дело №12-175\2011 РЕШЕНИЕ г. Димитровград 16 августа 2011 года Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области С.Н. Орлова, при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Калмыкова А.А. на постановление старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области №* от ** июня 2011 года Калмыкову А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в сумме ** рублей. Согласно постановлению, Калмыков А.А., являясь директором ООО «Экопром», допустил в деятельности юридического лица нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Деятельность ООО «Экопром», в процессе которой образовывались отходы от очистки сточных вод, осуществлялась без оформления паспортов на опасные отходы и результатов экспериментального метода отнесения отходов к классу опасности. Калмыков А.А. не согласился с постановлением о привлечении к ответственности, через своего защитника Мухина М.А. обратился с жалобой на данное постановление, указав, что ООО «Экопром» не осуществляет деятельность, в процессе которой образуются сточные воды, и деятельность по сбору, очистке и удалению сточных вод и отходов. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов ООО «Экопром» не требуется, так как общество не занимается данными видами деятельности самостоятельно. Полагает, что не установлен факт нарушения Калмыковым А.А. как директором Общества своих обязанностей, приведших к правонарушению, так как не было принято во внимание, что действия заявителя были направлены на получение соответствующих разрешений, поэтому виновность Калмыкова А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не доказана. Для рассмотрения жалобы Калмыков А.А. не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. Защитник Калмыкова А.А., Мухин М.А., действующий на основании доверенности, поддержал поданную жалобу, пояснил, что ООО «Экопром» начало осуществлять деятельность по очистке сточных вод, образующихся в МО г.Димитровград с ** февраля 2011 года после издания приказа Минприроды Ульяновской области об утверждении тарифов для водоотведения. Сразу после этого Калмыковым были предприняты все меры по оформлению разрешительной документации, был заключен договор на ее оформление с ООО «Э*». Однако вследствие длительности процесса оформления паспорта не оформлены. Общество не занимается транспортировкой и реализацией опасных отходов. Считает, что в действиях Калмыкова А.А. отсутствует вина, поскольку им предприняты все меры по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами. Осуществляя деятельность по очистке сточных вод до получения паспортов и разрешительной документации, Общество действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку этого требовали интересы неограниченного круга лиц–жителей г.Димитровграда. Правонарушение является малозначительным, не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям. Просил производство по делу прекратить. Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, старший государственный инспектор Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области К* Р.М. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве на заявление Управление Росприроднадзора по Ульяновской области выражает несогласие с жалобой Калмыкова А.А., указывая, что Общество ООО «Экопром» осуществляет деятельность по удалению и обработке сточных вод, сбору, очистке и распределению воды, в процессе которой образуются отходы, отнесенные федеральным классификатором отходов к отходам 1-5 класса опасности. Фактическое образование отходов подтверждается заключенным договором на оказание услуг по захоронению отходов. В силу закона Общество обязано подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в установленном законом порядке, оформив паспорт. Отнесение отходов к определенному классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом. ООО «Экопром» не имеет паспортов на отходы 1-5 класса опасности и результаты экспериментального метода отнесения отходов к классу опасности. Директор Общества Калмыков А.А. осуществляет текущее руководство Обществом и несет полную ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, поскольку не обеспечил получение паспортов на отходы и проведение экспериментального метода отнесения отходов к классу опасности в получением его результатом. По вменяемому правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, влекущем серьезные последствия для окружающей среды, здоровья и благополучия населения. Прокурор г. Димитровграда извещался судом о времени и месте рассмотрения жалобы, для её рассмотрения не явился. Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Калмыкова А.А. Мухина М.А., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены вынесенного постановления. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Аналогичные требования содержится в статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Судом установлено, что ООО «Экопром» осуществляет деятельность по очистке сточных вод на городских очистных сооружениях, то есть осуществляет производственную деятельность, в процессе которой образуются отходы производства и потребления. В целях своей уставной деятельности Общество арендует у МУП ВКХ «Д*» нежилые здания, помещения и оборудования городских очистных сооружений, расположенных по адресу г.Димитровград ул.П*, **, на которых осуществляет очистку сточных вод. Таким образом, Общество осуществляет деятельность, подпадающую под действие ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст.1 указанного закона очистка сточных вод представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию образующихся при этом отходов, представляющую собой обращение с отходами производства и потребления. В ходе проведенной прокуратурой г. Димитровграда проверки было установлено, что ООО «Экопром» осуществляет указанную деятельность с нарушением требований экологического санитарно-противоэпидемиологического законодательства законодательства. В соответствии с п.2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно статье 4.1 названного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5). В целях реализации статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее Критерии). Критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС). Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4. В соответствии с пунктами 3, 4 Критериев, отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для ОПС осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях. Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786. Указанным классификатором отходы от обработки сточных вод и использования воды, жидкие отходы очистных сооружений отнесены к отходам 1-5 классов опасности. Привлекая генерального директора ООО «Экопром» Калмыкова А.А.. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исходя из установленных по делу обстоятельств, обоснованно пришел к выводу, что заявитель, являясь должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными функциями, не обеспечил соблюдение в деятельности юридического лица экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Материалами дела подтверждается, что ООО «Экопром» осуществляет деятельность по сбору, хранению и обезвреживанию отходы от работы очистных сооружений без оформления паспортов на образуемые отходы и получения результатов экспериментального отнесения отходов к классу опасности. Доводы жалобы об отсутствии образований опасных отходов от деятельности Общества, отсутствии действий по их сбору и хранению не состоятельны и опровергаются материалами дела. Деятельность по очистке сточных вод влечет образование отходов, отнесенных вышеприведенным федеральным классификатором к 1-5 классам опасности, и деятельность по очистке сточных вод является деятельностью по обращению с отходами. Оснований, исключающих производство по делу, в частности обстоятельств, свидетельствующих, что Калмыков А.А. действовал в состоянии крайней необходимости, не имеется. Доводы о малозначительности совершенного правонарушения не могут быть приняты судом, поскольку объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Состав правонарушения считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами и отсутствие последствий от совершенного правонарушения не является обязательным признаком состава административного правонарушения. Само по себе обращение с отходами без определения степени вредного воздействия на окружающую природную среду и оформления паспортов существенно затрагивает публичные интересы и не может считаться малозначительным проступком. Факт обращения ООО «Экопром» за оформлением необходимой разрешительной документации, в том числе паспортов на отходы, не является обстоятельством, влекущим освобождение от административной ответственности, так как установлено, что Общество осуществляло обращение с опасными отходами, в связи с чем, в действиях Калмыкова А.А., как должностного лица, не обеспечившего подтверждение отнесения образуемых от деятельности Общества отходов к конкретному классу опасности, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Порядок привлечения Калмыкова А.А. к административной ответственности нарушен не был, административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, а потому оснований отмены постановления о привлечении к административной ответственности Калмыкова А.А. не имеется, в удовлетворении жалобы следует отказать. На основании изложенного и руководствуюсь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области №* от ** июня 2011 года о назначении директору ООО «Экопром» Калмыкову А.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере ** рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Калмыкова А.А. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии данного решения. Судья С.Н. Орлова Решение вступило в законную силу 20.09.2011 года