Дело № 12-24/2012г. РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление делу об административном правонарушении 23 марта 2012 года г.Димитровград пр. Автостроителей, 51А Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Пулькина Н.А., при секретаре Шайдулловой Н.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, по жалобе открытого акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Димитровграда о назначении административного наказания, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Димитровграда от 12.01.2012 года ОАО «ГНЦ НИИАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 руб. Постановлением мирового судьи установлено, что при проведении проверки 27.12.2011г. ОАО «ГНЦ НИИАР», находящееся по юридическому адресу: г.Димитровград-10, как юридическое лицо, не выполнило в установленный срок – до 01.12.2011г. предписание Государственного инспектора ГУ «Специальное управление ФСП № 87 МЧС России» по пожарному надзору № 5/1/5 от 20.05.2011 года по устранению нарушений правил пожарной безопасности, тем самым, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ. Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «ГНЦ НИИАР» обратилось в суд с жалобой, указав, что пунктами 12, 21, 27, 56, 63, 77, 96, 104, 107, 108, 122, 130, 135, 140, 144, 151, 169 предписания № 5/1/5 предлагается заменить существующее напольное покрытие на путях эвакуации здания на покрытие, удовлетворяющее требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности со ссылкой на СНиП 21-01-97*. Здания общества построены в 50-х годах по действовавшим в то время нормам, приняты в эксплуатацию в установленном в то время порядке, в связи с чем, требования новых нормативных документов не распространяются. Контролирующий орган не представил подтверждение того, что пластикат не удовлетворяет требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности. В данном случае имеет место субъективное мнение сотрудников Госпожнадзора, которое не подтверждено, что характеристики покрытия полов создают реальную угрозу жизни и здоровью людей. Пункты 34, 52, 53, 88, 92, 93, 108, 157, 163, 164, 175, 177 предписания № 5/1/5 требуют монтажа в зданиях и помещениях автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения со ссылкой на НПБ 110-03. Между тем все здания общества построены до 2003 года по нормам, действовавшим в то время, которые не предусматривали устройство пожарной сигнализации. Сотрудниками ГПН не представлено доказательств, что отсутствие АПС и систем оповещения и управления эвакуацией может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В пунктах 16, 152 предписания № 5/1/5 указывается на нарушение п. 40 ППБ 01-03, поскольку на окнах помещений установлены глухие металлические решетки. Полагают, что сотрудники ГПЕ неверно трактуют указанный пункт, согласно которому запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, тогда как в рассматриваемом случае речь идет о наземных этажах. Кроме того, обращают внимание на то, что приказом ОАО «ГНЦ НИИАР» № 811 от 07.10.2011г. утвержден План мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности по предписанию № 5/1/5 от 20.05.2011г., который был согласован с начальником ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России». Согласно этому плану сроки исполнения выявленных нарушений, указанные в пунктах предписания, изменены, и в настоящее время сроки исполнения требований не наступили. Данное обстоятельство не было учтено сотрудниками ГПН, в связи с чем, общество было незаконно привлечено к административной ответственности. Просит признать постановление мирового судьи от 12.01.2012 года незаконным и отменить его. При рассмотрении жалобы защитники ОАО «ГНЦ НИИАР» Кирюхин С.В., Мармыжев Э.Л., действующие на основании доверенностей, жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, дав аналогичные ей пояснения. Дополнительно по пунктам предписания об отсутствии АПС пояснили, что в институте разработан план проведения тренировок по выведению людей в случае возникновения пожара, установлены нормативы, которые в ходе проведения проверок соблюдаются, при проведении таких проверок присутствуют сотрудники ГПН. Монтаж автоматической пожарной сигнализации постепенно ведется, необходимо выполнение большого объема работ и финансовых расходов, поэтому проведение этих мероприятий в сроки, установленные предписанием, не выполнимо. В помещениях установлены разные виды сигнализаций: звуковая, голосовая, они несовершенны, но со своими функциями справляются. Заслушав пояснения защитника ОАО «ГНЦ НИИАР», показания свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Согласно предписанию № 5/1/5 от 20.05.2011г. в ходе проверки зданий и помещений ОАО «ГНЦ НИИАР» были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Установлен срок для устранения части выявленных нарушений до 01.12.2011 года. Согласно акту проверки №15 от 27.12.2011 года, проведенной главным государственным инспектором ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору З*** А.Г., государственным инспектором ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Б*** С.А. проведена проверка исполнения предписания № 5/1/5 от 20.05.2011г. В результате проверки было установлено, что указанное предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок до 01.12.2011 года выполнено в полном объеме не было. В связи с чем, 27.12.2011 года в отношении ОАО «ГНЦ НИИАР» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ. Факт невыполнения в полном объеме в установленный срок (до 01.12.2011г.) предписания № 5/1/5 от 20.05.2011г. ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору подтверждается материалами дела и не оспаривается защитниками ОАО «ГНЦ НИИАР». Само предписание после его выдачи ОАО «ГНЦ НИИАР» оспорено не было. Доводы жалобы о том, что не могут быть применены нормы нового законодательства, нахожу несостоятельными. В предписании № 5/1/5 от 20.05.2011г. содержатся выявленные нарушения со ссылками на нормы ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, положения Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В силу ч.4 ст. 4 закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Аналогичные разъяснения даны в Письме от 02.06.2011г. № 19-3-1-2086 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при применении строительных норм и правил (СНиП). Угрозу жизни и здоровью людей – работников ОАО «ГНЦ НИИАР», массово пребывающих в проверяемых зданиях и помещениях вследствие возможного возникновения пожара расцениваю как существенную, в связи с чем, данные доводы жалобы отклоняются. Доводы жалобы относительно напольного покрытия о том, что должностными лицами ГПН не было представлено доказательств, подтверждающих, что характеристики напольного покрытия создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, также нахожу несостоятельными. Согласно ст. 37 Федерального закона от 29.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313. В силу п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. ОАО «ГНЦ НИИАР» относится к предприятиям с постоянным пребыванием большого количества людей, в связи с чем, как собственник должен обеспечить их безопасность путем соблюдения требований пожарной безопасности, и поэтому именно общество должно было подтвердить безопасность характеристик напольного покрытия путем представления соответствующих документов либо проведения специальных исследований. Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03) наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности» утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации, из чего прихожу к выводу, что требования пожарной безопасности, установленные данными нормами, должны выполняться ОАО «ГНЦ НИИАР», как собственником этих помещений, поскольку перечень зданий и помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией распространяет свое действие на существующие строения на всех этапах их эксплуатации. В предписании № 5/1/5 от 20.05.2011г. также зафиксирован факт нарушения п. 40 ППБ 01-03 – в помещениях на окнах установлены глухие металлические решетки. Доводы жалобы ОАО «ГНЦ НИИАР» в этой части нахожу несостоятельными, основанными на неверном толковании нормативного правого акта. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. В ходе проведенной проверки было установлено, что в помещениях ОАО «ГНЦ НИИАР» на окнах установлены глухие металлические решетки, что является нарушением требований пожарной безопасности. Данное нарушение в установленный предписанием срок устранено не было, в связи с чем, обоснованно внесено в акт от 27.12.2011г. по результатам проверки выполнения предписания № 5/1/5 от 20.05.2011г. Не могу согласиться с доводами жалобы о том, что срок исполнения предписания не наступил ввиду согласования продления сроков с начальником ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 87» А**м А.А. В соответствии с Положением об отделении государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы №87 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» отделение ГПН является структурным подразделением ФГКУ, основными задачами которого являются организация и осуществление надзора за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами. Право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности предоставлено государственным инспекторам по пожарному надзору. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, в соответствии с которым право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности предоставлено государственным инспекторам по пожарному надзору. С 01.01.2008г. введен в действие Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС России от 01.10.2007г. № 517. Согласно п. 70 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание по снятию с производства. Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору. ОАО «ГНЦ НИИАР» представлен приказ № 811 от 07.10.2011г., которым утвержден План мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в том числе, и по предписанию № 5/1/5 от 20.05.2011г. Как следует из Плана мероприятий, администрацией института установлены сроки устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверок, при этом, сроки устранения отдельных нарушений продлены и не соответствуют срокам, установленным предписанием № 5/1/5 от 20.05.2011г. Данный план мероприятий согласован с начальником ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» А**м А.А. Начальник ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» А***в А.А., допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что осуществляет общее руководство учреждением, в структуру которого входит и отдел Государственного пожарного надзора. Полномочиями государственного инспектора по пожарному надзору не обладает, у него не имеется полномочий по установлению сроков исполнения предписаний и внесению изменений в предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Он действительно согласовывал План мероприятий по устранению нарушений, утвержденный ОАО «ГНЦ НИИАР», с новыми сроками, так как для общества затруднительно исполнить в указанные в предписании сроки его требования. Как таковым, изменением сроков предписания это не является, план является внутренним документом организации. Суд полагает, что установление в плане новых сроков по устранению нарушений не может являться освобождением ОАО «ГНЦ НИИАР» от административной ответственности, поскольку продление сроков предписания действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено; сроки выполнения предписаний устанавливаются государственными инспекторами по пожарному надзору, к которым Антипов А.А. не относится и таких полномочий не имеет. Государственный инспектор ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Б*** С.А., допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что некоторые нарушения существуют с давнего времени, по ним неоднократно выдавались предписания, но ввиду того, что нарушения не устраняются, для их устранения выдаются новые предписания, в связи с чем, у ОАО «ГНЦ НИИАР» было достаточно времени для устранения нарушений. Свидетель также подтвердил, что полномочия по установлению сроков устранения нарушений имеются лишь у государственных инспекторов по пожарному надзору, поскольку они прошли в установленном порядке аттестацию, по итогам которой им и были присвоены полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору. При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что нарушений закона при составлении протокола об административном правонарушении и оформлении других материалов не имеется, и материалы дела правомерно и обоснованно приняты мировым судьей как доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. При решении вопроса о привлечении ОАО «ГНЦ НИИАР» к административной ответственности каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, мировым судьей допущено не было, наказание назначено в пределах санкции статьи, соответствует характеру и обстоятельствам совершенного правонарушения, а потому, при условии наличия в действиях ОАО «ГНЦ НИИАР» состава административного правонарушения, суд считает необходимым постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное 12.01.2012 года, оставить без изменения, а жалобу ОАО «ГНЦ НИИАР» - без удовлетворения. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Димитровграда от 12 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» оставить без изменения, а жалобу ОАО «ГНЦ НИИАР» – без удовлетворения. Судья: Н.А. Пулькина