной опасности; сертификат пожарной безопасности не представлен ( п.3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97); не проводятся практические тренировки эвакуации людей в случае возникновения пожара( п. 16 ППБ 01-03); не выполнено испытание наружной металлической лестницы; не представлены акты (п. 41 ППБ 01-03), ручные пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации установлены на высоте более 1,5 м.( п.3 ППБ 01-03, п. 12.41 НПБ 88-2001); прибор автоматической пожарной сигнализации установлен на высоте более 1,5 м. (п.3 ППБ 01 -03, п. 12.52 НПБ 88-2001), отсутствует инструкция о порядке действий персонала при получении сигнала о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики (п. 97 ППБ 01-03); в помещении пожарного поста (где установлен прибор автоматической сигнализации) отсутствует аварийное освещение (п.3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001); на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03); «Обучение мерам пожарной безопасности» вахтеры, осуществляющие круглосуточную охрану объектов, не прошли пожарно - технический минимум п.3 ППБ 01-03, п. 39 НПБ; в помещении 2-го этажа и в лестничной клетке допускается хранение газовых баллонов «Пропан» п. 40 ППБ 01-03; в электрощите 2-го этажа установлена временная переноска, выполненная с нарушением требований ПУЭ ( п.п. 57, 58 ППБ 01-03); электрические провода и кабели системы оповещения людей о пожаре проложены открыто, без применения не горючих коробов (п.3 ППБ 01-03, п. 3.9 НПБ 104-03).

Таким образом, в действиях местной религиозной организации Свидетели Иеговы содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В судебном заседании представители местной религиозной организации ( далее- МРО) Свидетели Иеговы Садыкова А.П., Попов И.С., действующие на основании доверенностей и Балашов И.Ю., действующий на основании устава, вину в совершенном правонарушении не признали, просили производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Представитель Балашов И.Ю. пояснил, что проверка соблюдения требований противопожарных норм и правил проводилась без предупреждения, он не мог представить документов по пожарной безопасности, которые находились вне здания. По достигнутой договоренности ему должны были представить запросы о необходимых документах, но этого не произошло, при осмотре второго этажа он пояснял, что этаж не эксплуатируется. Вход на второй этаж производится с улицы. Баллон с газом «Пропан» был пуст, о чем он сообщил инспектору. Инспектор производил записи в карманный блокнот, измерений не осуществлял, по результатам проверки ему не предъявили акта. Запрос с перечнем документов ему так и не представили. По полученной повестке он явился в здание прокуратуры, где ему предъявили на подписание акт проверки. Поскольку он был частично согласен с нарушениями, данный акт он подписал. Его объяснения были напечатаны неполно. В настоящее время все нарушения, обнаруженные в неэксплуатируемой части здания, в частности светильники без плафонов, линолеум, короба на электропроводке и кабелях оповещения людей, газовый баллон, устранены. Второй этаж здания готовится к ремонту, пребывание там людей исключено. Замечаний, относящихся к иной части здания, на момент проверки не имелось.

Представитель Садыкова А.П. пояснила, что проведенная прокурором совместно с инспектором пожарного надзора проверка является незаконной, проведенной без оснований. При ее проведении участвовал специалист, который мог быть привлечен только для выяснения уже возникших вопросов прокурора. Участие инспектора государственного пожарного надзора в проведении проверки предусматривало необходимость соблюдения Административного регламента МЧС и ФЗ №294 –ФЗ от 26.12.2008. В нарушение этих требований закона проверка проведена без предварительного уведомления, без распоряжения. Составленный акт проверки является недопустимым доказательством. Не соблюдены правила составления акта, в нем отсутствовала подпись лица. проводившего проверку- помощника прокурора. Несмотря на то, что перечисленные в акте документы о соблюдении противопожарных норм руководитель не обязан был представлять по запросу, все указанные документы имелись в наличии. Договор на обслуживание пожарной сигнализации был заключен и действовал на момент проверки, светильники, линолеум были демонтированы 25.10.2010 г., пожарные извещатели находились на необходимой высоте, а вывод инспектора о несоблюдении высоты размещения сделан без измерений; газовые баллоны убраны, короба электропроводки заменены на металлические, при этом у проверяющих не было доказательств того, что имевшиеся провода не соответствовали условию о времени до отказа работы.

Представитель Попов И.С. пояснил, что противопожарные нормы и правила всегда соблюдаются в организации, а выявленные нарушения устраняются в кратчайший срок.

Исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля М*ва В.В., выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым назначить МРО наказание за совершенное правонарушение, судья приходит к следующему.

Частью первой ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Административное наказание за совершение данного правонарушения предусмотрено в виде административного штрафа от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 29.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313.

В силу п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 29.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из акта проверки от ** октября 2010 года, проведенной прокурором совместно с инспектором пожарного надзора следует, что на момент проверки в помещениях организации Свидетели Иеговы, расположенном в г.Димитровграде по ул.С*,30, имелись нарушения Правил Пожарной безопасности (ППБ 01-03), СниП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», перечень которых приведен в акте.

Указанный акт судья находит возможным принять в качестве доказательства виновности юридического лица, поскольку он составлен компетентным лицом при соблюдении требований закона.

Приведенные законными представителя МРО « Свидетели Иеговы при рассмотрении дела доводы о недопустимости данного акта являются необоснованными и не могут быть приняты судьей.

Ссылка законных представителей на отсутствие оснований для проверки несостоятельна, поскольку в соответствии со ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Наличие оснований для проведения проверки подтвердила в судебном заседании помощник прокурора Салахутдинова Г.И.

Согласно п. 1. ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Надзор за соблюдением законодательства о пожарной безопасности, являющейся частью общественной безопасности, направлен в том числе на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

При реализации данных полномочий прокурором Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении действий прокурора не распространяется.

Так, в соответствии с п.3 ст.1 вышеуказанного закона, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора и правосудия.

Таким образом, судья приходит к выводу, что при проведении прокурором **.10.2010 года проверки соблюдения МРО Свидетели Иеговы при эксплуатации здания по ул.С*,30 г.Димитровграда законодательства о пожарной безопасности действия прокурора соответствовали закону.

Ссылка представителя МРО о фактическом проведении проверки инспектором государственного пожарного надзора несостоятельна, поскольку как следует из постановления о возбуждения дела об административном правонарушении, именно прокурором проведена проверка с привлечением специалиста отдела государственного пожарного надзора. В силу п.2 ч.1 ст. 22 закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Поскольку вопросы о соответствии административного здания требованиям ППБ и СНиП носят технический характер и для их разрешения требуется наличие специальных познаний, для выяснения данных вопросов в ходе проведения проверки прокурор вправе привлекать специалистов. Такое участие специалиста в совместном осмотре зданий в рамках п.2 ч.1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» не выходило за пределы полномочий привлеченного специалиста.

Доводы представителей об отсутствии в вышеуказанном акте подписи прокурора, проводившего проверку, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Из пояснений участвующего в деле помощника прокурора Салахутдиновой Г.И., данный акт был подписан, однако по ошибке не был приложен к материалам административного дела. В повторно представленном прокурором акте от **.10.2010 г. подпись лица, проводившего проверку, имеется.

Кроме того, судом обозревалась копия имевшегося в распоряжении представителя МРО Попова И.Ю. акта проверки от **.10.2010 г., полученного Балашовым И.Ю. после его составления, в котором подпись помощника прокурора Денисова М.Е. имелась. Таким образом, доводы представителей МРО Свидетели Иеговы об отсутствии подписи должностного лица прокуратуры г.Димитровграда являются надуманными.

Доводы относительно отсутствия на момент проверки **.10.2010 г. нарушений, указанных в п.п.1-7,10,14,17 акта, касающихся оформления документации, опровергаются показаниями свидетеля М*а В.В., который показал, что данных документов в нарушение ППБ в здании на момент проверки не имелось. Государственный инспектор г. Димитровграда по пожарному надзору М* В.В., кроме того, показал, что принимал участие в проверке помещений, проводимой прокуратурой г. Димитровграда, в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые были отражены в акте. Нарушения являлись существенными и создавали угрозу жизни и здоровью людей, приходящих на встречи в проверяемое помещение.

Факт несоответствия ППБ второго этажа здания организации по ул.С*, 30 г.Димитровграда ( п.п. 8,9,18,19,20) не оспаривался в судебном заседании представителем МРО Балашовым И.Ю. Доводы представителей организации о том, что данная часть здания не эксплуатировалась в связи с ремонтными работами, что не обязывало выполнять ППБ, не основаны на законе. Каких-либо изъятий в перечне противопожарных норм и правил в отношении помещений, в которых проводятся ремонтные работы, действующие Правила пожарной безопасности не содержат.

Таким образом, судья приходит к выводу, что вина некоммерческой организации МРО Свидетели Иеговы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств- актом проверки от 19.10.2010 года, показаниями свидетеля М*а В.В., постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении.

При решении вопроса о виде и мере наказания суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

В силу ч.1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

С учетом характера и объема допущенных нарушений, принимая во внимание, что большинство нарушений ППБ в настоящее время некоммерческой организацией устранено, суд считает целесообразным избрать в отношении местной религиозной организации Свидетели Иеговы административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации административного здания по ул. С*, 30 в г. Димитровграде, с зачетом фактически отбытого к моменту отмены судебного постановления и ранее назначенного наказания. Исполнение ранее назначенного административного приостановления деятельности фактически отменено 22 ноября 2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Назначить местной религиозной организации Свидетелей Иеговы за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации административного здания, расположенного в г. Димитровграде, ул. С*, 30, сроком на 31 сутки.

Зачесть в срок наказания период административного приостановления деятельности Местной религиозной организации Свидетели Иеговы по эксплуатации административного здания, расположенного в г. Димитровграде, ул. С* д. 30, с 23 октября по 22 ноября 2010 года.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.Н. Орлова

Постановление вступило в законную силу 06.12.2010 года.