решение о признании права собственности на нежилое строение



дело № 2-256/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дигора 19 августа 2011 года

Дигорский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Кадзаева К.Р., с участием истца Рамонова С.А., представителя ответчика председателя сельхозартели (колхоз) «Дур-Дур» Абаева Б.А., при секретаре Золоевой Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамонова С.А. к сельхозартели (колхоз) «Дур-Дур» о признании права собственности на объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Рамонов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Сельхозартели (колхоз) «Дур-Дур», где он указал, что с 1978 года работал в колхозе «Дур-Дур» главным инженером. В период с января 1978 года по декабрь 2004 года ему начислялась, но не выплачивалась заработная плата, в связи с чем был вынужден обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате в сумме (..........) рублей. Решением Дигорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ_1 его иск был удовлетворен. В связи с невозможностью реального исполнения решения суда ему в счет погашения долга передано арестованное, но не реализованное имущество строение литера «Г» (зерноочистительный пункт) общей полезной площадью 1067, 8 кв.м., принадлежащее сельхозартели «Дур-Дур», расположенное по адресу: сел. Дур-Дур, <адрес>. За ответчиком право владения указанным имуществом не зарегистрировано и уклоняется от обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации своего права, ссылаясь на то, что какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект недвижимого имущества не сохранились. В связи с чем, зарегистрировать переход права в установленном порядке не представляется возможным и потому вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании Рамонов С.А. подержал иск и просит признать за ним право собственности на объект недвижимого имущества нежилое здание литер «Г», (зерноочистительный пункт), общей площадью 1067,8 кв.м., расположенное по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, сел. Дур-Дур, <адрес>.

Представитель ответчика председатель сельхозартели «Дур-Дур» Абаев Б.А. показал, что указанный в исковом заявлении объект недвижимого имущества принадлежит колхозу «Дур-Дур», состоял на балансе и был включен в основные средства организации. Перед Рамоновым С.А. у колхоза действительно имеется задолженность по заработной плате. Судебными приставами большинство объектов недвижимого имущества, принадлежащих колхозу, за долги были арестованы и переданы торги. Зерноочистительный пункт не был реализован на торгах и передан Рамонову С.А. в счет погашения долга. Правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества не сохранились, вследствие чего невозможно зарегистрировать переход права в установленном порядке. Исковые требования Рамонова С.А. признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РСО-Алания Карданов А.Ю. в суд не явился. В адрес суда поступило письмо, где он просит рассмотреть дело в его отсутствие. Решение оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика председателя сельхозартели «Дур-Дур» Абаева Б.А., учитывая мнение представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по РСО-Алания Карданова А.Ю., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Рамонова С.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Любое юридическое лицо создается в целях ограничения имущественных рисков его учредителей размерами переданного ему или закрепленного за ним имущества. В соответствии со ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя. Из этого признака следует, что юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Принцип полной имущественной ответственности основывается на самостоятельном правовом статусе юридического лица и необходимости защиты интересов его кредиторов.

Этому принципу в полной мере соответствует и такой вид юридического лица, как сельскохозяйственное производственное предприятие. В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов.

Из представленных материалов, в частности из решения Дигорского районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ_1 следует, что с сельскохозяйственной артели (колхоза) «Дур-Дур» в пользу Рамонова С.А. взыскана задолженность по заработной плате с учетом роста потребительских цен в размере (..........) рублей.

Из постановления судебного пристава-исполнителя Дигорского районного отдела СП УФССП по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ_2 следует, что имущество должника сельхозартели «Дур-Дур», арестованное по акту о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ_3 в установленный законом срок не было реализовано специализированной организацией (отчет о реализации от ДД.ММ.ГГГГ_1) и в соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскателю Рамонову С.А. направлено предложение о принятии данного имущества в счет погашения долга. ДД.ММ.ГГГГ_4 от взыскателя поступило заявление о согласии принять нереализованное имущество должника и было постановлено передать зерноочистительный пункт площадью 1067,8 кв.м. по цене на 25 % ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке, за (..........) рублей.

По акту от ДД.ММ.ГГГГ_2 нереализованное имущество сельхозартели «Дур-Дур» зерноочистительный пункт стоимостью (..........) рублей передан Рамонову С.А. в счет погашения долга по исполнительному листу.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Следовательно, владение недвижимым имуществом колхозом «Дур-Дур» на каком-либо вещном праве подлежало государственной регистрации.

Из уведомления Управления Росреестра по РСО-Алания следует, что сведения в ЕГРП о регистрации права на спорный объект отсутствуют.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования регистрированного права. При этом во всех внесудебных отношениях по поводу права на объект недвижимости не могут быть приняты ссылки на доказательства, подтверждающие незарегистрированное право.

Следовательно, только в судебном порядке предусматривается возможность признания права собственности на недвижимое имущество.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что спорный объект находился во владении и пользовании колхоза «Дур-Дур» без государственной регистрации права и по его денежным обязательствам в установленном порядке был арестован, но не реализован на торгах и в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» был передан взыскателю Рамонову С.А.

Суд считает, что Рамонов С.А. приобрел право собственности на объект недвижимого имущества, преданного ему Дигорским районным отделом ССП УФССП РФ по РСО-Алания по акту приема-передачи нереализованного имущества от ДД.ММ.ГГГГ_2, а именно на зерноочистительный пункт.

Согласно техническому паспорту здание зерноочистительного пункта (литера Г) расположено по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, сел. Дур-Дур, <адрес> и его площадь составляет 1005,9 кв.м. Однако, согласно справки Филиала ГУП «Аланиятехинвентризация» следует, что по наружному обмеру площадь зерноочистительного пункта литера «Г» составляет 1067,8 кв.м., а по внутреннему – 1005,9 кв.м. Следовательно, регистрации подлежит полезная площадь по внутреннему обмеру.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав являются судебные решения, вступившие в законную силу. И потому Управлению Росреестра по РСО-Алания следует в предусмотренном законом порядке зарегистрировать установленные судом права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Рамонова С.А. удовлетворить.

Признать за Рамоновым С.А. право собственности на объект недвижимого имущества – зерноочистительный пункт (литера Г), расположенного по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, сел. Дур-Дур, <адрес>, общей полезной площадью 1005,9 кв.м.

Управлению Росреестра по РСО-Алания в установленном законом порядке зарегистрировать права собственности на указанный объект недвижимого имущества за Рамоновым С.А.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Кадзаев К.Р.