Дело № 5-2/2011г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 января 2011 года г. Димитровград
пр. Автостроителей, 51А
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Пулькиной Н.А., при секретаре Кузнецовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», расположенного в г. Димитровграде, ул. О***,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проверки медицинской деятельности ФБУ «Исправительная колония №3 УФСИН России по Ульяновской области», проведенной **.11.2010г., были выявлены нарушения лицензионных условий: п.п. «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30, выразившиеся в следующем.
В нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» в медицинскую амбулаторную карту осужденного имеется запись врача от **.04.2010г. о назначении пациенту рентгеноскопии желудка без описания жалоб пациента и данных объективного осмотра.
В нарушение Инструкции о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007г. № 110, в медицинской амбулаторной карте осужденного отсутствуют указания об ориентировочной длительности курса приема лекарственных средств при их назначении: 16.03.2010г. – ранитидина, но-шпы, мезим-форте, альмагеля; 30.03.2010г. - но-шпы, омеза, церукала, мезим-форте, доксициклина,; 09.04.2010г. – церукала; 04.05.2010г. – омеза, альмагеля, фестала, валерианы; 12.11.2010г. не указано наименование препаратов, которые получает осужденный.
Таким образом, ФБУ «Исправительная колония №3 УФСИН России по Ульяновской области» грубо нарушило лицензионные условия, а именно п.п. «з» (обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30.
При рассмотрении дела в суде представитель ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» Шевчик В.В., действующий на основании доверенности, вину в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что действительно записи в медицинской карте внесены с нарушением, но поскольку вредных последствий не наступило, правонарушение просил признать малозначительным.
Согласно протоколу учреждение также привлекается за нарушение требований стандарта оказаний медицинской помощи больным хроническим гастритом, в частности, осужденному при выставлении диагноза «Хронический гастродуоденит» не проведена эзофагогастродуоденоскопия, не назначалось диетическое питание.
Однако в штате медицинской части учреждения отсутствует врач по необходимой специальности (эндоскописта); не имеется и самого аппарата для проведения указанного обследования. Учреждением был направлен запрос в УФСИН для получения разрешения на этапирование больного в областную больницу (ИК №9); учреждение обращалось в ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» для проведения обследования на договорной основе, но ответ получен не был. А 16.01.2011г. осужденный направлен в ФБУ ИК №9 для проведения обследования и лечения.
Что касается назначения диетического питания, что в соответствии с Приказом Министерства Юстиции РФ от 02.08.2005г. № 125 «Об утверждении норм питания…» (Приложение №4), диетическое питание назначается больным осужденным к лишению свободы, находящимся на стационарном лечении, а в данном случае осужденный находился на амбулаторном режиме.
Считает, что вины учреждения не имеется.
Выслушав пояснения представителя ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области», исследовав материалы дела, суд находит вину ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, установленной по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007г. № 116-ФЗ) административная ответственность предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна); санкция данной части статьи предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Примечании к ст. 19.20 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условии, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Согласно п.6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «г» и «е» - «з» пункта 5 настоящего Положения.
Согласно п.5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) (п.п. «з»).
**.05.20**г. ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» выдана лицензия № 111111 на срок до **.03.20**г. на следующие виды работ и услуг: Доврачебная помощь: лабораторная диагностика, лечебное дело, сестринское дело. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе, в условиях дневного стационара и стационара на дому: психиатрия, рентгенология, терапия, травматология и ортопедия, фтизиатрия, стоматология терапевтическая. Стационарная помощь, в том числе, в условиях дневного стационара: терапия.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» нарушило п. 57 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».
Согласно п. 57 Приказа после осмотра больного врач кратко и разборчиво заносит в его медицинскую карту амбулаторного больного дату приема, жалобы, данные объективного обследования, диагноз, лечебно-диагностические назначения.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований в медицинской карте осужденного имеется запись от **.04.2010г. о назначении рентгеноскопии желудка, при этом запись не содержит сведений о жалобах больного и данных объективного обследования.
Судом также установлено, что ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» нарушило п. 1.6 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007г. № 110.
В соответствии с п. 1.6 Инструкции назначение лекарственных средств (наименование препаратов, разовая доза, способ и кратность приема или введения, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения лекарственных средств) фиксируется в медицинских документах больного (истории болезни, амбулаторной карте, листе записи консультационного осмотра и пр.).
Материалами дела подтверждается, что в медицинской амбулаторной карте осужденного больного отсутствуют указания об ориентировочной длительности курса приема лекарственных средств при их назначении: 16.03.2010г. – ранитидина, но-шпы, мезим-форте, альмагеля; 30.03.2010г. - но-шпы, омеза, церукала, мезим-форте, доксициклина,; 09.04.2010г. – церукала; 04.05.2010г. – омеза, альмагеля, фестала, валерианы; 12.11.2010г. не указано наименование препаратов, которые получает осужденный.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что лицензиат ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» при осуществлении медицинской деятельности не обеспечил контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ установленным требованиям.
Таким образом, суд находит установленной вину ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» привлекается к административной ответственности за нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004г. № 248 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным хроническим гастритом, дуоденитом, диспепсией», а именно: больному осужденному не проведена эзлфагогастродуоденоскопия, не назначено диетическое питание.
В соответствии с указанным стандартом при диагностике заболеваний проводится эзофагогастродуоденоскопия, при лечении назначается, в том числе, диетическая терапия.
Указанный стандарт рекомендован к использованию руководителям медицинский организаций. Суд полагает, что необходимо учитывать специфику учреждения, привлекаемого к административной ответственности, то обстоятельство, что оно само по себе не является медицинским учреждением, поэтому необходимо принимать во внимание специальные нормативные акты.
Так, Приказом Министерства Юстиции РФ от 02.08.2005г. № 125 утверждены нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы на мирное время, из которого следует, что нормы диетического питания предусмотрены для больных осужденных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях исправительных колоний (Приложение 4). Осужденный М., как следует из материалов дела, на стационарном лечении в ФБУ ИК№3 не находился, проходил амбулаторное лечение.
Помимо этого, материалами дела подтверждается, что в ФБУ ИК №3 не имеется аппарата для проведения эзофагогастродуоденоскопии, а также в штате медицинской части учреждения не имеется врача необходимой специальности.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных материалов следует, что ввиду отсутствия возможности проведения такого обследования, учреждение предпринимало меры для его проведения: обращалось в УФСИН для получения разрешения на этапирование больного в областную больницу; обращалось в медицинское учреждение г. Димитровграда ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России».
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для привлечения учреждения к ответственности за нарушение стандарта не имеется.
Доводы представителя ФБУ ИК №3 о малозначительности правонарушения суд принять не может.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Поскольку судом установлено грубое нарушение условий медицинской лицензии, нарушения выявлены в отношении лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы в учреждении, то есть, лица, которое лишено возможности выбора для обращения к специалисту для лечения имеющихся заболеваний, суд полагает, что правонарушение не может быть признано малозначительным.
Кроме того, применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
При решении вопроса о виде и мере наказания суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
С учетом изложенного, суд считает целесообразным избрать в отношении ФБУ «ИК №3 УФСИН России по Ульяновской области» административное наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы наказания России по Ульяновской области» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007г. № 116-ФЗ), административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей с перечислением денежных средств по следующим реквизитам:
УФК по Ульяновской области (Управление Росздравнадзора по Ульяновской области)
ИНН (7325053086) КПП (732501001) №40101810100000010003
в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновска
БИК 047308001
ОКАТО 73405000000
КБК 06011690040040000140 прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, зачисляемые в бюджеты городских округов (протокол №** об административном правонарушении от **.11.2010г.).
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Пулькина
Постановление вступило в законную силу 11.02.2011 года.