решение об установлении факта принадлежности жилого дома на праве собственности и включении жилого дома в состав наследства.



дело № 2-260/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дигора 17 августа 2011 года

Дигорский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Кадзаев К.Р., с участием заявителя Бекоева А.Г., при секретаре Золоевой Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бекоева А.Г. об установлении факта владения жилым домом на праве собственности и включения его в состав наследства,

УСТАНОВИЛ:

Бекоев А.Г. обратился в суд с исковым заявлением, где он просит установить факт владения умершим ФИО1 на праве собственности жилым домом, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, и включить его в состав наследства.

Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ_1 его отец ФИО1 умер. После его смерти открылось наследство на принадлежащее ему имущество, в том числе, указанный жилой дом и личные вещи. Все имущество перешло в его владение, и он фактически принял наследство.

В настоящее время ему необходимо получить свидетельство о праве на наследство. Нотариус отказала включать в наследственную массу указанное имущество, так как не предоставлены правоустанавливающие документы, подтверждающие факт принадлежности имущества наследодателю. В связи с чем, он вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании Бекоев А.Г. поддержал заявление и пояснил суду, что указанный дом был построен его отцом на собственные средства хозяйственным способом в 1968 году на принадлежащем ему земельном участке площадью 0,14 га. До самой смерти отец проживал там. Он сам проживал вместе с ним и до настоящего времени является его местом жительства. Со стороны органов, которые с момента возведения дома были обязаны осуществлять контроль за распределением и использованием земельных участков, а также за строительством индивидуальных жилых домов, какие либо претензии никогда не поступали. У него два брата и четыре сестры, но никто из них не претендует на наследство. Они проживают отдельно со своими семьями. Просит удовлетворить заявление.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В адрес суда поступило письмо, где администрация муниципального образования Дигорское городское поселение иск Бекоева А.Г. признала и просят рассмотреть дело без их участия.

Нотариус Дигорского нотариального округа Кибизова М.Ж. просила рассмотреть дело в ее отсутствие и отнести вопрос об отказе либо удовлетворении искового заявления на усмотрение суда.

Выслушав объяснения истца, учитывая мнение ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Бекоева А.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Право наследования, предусмотренное ст.35 Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.

Из свидетельства о смерти серии I-ИО №(..........) видно, что ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ_1.

Следовательно, в связи с его смертью открылось наследство на принадлежащее ему имущество.

Как следует из свидетельства о рождении заявителя, он родился ДД.ММ.ГГГГ_2 в семье ФИО1 и ФИО2.

Таким образом, заявитель в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди.

Согласно 1112 ГК РФ в состав наследства могут входить принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Документов, подтверждающих право собственности на домовладение, не оформлены наследодателем при жизни и потому нарушенное право наследника на принятие наследства подлежит защите в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ, введенного в действие с 1 января 1995 года, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 105 ГК РСФСР (действовавший на момент постройки дома) в личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.

Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83"Об утверждении Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" на бюро технической инвентаризации была возложена обязанность обеспечить в течение 1968 - 1970 гг. проведение правовой регистрации всех строений, независимо от их ведомственной принадлежности. Кроме регистраций строений, находящихся в ведении местных Советов, находящихся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий, кооперативных и других общественных организаций, жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, целью первичной регистрации ставилась так же выявление самовольно возведенных строений.

При ведении реестров и регистрации строений бюро технической инвентаризации обязаны были выявить самовольно возведенные строения и сообщить об этом в соответствующий исполком местного Совета депутатов трудящихся для принятия мер, установленных Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. N 390.

При отсутствии необходимых документов, а также в случаях возникновения сомнений в представленных документах вопрос принадлежности строения на праве собственности решался в исковом порядке судебными органами.

Согласно п. 11 Постановления СНК РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" за непринятие мер к охране находящихся в ведении городов и рабочих, курортных и дачных поселков земель от самовольной застройки, за несвоевременное рассмотрение заявлений застройщиков об отводе земельных участков и о выдаче разрешения на начало строительных работ работники исполнительных комитетов городских и поселковых Советов депутатов трудящихся несли ответственность в установленном законом порядке.

В последующем, Постановлением Совета Министров СССР "О порядке государственного учета жилищного фонда" от 10 февраля 1985 г. N 136 было установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялось по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации. Государственному учету подлежали жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий. При этом техническая инвентаризация жилищного фонда в РСФСР должна была завершена в 1988 г. Обязанность по регистрации домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности была возложена на бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов. Объектами регистрации выступали жилые дома с отдельными порядковыми номерами по улице, переулку, площади. Регистрация проводилась на основании документов, устанавливающих право собственности перечисленных в п. 2.1 Инструкции "О порядке регистрации жилищного фонда", утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 года № 380.

Пунктом 4.1 данной Инструкции при регистрации жилых домов и жилых помещений других строений на бюро технической инвентаризации была возложена обязанность, в том числе, по выявлению собственников жилых домов, на которые их право оформлено в установленном законом порядке; собственников жилых домов, не имеющих документов, удостоверяющих их право на дом для последующего определения принадлежности данного жилого дома; самовольно возведенных жилых домов и строений.

В случае выявления самовольно выстроенного дома бюро технической инвентаризации обязан был известить об этом исполком местного Совета народных депутатов для принятия мер на основе соответствующих статей республиканского Гражданского кодекса.

Самовольно построенный дом согласно ст. 109 ГК РСФСР по решению исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов подлежал сносу гражданином, осуществившим самовольное строительство, или за его счет, либо по решению суда мог быть безвозмездно изъят и зачислен в фонд местного Совета народных депутатов.

Спорным домовладением ФИО1 с момента возведения (1968 г.) и до самой смерти (2001 г.) беспрепятственно, открыто владел и пользовался им, то есть, в течение 33 лет. Следовательно, вопрос о сносе или безвозмездном изъятии в пользу местного Совета народных депутатов администрацией не ставился.

Таким образом, домовладение не являлось самовольной постройкой, и ФИО1 владел им законно.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ_3 сведения о принадлежности домовладения <адрес> ФИО1 в отделе архива администрации Дигорского района отсутствуют.

Из уведомления Управления Росреестра по РСО-Алания следует, что в ЕГРП сведения о регистрации права на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, отсутствуют.

Сам факт существования жилого дома <адрес> подтверждается кадастровым паспортом, из которого следует, что данное жилое помещение было возведено в 1968 году и его площадь составляет 69,8 кв.м., в том числе, 36,5 кв.м. жилой площади.

Кроме того, из справки исх. №(..........) от ДД.ММ.ГГГГ_4 Муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района РСО-Алания следует, что согласно записи №(..........) в земельной шнуровой книге №(..........) совхоза им. Цаголова Дигорского района за умершим ФИО1 числится земельный участок площадью 0,14 га в <адрес>.

Свидетель по делу ФИО3, допрошенный в судебном заседании, показал, что он проживает по соседству с семьей Бекоевых. Дом принадлежал умершему ФИО1 настоящее время в доме проживает Бекоев А.Г. со своей семьей и бабушкой.

Свидетель ФИО4, допрошенный в судебном заседании показал, что проживает с Бекоевым А.Г. по соседству. Дом принадлежал отцу истца. Сейчас там проживает Бекоев А.Г со своей семьей и бабушкой по матери.

В настоящее время невозможно определить по вине какого органа (БТИ или исполкома местного Совета народных депутатов) не была, в установленном в то время порядке, произведена надлежащая регистрация дома с выдачей регистрационного удостоверения. Однако данное обстоятельство препятствует Бекоеву А.Г. в реализации прав наследника.

Одним из оснований для приобретения наследства в соответствии со ст. 1153 ГК РФ является фактическое вступление наследником во владение наследственным имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ_5 нотариусом вынесено постановление №(..........) об отказе в совершении нотариального действия по заявлению Бекоева А.Г. Причиной отказа послужило отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих факт принадлежности имущества наследодателю.

Бекоев А.Г., являясь наследником первой очереди, лишен возможности принять наследство, так как право собственности на дом в установленном порядке на зарегистрировано, и ему было отказано включить в состав наследства имущество, в отношении которого умерший ФИО1 при жизни осуществлял права и обязанности фактического собственника.

Поскольку отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону существенным образом препятствует заявителю в осуществлении государственной регистрации права собственности на наследственное имущество в виде жилого дома, суд считает, что заявление Бекоева А.Г. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Бекоева А.Г. удовлетворить.

Установить факт владения ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ_1, на праве собственности жилым домом <адрес> РСО-Алания общей площадью 69,8 кв.м., в том числе, жилой площадью 36,5 кв.м.

Нотариусу Дигорского нотариального округа указанное домовладение включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня вынесения с подачей жалобы через Дигорский районный суд РСО-Алания.

Председательствующий Кадзаев К.Р.