Решение об установлении факта владения жилым домом



Дело № 2-51/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дигора 25 января 2011 года

Дигорский районный суд РСО – Алания в составе:

председательствующего судьи Кадзаева К.Р.,

при секретаре Золоевой Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корнаева Т.С. об установлении факта владения жилым домом, включении жилого дома в состав наследства,

у с т а н о в и л:

Корнаев Т.С. обратился в суд с заявлением об установлении факта владения жилым домом, включении жилого дома в состав наследства.

В судебном заседании Корнаев Т.С., не изменяя основание и предмет заявления, заявленные требования уточнил, поддержал и показал, что <Дата>_1 умерла его мать ФИО1., 1934 года рождения, проживавшая в принадлежащем ей домовладении <адрес>. После ее смерти открылось наследство, состоящее из указанного домовладения и личных вещей. Все это имущество перешло в его владение и он фактически принял наследство. В настоящее время он обратился в нотариальную контору за выдачей ему свидетельства о праве на наследство на указанный выше дом, однако ему в этом отказано по причине того, что площадь, указанная в правоустанавливающих документах, не соответствует фактическим площадям указанным в кадастровом паспорте дома. Связано это с тем, что его мать ФИО1 еще при жизни пристроила к дому дополнительные помещения. Отказ в выдаче свидетельства препятствует ему в осуществлении государственной регистрации права собственности на наследственное имущество, в связи с чем просит установить факт владения его умершей матерью ФИО1. жилым домом <адрес> РСО-Алания общей площадью 109,3 кв.м. в том числе жилой площадью 45,6 кв.м. на праве собственности, а также включить в состав наследства умершей имущество в виде указанного дома.

Заинтересованное лицо – нотариус Дигорского нотариального округа Кибизова М.Ж., направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с принятием решения по усмотрению суда.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, допросив свидетелей, принимая во внимание мнение заинтересованного лица, суд считает заявление Корнаева Т.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право наследования, предусмотренное ст.35 Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.

Согласно свидетельства о рождении от <Дата>_2, отцом Корнаева Т.С. является - ФИО2, матерью - ФИО1.

Согласно свидетельства о смерти от <Дата>_3 ФИО2 умер <Дата>_4.

Согласно свидетельства о смерти от <Дата>_5 ФИО1 умерла <Дата>_1.

Следовательно, в связи с ее смертью открылось наследство на принадлежащее ей имущество.

Из свидетельства о праве на наследство, выданного <Дата>_6 нотариусом Дигорской нотариальной конторы следует, что наследником к имуществу ФИО2, умершего <Дата>_4, в целой доле является его жена ФИО1. Наследственное имущество состоит из одной второй доли целого домовладения <адрес> общей полезной площадью 42,0 кв.м., в том числе жилой площадью 28, 5 кв.м.

Нотариусом Дигорского нотариального округа Кибизовой М.Ж. <Дата>_7 Корнаеву Т.С. в выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей ФИО1 отказано в связи с тем, что площадь указанная в правоустанавливающих документах не соответствует фактическим площадям указанным в кадастровом паспорте здания.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что она является соседкой заявителя. Умершую ФИО1 она знала, она являлась матерью заявителя. Она была владельцем указанного дома на протяжении многих лет. В настоящее время заявитель проживает в указанном доме, пользуется им, осуществляет все необходимые коммунальные платежи. Площадь, указанная в правоустанавливающих документах на дом не соответствует фактическим площадям указанным в кадастровом паспорте дома по той причине, что еще при жизни ФИО1 пристроила к дому дополнительные помещения.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что является соседкой заявителя. Также показала, что умершую ФИО1 она знала, он являлась матерью заявителя. Она была владельцем указанного дома на протяжении многих лет. В настоящее время заявитель проживает в указанном доме, пользуется им, осуществляет все необходимые коммунальные платежи.

В соответствии с ч.1 ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Заявитель в силу ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по отношению к имуществу ФИО1. однако ему отказано включить в состав наследства дом, так как его площадь, указанная в свидетельстве о праве на наследство от <Дата>_8 не соответствует фактической площади указанной в кадастровом паспорте от <Дата>_9.

Согласно кадастрового паспорта ФГУП «Аланиятехинвентаризация» по Дигорскому району от <Дата>_9, общая площадь дома <адрес> составляет 109,3 кв.м., в том числе жилая площадь 45,6 кв.м.

В силу п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось.

На основании пункта 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом либо принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства и притязаний третьих лиц или произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

В судебном заседании достоверно установлено, что после смерти отца, заявитель продолжает проживать в вышеуказанном доме, следит за его сохранностью – то есть фактически принял наследство.

Принимая во внимание то, что ФИО1. в период жизни не осуществила надлежащую регистрацию права собственности в отношении указанного дома, и учитывая то, что право собственности не может регистрироваться за умершим лицом, так как свидетельство о государственной регистрации права имеет индивидуально-определенный характер, суд считает, что указанный дом подлежит включению в состав наследства, открывшегося после ее смерти.

Поскольку отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, существенным образом препятствует заявителю в осуществлении государственной регистрации права собственности на наследственное имущество в виде дома, суд считает, что заявление Корнавеа Т.С. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Корнаева Т.С. удовлетворить.

Установить факт владения умершей ФИО1, на праве собственности жилым домом по <адрес> РСО-Алания, общей площадью 109,3 кв.м., в том числе жилой – 45,6 кв.м.

Нотариусу Дигорского нотариального округа включить в состав наследства, открывшегося после смерти <Дата>_1 ФИО1, жилого дома по <адрес> РСО-Алания, общей площадью 109,3 кв.м., в том числе жилой – 45,6 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Дигорский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья К.Р.Кадзаев