Решение о признании факта принятия наследства и установлении факта родственных отношений.



Дело №2-280/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дигора 14 октября 2011 года

Дигорский районный суд РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Хадонова С.З.,

при секретаре Такоевой Ф.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моураовой С.К. к АМС Дур-Дурского сельского поселения Дигорского района об установлении факта родственных отношений, установлении факта принятия наследства, признании права собственности по праву наследования,

у с т а н о в и л :

Моураова С.К. обратилась в суд с исковым заявлением к АМС Дур-Дурского сельского поселения Дигорского района об установлении факта родственных отношений, установлении факта принятия наследства, признании права собственности по праву наследования.

В судебном заседании Моураова С.К. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ_1 умерла ее мать ФИО1 После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>. Брак между ее родителями зарегистрирован не был, однако они с братом были записаны на фамилию отца. Ее брат – ФИО2 умер в 2004 году, в связи с чем, она является единственным наследником первой очереди по закону имущества ее умершей матери.

В настоящее время она обратилась в нотариальную контору за выдачей свидетельства о праве на наследство на указанный выше жилой дом, однако ей в этом отказано по причине того, что ею пропущен шестимесячный срок для принятия наследства, а так же отсутствуют документы подтверждающие факт родства наследника с наследодателем.

Свидетельства о рождении у нее нет, запись акта о ее рождении в органах ЗАГС отсутствует, вследствие чего она не может получить повторное свидетельство о рождении. Таким образом, она лишена возможности установить факт родственных отношений с умершей ФИО1 не иначе как в судебном порядке.

После смерти матери, она фактически приняла наследство, взяла на себя расходы по ее похоронам, установила надгробный памятник, справила поминки, а также приняла меры к сохранению и содержанию наследственного дома: оплатила долги за коммунальные услуги и налоги, вселила в дом квартирантов, которые по ее поручению поддерживают в нем порядок и чистоту.

Отказ в выдаче свидетельства препятствует ей в осуществлении государственной регистрации права собственности на наследственное имущество.

Просит суд установить факт родственных отношений между ней и ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ_1, а именно, что ФИО1 являлась ее матерью, установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ_1, в виде жилого дома (Литер А), расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью 76,0 кв.м., в том числе жилой площадью 57,8 кв.м., а также признать за ней право собственности, по праву наследования, на указанный жилой дом.

Глава АМС Дур-Дурского сельского поселения – ответчика по данному делу, Кодзасов К.Б., направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, при этом решение по делу просил вынести по усмотрению суда.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - нотариус Дигорского нотариального округа Кибизова М.Ж., также направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом просила вынести решение по делу по усмотрению суда.

Выслушав мнение истицы, исследовав материалы дела, выслушав свидетелей, суд считает исковые требования Моураовой С.К., подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Из извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния от ДД.ММ.ГГГГ_2 следует, что запись акта о рождении Моураовой С.К., в архиве управления ЗАГС РСО-Алания с.Дур-Дур Дигорского района отсутствует. Проверка произведена за временной период с ДД.ММ.ГГГГ_3 по ДД.ММ.ГГГГ_4.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ_5 года рождения, факт родства с которой просит установить истица, умерла ДД.ММ.ГГГГ_1, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ_6

Согласно выписки из похозяйственной книги №3 за 1967-1969 годы, выданной главой АМС Дур-Дурского сельского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ_7, в состав семьи ФИО1 входит ее дочь Моураова С.К..

Таким образом, ввиду отсутствия записи акта о рождении истицы, факт родства между ней и ФИО1 документами, выданными органами записи актов гражданского состояния, подтвержден быть не может.

Между тем, свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что она является тетей истицы – родной сестрой умершей ФИО1 Подтверждает, что умершая ФИО1 являлась матерью истицы, они жили одной семьей в принадлежавшем ФИО1 доме, расположенном по адресу: РСО-Алания, <адрес>. После смерти матери, Моураова С.К. фактически приняла наследство, взяла на себя расходы по ее похоронам, справила поминки, а также приняла меры к сохранению и содержанию наследственного дома: оплатила все коммунальные услуги и налоги, поддерживают в нем порядок и чистоту.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что она является двоюродной сестрой истицы. Также подтверждает, что умершая ФИО1 являлась матерью истицы, они жили одной семьей в принадлежавшем ФИО1 доме, расположенном по адресу: РСО-Алания, <адрес>. После смерти матери, Моураова С.К. фактически приняла наследство, взяла на себя расходы по ее похоронам, справила поминки, а также приняла меры к сохранению и содержанию наследственного дома: оплатила все коммунальные услуги и налоги, поддерживают в нем порядок и чистоту. Кроме Моураовой С.К., других наследников первой очереди у ФИО1 нет.

Оценив исследованные доказательства на предмет достоверности, суд считает, что обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, достоверно подтверждаются приведенными выше свидетельскими показаниями и документальными доказательствами, которые позволяют сделать вывод о том, что истица являются дочерью умершей ФИО1.

В соответствии со ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

Моураова С.К. лишена возможности установить факт родственных отношений с умершей ФИО1 не иначе как в судебном порядке.

Таким образом, суд считает установленным тот факт, что умершая ДД.ММ.ГГГГ_1 ФИО1 являлась матерью истицы.

Согласно выписки из похозяйственной книги № за 1995 год, за № от ДД.ММ.ГГГГ_8, выданной главой АМС Дур-Дурского сельского поселения, ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Таким образом, после смерти ФИО1 осталось наследство, состоящее из указанного жилого дома.

Право наследования, предусмотренное ст.35 Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.

Истица, в силу ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по отношению к имуществу ФИО1

В силу п.п.1,2 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось.

В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Из совокупности собранных по делу доказательств, свидетельских показаний усматривается, что после смерти матери, истица фактически приняла наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ, суд считает возможным признать за истицей право собственности, по праву наследования, на жилой дом, расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Моураовой С.К. удовлетворить.

Установить факт родственных отношений между Моураовой С.К. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ_5 года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ_1, а именно, что ФИО1 являлась матерью Моураовой С.К..

Установить факт принятия Моураовой С.К. наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ_1, в виде жилого дома (Литер А), расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью 76,0 кв.м., в том числе жилой площадью 57,8 кв.м.

Признать за Моураовой С.К. право собственности на жилой дом (Литер А), расположенный по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, с.Дур-Дур, ул.Маяковского,3, общей площадью 76,0 кв.м., в том числе жилой площадью 57,8 кв.м., по праву наследования.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательном виде.

Судья Хадонов С.З.