ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 января 2011 года г. Димитровград
пр. Автостроителей, 51А
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Пулькиной Н.А., при секретаре Кузнецовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», расположенного в г. Димитровграде, ул. К***, **,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проверки медицинской деятельности ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области», проведенной 10.12.2010г., были выявлены нарушения лицензионных условий: п.п. «е», п.п. «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30, выразившиеся в следующем.
В нарушении Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.04.1998г. № 140 «Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных» в ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» пациентам, страдающим опийной наркоманией, лабораторные исследования и медикаментозная терапия не проводятся; лица, находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу наркомании, не получают противорецидивную терапию лекарственными препаратами.
В нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» средними медицинскими работниками учреждения не выполняют в полном объеме назначенные врачом лечебные мероприятия.
В нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» в ходе профилактических осмотров не собираются амнестические данные, жалобы, не измеряется рост, вес, не определяется острота зрения и слуха, не проводится спирометрия.
В ходе проверки выявлено хранение лекарственных препаратов с истекшим сроком годности: Аспаркам «Здоровье» в количестве 40 таблеток, дата изготовления 25.10.2007г., срок годности до ноября 2010г.; «Амосин» 500мг серии 190908 в количестве 10 таблеток, срок годности до октября 2010 года; «Амосин» 500мг серии 941007 в количестве 10 таблеток, срок годности до ноября 2010 года; в аптечке «Анти-ВИЧ» обнаружен лейкопластырь бактерицидный «Мультипласт» серии 1310908, срок годности до октября 2010 года.
Таким образом, ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» грубо нарушило лицензионные условия, а именно п.п. «е» (соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством), п.п. «з» (обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30.
При рассмотрении дела в суде представитель ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» В*** О.В., действующая на основании доверенности, вину в совершении указанного административного правонарушения признала частично, пояснив, что лечебная помощь лицам, страдающим наркоманией, проводится, но частично, тюрьма не является наркологическим диспансером, поэтому лицам оказывается посильная медицинская помощь. Что касается лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, они для лечения пациентов не использовались, а хранились для их утилизации, на тот момент ввиду недостаточности финансирования не был заключен договор на утилизацию препаратов. Процедуры, назначенные врачом, выполняются не в полном объеме, так как отсутствуют необходимые аппараты для исследований. В штате учреждения не работают врачи с узкой специализацией (окулист, лор), поэтому учреждение заключило договор с ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» на оказание медицинских услуг, два раза в год проводится осмотры пациентов приходящими врачами).
Учреждение также привлекается к ответственности за нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в частности, за неизолированное содержание лиц, состоящих на учете по 3 группе диспансерного учета (туберкулез), однако, в нормативном акте отсутствует обязательность такого требования, раздельное содержание лишь рекомендуется.
Учреждение также привлекается за нарушение сроков флюорографического обследования, но пациенту данное обследование было проведено с задержкой в месячный срок ввиду поломки флюорографической установки. Учреждение обращалось в вышестоящую организацию с целью проведения ремонтных работ, а также в ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» для предоставления переносной установки, то есть, не бездействовало.
Выслушав пояснения представителя ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области», исследовав материалы дела, заслушав свидетеля Б***ва М.Н., суд находит вину ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, установленной по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007г. № 116-ФЗ) административная ответственность предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна); санкция данной части статьи предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Примечании к ст. 19.20 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условии, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Согласно п.6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «г» и «е» - «з» пункта 5 настоящего Положения.
Согласно п.5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
- соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. «е»);
- обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) (п.п. «з»).
Из Положения ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» следует, что учреждение является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет, помимо прочего, деятельность по оказанию реабилитационной помощи осужденным. Одной из основных задач учреждения является охрана здоровья осужденных, оказание им медицинской помощи. К основным функциям учреждения относится, в том числе, организация медицинского обслуживания в учреждении, которым занимается медицинская часть учреждения.
**.08.20**г. ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» выдана лицензия № ***** на следующие виды работ и услуг: Доврачебная помощь: лабораторная диагностика, рентгенология, сестринское дело, стоматология. Амбулаторно-клиническая помощь, в том числе, в условиях дневного стационара и стационара на дому: психиатрия, рентгенология, терапия, фтизиатрия.
**.05.20**г. ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» выдана лицензия № ***** на осуществление специализированной медицинской помощи по психиатрии-наркологии.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» был нарушен п.п. «е» п.5 Положения, поскольку выявлено хранение лекарственных средств с истекшим сроком годности, установленным инструкцией лекарственных препаратов.
Согласно п. 1.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 488 от 20.07.2007г., к новым медицинским технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации (далее - метод), средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии.
Методы и средства, применяемые в новых медицинских технологиях, могут включать в себя использование лекарственных средств и изделий медицинского назначения при условии, что они зарегистрированы в установленном порядке в Российской Федерации и используются в строгом соответствии с утвержденными при регистрации инструкциями по медицинскому применению. Использование в новых медицинских технологиях зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств и (или) изделий медицинского назначения с отклонениями от инструкций по медицинскому применению не допускается.
Факт выявления лекарственных препаратов с истекшими сроками годности не оспаривается представителем ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области», подтвержден показаниями свидетеля, а также материалами дела – актами, составленными с участием начальника медицинской части учреждения.
Таким образом, установлено, что ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» грубо нарушило условия медицинской лицензии, поскольку использовало лекарственные средства, являющиеся медицинскими технологиями, с нарушением установленных инструкциями сроков их годности.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» нарушило Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.04.1998г. № 140 «Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных».
С 01.05.1998г. введены в действие Стандарты (модели протоколов) диагностики и лечения наркологических больных. В разделе 15 Приложения содержится нарушения, вызванные употреблением опиатов с симптоматическими признаками различной степени тяжести заболевания с указанием необходимых для проведения обследований и лечения больных.
Из карт амбулаторных больных; карт обратившихся за психиатрической наркологической помощью следует, что в ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» пациентам, страдающим опийной наркоманией, лабораторные исследования и медикаментозная терапия не проводятся; указанные лица не получают противорецидивную терапию лекарственными препаратами, поскольку запись о назначении каких-либо лекарственных препаратов в картах отсутствует.
При рассмотрении дела также установлено, что ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» нарушило п. 68 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».
Согласно п. 68 Приказа врачебные назначения выполняет фельдшер (медсестра), о чем делает отметки в процедурной карточке.
Материалами дела подтверждается, что средними медицинскими работниками учреждения не выполняют в полном объеме назначенные врачом лечебные мероприятия, а именно: при назначении врачом исследования общего анализа крови и общего анализа мочи, последнее исследование не было произведено в отношении двоих пациентов.
Судом установлено, что ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» нарушило п. 45 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» - в ходе профилактических осмотров не собираются амнестические данные, жалобы, не измеряется рост, вес, не определяется острота зрения и слуха.
Согласно п. 43 Приказа профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год. Два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других ИУ при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях.
График проведения этих осмотров утверждается начальником ИУ. В соответствии с графиком начальник медицинской части организует осмотр осужденных силами врачей медицинской части с привлечением необходимых врачей-специалистов лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений УИС. В осмотре обязательно принимают участие терапевт, психиатр, стоматолог (зубной врач), педиатр (в ВК и домах ребенка).
Согласно п. 45 Приказа в ходе осмотра проводится, в том числе:
- сбор анамнестических данных, жалоб;
- антропометрическое исследование (рост, масса тела);
- объективное исследование по органам и системам;
- определение остроты зрения и слуха;
- флюорография (рентгенография) органов грудной клетки - 1 раз в 6 месяцев;
- пневмотахометрия, спирометрия.
Результаты профилактического осмотра вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.
Из имеющихся в материалах дела копий медицинских карт лиц, отбывающих наказание в ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области», следует, что в ходе профилактических осмотров амнестические данные не собираются, не измеряется рост, вес, не определяется острота зрения и слуха, не проводится спирометрия. В картах лишь имеются отметки «здоров» либо делаются отметки о выставленном диагнозе.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что лицензиат ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» при осуществлении медицинской деятельности не обеспечил контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ установленным требованиям.
Таким образом, суд находит установленной вину ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 88 от 10.12.2010г. ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» привлекается за нарушение п. 344 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» за неизолированное содержание лиц, состоящих на учете по III ГДУ.
Согласно п. 344 Приказа лиц, переведенных на учет в III ГДУ (группа диспансерного учета), в ИУ, целесообразно размещать для проживания отдельно от лиц, не состоящих на диспансерном учете по туберкулезу.
Суд полагает, что указание на целесообразное изолированное содержание указанных лиц не является прямым указанием нормативно-правового акта, в связи с чем, ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» не подлежит привлечению к административной ответственности за неизолированное содержание лиц, состоящих на учете по III ГДУ.
Прямое указание на изолированное и раздельное содержание лиц содержится в п. 317 Приказа, согласно которому изолированному и раздельному содержанию подлежат:
больные активным туберкулезом от лиц, не состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания;
лица, наблюдающиеся в «0» группе диспансерного учета, от больных I и II ГДУ;
больные, состоящие на учете в I ГДУ, от лиц, состоящих на учете во II ГДУ;
больные, выделяющие микобактерии туберкулеза, от других больных активным туберкулезом.
Согласно протоколу об административном правонарушении № ** от 10.12.2010г. ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» привлекается за нарушение п. 45 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» за нарушение сроков флюорографического обследования.
Согласно п. 45 Приказа флюорография (рентгенография) органов грудной клетки проводится 1 раз в 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что осужденному лицу, отбывающему наказание в ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» указанное обследование было проведено 24.11.2010г. вместо 13.10.2010г.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждено, что флюорографический аппарат нуждался в ремонте ввиду поломки, и в этой связи ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» не бездействовало, начиная с 06.10.2010г. неоднократно обращалось в УФСИН по Ульяновской области для выделения необходимых для ремонта оборудования денежных средств. Также ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» для решения вопроса о своевременном флюорографическом обследовании обращалось в ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» для предоставления передвижной установки, что подтверждается соответствующим обращением. Суд полагает, что поскольку ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» является бюджетным учреждением, собственных средств не имеет, и предприняло зависящие от него меры по обращению за выделением необходимого финансирования, в связи с чем, за нарушение п. 45 Приказа административной ответственности не подлежит.
Также суд считает, что из объема предъявленных нарушений необходимо исключить указание на нарушение «Методических рекомендаций о проведении обследования на ВИЧ-инфекцию», утвержденных Минздравсоцразвитием РФ от 06.08.2007г. № 5950-РХ в связи с тем, что в медицинской амбулаторной карте пациентов отсутствует информированное согласие на исследование на ВИЧ.
Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995г. № 38-ФЗ предусмотрено, что в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, Правила обязательного медицинского освидетельствования устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет (ч.5 ст. 9).
Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996г. № 221 утверждены Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
В соответствии с Методическими рекомендациями случаи, когда от пациента отбирается информированное согласие на исследование на ВИЧ, относятся к тем, когда обследование проводится в добровольном порядке. В связи с этим суд считает, что отсутствие информированных согласий в медицинских картах осужденных лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области», не является грубым нарушением условий медицинской лицензии, и не может быть привлечено к административной ответственности.
При решении вопроса о виде и мере наказания суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.
С учетом изложенного, суд считает целесообразным избрать в отношении ФБУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» административное наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить Федеральному бюджетному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы наказания России по Ульяновской области» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007г. № 116-ФЗ), административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей с перечислением денежных средств по следующим реквизитам:
УФК по Ульяновской области (Управление Росздравнадзора по Ульяновской области)
ИНН (7325053086) КПП (732501001) №40101810100000010003
в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновска
БИК 047308001
ОКАТО 73405000000
КБК 06011690040040000140 прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, зачисляемые в бюджеты городских округов (протоколы №№ 88, 90 об административном правонарушении от 10.12.2010г.).
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Пулькина
Постановление вступило в законную силу 28.01.2011 года.