№2-297. Решение о включении жилого дома в состав наследства



Дело № 2-297/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дигора 16 ноября 2011 г.

Дигорский районный суд РСО – Алания в составе:

председательствующего судьи Хадонова С.З.,

при секретаре Такоевой Ф.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хамицаевой Г.Х. к АМС Дигорского городского поселения о включении жилого дома в состав наследства,

у с т а н о в и л:

Хамицаева Г.Х. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В судебном заседании Хамицаева Г.Х. исковое заявление поддержала и показала, что <Дата>_1 умерла ее мать ФИО1, проживавшая в принадлежащем ей жилом доме по адресу: <адрес>1.

После ее смерти открылось наследство, состоящее из указанного жилого дома и личных вещей. Все это имущество перешло в ее владение и она фактически приняла наследство. В настоящее время она обратилась в нотариальную контору за выдачей свидетельства о праве на наследство на указанный выше жилой дом, однако ей в этом отказано по причине того, что ею не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие факт принадлежности имущества наследодателю.

При этом, у нее имеется копия договора купли-продажи от <Дата>_2, согласно которого ФИО1 приобрела жилой дом расположенный по адресу: <адрес>2. Указанный жилой дом, в связи с уточнением номерных знаков в настоящее время значится по адресу: <адрес>1. Оригинал указанного договора ею утерян, отсутствует он также и в нотариальной конторе.

Отказ в выдаче свидетельства препятствует ей в осуществлении государственной регистрации права собственности на наследственное имущество, в связи с чем, она просит включить в состав наследства открывшегося после смерти <Дата>_1, ФИО1, имущество в виде жилого дома, общей площадью 54,7 кв.м., в том числе жилой площадью 44,2 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>1.

Представитель ответчика – АМС Дигорского городского поселения в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с п.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заинтересованное лицо – нотариус Дигорского нотариального округа Кибизова М.Ж., направил в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом решение по делу просила вынести по усмотрению суда.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение заявительницы, допросив свидетелей, суд считает заявление Хамицаевой Г.Х. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право наследования, предусмотренное ст.35 Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.

Из свидетельства о смерти от <Дата>_3 следует, что ФИО1 умерла <Дата>_1.

Следовательно, в связи с ее смертью открылось наследство на принадлежащее ей имущество.

Согласно свидетельства о рождении от <Дата>_4, Хамицаева Г.Х. является дочерью ФИО1.

Из справки №(......) от <Дата>_5, выданной ФГУП «Аланиятехинвентаризация» по Дигорскому району следует, что домовладение <адрес>1 зарегистрировано на праве личной собственности за ФИО1. Документом подтверждающим право собственности ФИО1 на домовладение, является договор купли-продажи от <Дата>_2 №(......), зарегистрированный нотариусом Дигорской нотариальной конторы.

Как указывает истица, оригинал указанного договора купли-продажи не сохранился ни у нее, ни в нотариальной конторе, при этом истицей была представлена копия указанного договора.

Согласно справки №(......) от <Дата>_4, выданной главой МО Дигорского городского поселения, ФИО1, умершая <Дата>_1, по день смерти проживала в <адрес>1. Вместе с ней жила ее дочь Хамицаева Г.Х., которая продолжает проживать по указанному адресу. Она обрабатывает земельный участок, платит налоги, занимается ремонтом дома.

Согласно справки №(......) от <Дата>_4, выданной главой МО Дигорского городского поселения, в связи с уточнением номерных знаков на домовладениях в г.Дигора, домовладение по <адрес>2 в настоящее время значится по адресу: <адрес>1.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что она является соседкой истицы, знает ее с детства. Подтверждает, что мать истицы ФИО1 являлась владелицей жилого дома расположенного по адресу: в <адрес>1, проживала в нем. В настоящее время в доме проживает заявительница со своей семьей, пользуется домом, обрабатывает землю, платит налоги.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании также показала, что с истицей она знакома давно, они являются соседями. Подтверждает, что мать истицы ФИО1 являлась владелицей жилого дома расположенного по адресу: в <адрес>1, проживала в нем. В настоящее время в доме проживает заявительница со своей семьей, пользуется домом, обрабатывает земли, платит налоги.

В период жизни ФИО1, как установлено из показаний свидетелей, объяснений заявительницы и представленных письменных доказательств, владела и пользовалась как собственник недвижимым имуществом – домом <адрес>1, общая площадь которого, согласно кадастрового паспорта, выданного ФГУП «Аланиятехинвентаризация» по Дигорскому району <Дата>_6, составляет 54,7 кв.м., в том числе жилая – 44,2 кв.м.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Заявительница в силу ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по отношению к имуществу ФИО1, однако ей отказано включить в состав наследства дом, в отношении которого ФИО1 осуществляла права и обязанности фактического собственника.

В силу п.п.1,2 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось.

На основании пункта 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом либо принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства и притязаний третьих лиц или произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

В судебном заседании достоверно установлено, что после смерти матери, заявительница продолжает проживать в вышеуказанном доме, следит за его сохранностью – т.е. фактически приняла наследство.

Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих то обстоятельство, что ФИО1 в период жизни осуществила надлежащую регистрацию права собственности в отношении указанного дома и, учитывая то, что право собственности не может регистрироваться за умершим лицом, так как свидетельство о государственной регистрации права имеет индивидуально-определенный характер, суд считает, что указанное домовладение подлежит включению в состав наследства, открывшегося после ее смерти.

Поскольку отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, существенным образом препятствует истице в осуществлении государственной регистрации права собственности на наследственное имущество в виде жилого дома, суд считает, что заявление Хамицаевой Г.Х. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Хамицаевой Г.Х. удовлетворить.

Нотариусу Дигорского нотариального округа включить в состав наследства, открывшегося после смерти <Дата>_1, ФИО1, имущество в виде жилого дома, общей площадью 54,7 кв.м., в том числе жилой площадью 44,2 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>1.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Дигорский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья Хадонов С.З.