Дело № 2-211/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Дигора 8 августа 2011 года Дигорский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи Кадзаева К.Р., с участием помощника прокурора Дигорского района РСО-Алания Кодзасова С.М., представителя администрации Дигорского района Толасовой Л.Ю., действующей на основании доверенности от <Дата>1, начальника отдела опеки и попечительства УСЗН по Дигорскому району Толасовой З.Ю., действующей на основании доверенности №(.........) от <Дата>2, при секретаре Золоевой Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дигорского района в интересах Прокофьевой О.Р. к администрации Дигорского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Прокурор Дигорского района РСО-Алания обратился в суд в интересах Прокофьевой О.Р., относящейся к категории детей-сирот с иском к Администрации Дигорского района и просил обязать администрацию предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета РСО-Алания. Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что Прокофьева О.Р. <Дата>3 г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, включена в льготную очередь за жилой площадью в соответствии с постановлением главы МО Дигорское городское поселение Дигорского района РСО-Алания №(.........) от <Дата>4 В судебном заседании помощник прокурора Дигорского района Кодзасов С.М. поддержал исковые требования и просил обязать Администрацию Дигорского района за счет средств республиканского бюджета предоставить Прокофьевой О.Р., состоящей на учете за получением жилья, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения. Прокофьева О.Р. поддержала требования прокурора и пояснила, что она воспитывалась в приемной семье ФИО1, ее родители были лишены родительских прав в отношении нее. Своего жилья у нее нет, просила обеспечить ее жильем так как сильно в нем нуждается. Представитель администрации Дигорского района Толасова Л.Ю. исковые требования прокурора не признала и просила суд отказать в их удовлетворении. Представитель третьего лица - начальник отдела опеки и попечительства УСЗН по Дигорскому району Толасовой З.Ю. просила иск прокурора удовлетворить. Выслушав объяснение сторон, учитывая мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное исковое требование прокурора Дигорского района РСО-Алания обоснованно и подлежит удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещении осуществляет орган местного самоуправления, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказаний в виде лишения свободы. В соответствии с. ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектом Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления жилья для категории лиц, к которым относится Прокофьева О.Р. регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Материалами дела установлено следующее. Согласно паспорта серии №(.........), выданного ОВД администрации Дигорского района РСО-Алания <Дата>5 Прокофьева О.Р. родилась <Дата>3 в с. Комарово Моздокского района РСО-Алания, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Постановлением главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района РСО-Алания №(.........) от <Дата>4 Прокофьева О.Р. включена в льготную очередь за жилой площадью. Согласно справки №(.........) от <Дата>6, выданного санаторным детским домом Прокофьева О.Р. являлась воспитанницей Республиканского дошкольного санаторного детского дома №(.........) с <Дата>7 по <Дата>8. Согласно справки ГУП «Аланиятехинвентаризация» №(.........) от <Дата>9 за Прокофьевой О.Р. на праве собственности объекты капитального строительства в г. Владикавказ не числятся. Согласно справки с ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания по Моздокскому району за ФИО2 и Прокофьевой О.Р. объекты капитального строительства в г. Моздок не значатся. Согласно справки с Росреестра по РСО-Алания за Прокофьевой О.Р. на праве частной собственности жилые помещения не значатся. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Прокофьева О.Р. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имет закрепленного за ней жилого помещения. Представленные доказательства подтверждают право Прокофьевой О.Р. на получение во внеочередном порядке как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма жилого помещения. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья закреплено в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, в том числе в Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 12.06.2007 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 7 вышеуказанного Закона, жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Согласно требований ст. 8 указанного Закона детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего-специального профессионального и высшего профессионального обучения. Согласно ст. 9 Закона № 26-РЗ вышеуказанного расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма. Следовательно, обязанность по непосредственному предоставлению жилья возложено на администрацию муниципального района по месту проживания лица, которому должно быть предоставлено жилье, так как именно этот орган распределяет жилые помещения по спискам нуждающихся, но за счет средств республиканского бюджета, поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями относится к обязательствам субъекта РФ. Прокофьева О.Р. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеет жилого помещения, воспитывалась в детском доме, затем в приемной семье ФИО1, право Прокофьевой О.Р. на получение жилья до настоящего времени не реализовано. Доводы представителя администрации Дигорского района РСО-Алания о том, что обеспечение жильем детей-сирот не входит в обязанности администрации, суд считает несостоятельными. Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ. В силу ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Постановлением главы администрации Дигорского городского поселения РСО-Алания от <Дата>4 №(.........) Прокофьева О.Р. признана нуждающейся и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона РСО-Алания от 15.06.2007 года № 26-РЗ) расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам м детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. Порядок предоставления и расчет субвенций местным бюджетам соответствующих муниципальных образований устанавливается Правительством РСО-Алания. Объем средств, выделяемых на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования, устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа до 23 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. С учетом изложенного суд считает необходимым обязать администрацию Дигорского района РСО-Алания предоставить Прокофьевой О.Р. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета РСО-Алания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: Иск прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах Прокофьевой О.Р. удовлетворить. Обязать администрацию Дигорского района РСО-Алания за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания предоставить Прокофьевой О.Р. на условиях социального найма жилое помещение площадью. Не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья К.Р.Кадзаев