Дело: № 2-745/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года г. Дятьково
Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Тютюновой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Слободищенского сельского поселения о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Слободищенского сельского поселения обратился в суд к администрации Слободищенского сельского поселения о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ссылаясь на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов контролирующих санитарных и природоохранных органов проверкой установлено, что в Слободищенском сельском поселении Дятьковского района числится 5 населенных пунктов, в том числе: с.Слободище - проживает 2185 человек, д.Чернятичи - проживает 300 человек, д.Колядчино - 50 человек, д.Щучинка - 15 человек и д.Денисовка - жители не проживают.
На протяжении длительного времени в вышеперечисленных населенных пунктах, в местах проживания граждан, происходит накопление бытовых отходов и мусора. Сбор и вывоз бытовых отходов и мусора администрацией Березинского сельского поселения организован только в с. Слободище. До настоящего времени, ответчиком, в установленном законом порядке, не организован в соответствии с санитарно эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в д.Чернятичи, д.Колядчино и д.Щучинка. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами вывозятся и размещаются самостоятельно, в неустановленных для этих целей местах, что приводит к образованию несанкционированных свалок вблизи населенных пунктов Слободищенского сельского поселения и в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, загрязнению почв, поверхностных и подземных водных источников.
В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения. Нарушения санитарных норм и правил при обращении бытовых отходов и мусора в сельских населенных пунктах может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и другим гражданам, органы местного самоуправления Слободищенского сельского поселения не принимают мер по организации в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке.
В связи с чем, истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Слободищенского сельского поселения Дятьковского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в д.Чернятичи, д.Колядчино и д.Щучинка и обязать администрацию Слободищенского сельского поселения Дятьковского муниципального района Брянской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, образующихся в д.Чернятичи, д.Колядчино и д.Щучинка в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.
Представитель истца - Ларина И.Г. иск поддержала.
Представитель администрации МО «Слободищенское сельское поселение» - Новикова Е.Е. в иске просила отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 3, 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция, утратившая свои потребительские свойства.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью и т.п.) либо представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. ст. 7, 14 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат обеззараживанию и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещается:
сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Ст. 8 и п.1ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4.3 и 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации, и после закрытия.
Размещение объекта складирования отходов производства и потребления не допускается:
на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;
- во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;
- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;
- рекреационных зонах;
- в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Нарушения требований законодательства по сбору, вывозу и захоронению отходов приводит к образованию несанкционированных свалок и в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, загрязнению почв, поверхностных и подземных водных источников.
В нарушение вышеперечисленных требований природоохранного и санитарного законодательства сбор и вывоз отходов и мусора на территории Слободищенского сельского поселения не организован. А именно, образующиеся отходы гражданами населенных пунктов Слободищенского сельского поселения: д. Чернятичи, д. Колядчино, д. Щучинка вывозятся самостоятельно.
Данное обстоятельство подтверждается следующими документами:
-информацией территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Дятьковском районе и г.Сельцо от 29.07.2010 года;
- справкой администрации Слободищенского сельского поселения от
28.07.2010г.
Письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области от 27.01.2009 года № 331 также подтверждено, то, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. В большинстве сельских населенных пунктов не организован сбор и вывоз отходов. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения.
Нарушения санитарных норм и правил при обращении отходов производства и потребления в сельских населенных пунктах может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п.5.33 и п. 5.38 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001» объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Сбор отходов- деятельность, связанная с изъятием отходов в течении определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и уничтожения.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которые не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, бездействие администрации МО «Слободищенское сельское поселение» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в д.Чернятичи, д.Колядчино и д.Щучинка способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что иск Брянского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Слободищенскую сельскую администрацию муниципального образования «Слободищенское сельское поселение» Дятьковского района Брянской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, образующихся в д. Чернятичи, д. Колядчино и д. Щучинка в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2010 года.
Решение вступило в законную силу с "___" ____________ 2010 года.
Председательствующий: (подпись) А.А. Кайдалов
...
...в