ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 декабря 2010 года г. Димитровград
пр. Автостроителей, 51А
Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Атаманова Т.П.,
с участием помощника прокурора г. Димитровграда Салахутдиновой Г.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Серенкова Ю.В., 12.04.1972 года рождения, уроженца с.К* С* района К* области, имеющего высшее образование, женатого, индивидуального предпринимателя, проживающего в г. Димитровграде, ул.*-*, зарегистрирован ул.* *-*,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведенной прокуратурой г. Димитровграда с 25.11.2010г. по 29.11.2010г. проверки соблюдения экологического законодательства в деятельности ИП Серенкова Ю.В., осуществляющего замену автомобильных масел в гараже № *, расположенном в г. Димитровграде, ул. С*, в ГСК «*», было выявлено нарушение, выразившиеся в том, что Серенковым Ю.В.. не был заключен договор на утилизацию отходов со специализированной организацией, не составлен паспорт опасных отходов и т.д.. Таким образом, Серенков Ю.В.совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Прокурором г. Димитровграда 30.11.2010г. было вынесено постановление о возбуждении в отношении Серенкова Ю.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. При этом в постановлении указано, что Серенковым Ю.В.не был заключен договор на утилизацию отходов 3 класса опасности со специализированной организацией, а также у Серенкова Ю.В. отсутствовали паспорта опасных отходов на ртутные лампы; песок, загрязненный маслами; обтирочный материал, загрязненный маслами.
При рассмотрении дела в суде Серенков Ю.В. вину признал частично, пояснив, что с 01.12.2010г. он уже заключил договор с ООО «П*» на утилизацию отходов, данная организация имеет лицензию. Так же он получил паспорта на опасные отходы, пройдя исследования для определения класса их опасности.
Помощник прокурора г. Димитровграда Салахутдинова Г.И. при рассмотрении дела пояснила, что какие-либо исследования для определения класса опасности отходов в ходе производства по делу не проводились, но предполагается, что отходы в виде автомасел относятся к третьему классу опасности, документы, подтверждающее это обстоятельство, отсутствуют.
Заслушав пояснения Серенкова Ю.В., заключение прокурора, суд находит установленной вину Серенкова Ю.В.в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Серенков Ю.В.. является арендатором гаража № * в ГСК «*», находящегося в г. Димитровграде, ул. С*, что подтверждается договором аренды от 15.06.2010 года.
Серенков Ю.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством серии *.
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу п.74 ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности) подлежит лицензированию.
В ходе проверки было установлено, что ИП Серенков Ю.В. договор на утилизацию отходов со специализированной организацией не заключил, договор был им заключен лишь 01.12.2010г., следовательно, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Суд полагает, что действия Серенкова Ю.В. были неверно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом, в данной норме приведены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения,
обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
На основании анализа указанных норм суд полагает, что ответственность Серенкова Ю.В. по ст. 8.2 КоАП РФ исключается, поскольку его деятельность не связана непосредственно с обращением с отходами производства. Вместе с тем, нарушения законодательства Серенковым Ю.В. были установлены.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Исходя из анализа санкций статей 8.1 и 8.2 КоАП РФ, изменение квалификации в рассматриваемой ситуации возможно, поскольку положение Серенкова Ю.В. при этом не ухудшается.
Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении также следует, что Серенков Ю.В. привлекается к административной ответственности за отсутствие паспортов опасных отходов.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ч.2, ч.3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
15.08.2007г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан Приказ № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Согласно Приказу для получения паспорта отходов необходимо вначале получение свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511. Для получения свидетельства о классе опасности отходов необходима информация, включающая сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания. Исследование проводится имеющей аккредитацию лабораторией.
В ходе проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверки не были проведены исследования отходов, вырабатываемых при осуществлении деятельности ИП Серенковым Ю.В. В настоящее время данные паспорта получены Серенковым Ю.В.-21.12.2010 года. Основная часть отходов имеет 4 класс опасности.
При назначении административного наказания Серенкову Ю.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить индивидуальному предпринимателю Серенкову Ю.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с перечислением денежных средств на счет Управления Федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области (Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области), р/с 40101810100000010003, ИНН 7325053978, КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 20311625050010000140.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Атаманова Т.П.
Постановление вступило в законную силу 12.01.2011 года.