об обязании разработки проекта санитарно-защитной зоны



Дело № 2-582/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2010 года г. Дятьково

Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Тютюновой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Жилищно-эксплуатационное управление города Фокино» об обязании разработки проекта санитарно-защитной зоны,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Жилищно-эксплуатационное управление города Фокино» занимается деятельностью по предоставлению коммунальных услуг населению, управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда и иными видами деятельности. В ведении предприятия находится полигон для твердых бытовых отходов. Полигон ТБО эксплуатируется с 2000 года. По состоянию на 01.06.2010 года на полигоне захоронено 85 тыс. тонн отходов. Полигон ТБО находится на расстоянии 1,5 км от г. Фокино и в 500 м от д.Д оманово Дятьковского района.

В соответствии с санитарной классификацией сооружений санитарно-технической, транспортной инфраструктуры, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов относятся к объектам 1-го класса опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ) 1000м.

Отсутствие санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов и производств 1-3 классов опасности создает потенциальную угрозу причинения вреда человеку и среде его обитания, так как по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатно режиме и предназначена для уменьшения воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1-2 классов опасности как для значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Согласно информации управления Роспотребнадзора по Брянской области № 564 от 04.02.2010г. разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной. Отсутствием утвержденных санитарно-защитных зон объектов 1-3 класса опасности создается угроза причинения вреда человеку и его среде обитания.

На момент проведения проверки и до настоящего времени ООО «Жилищно-эксплутационное управление города Фокино» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением вышеуказанных нормативных актов.

Бездействие ответчика по разработке проекта санитарно-защитной зоны и её установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует неконтролируемому воздействию загрязняющих веществ, выбрасываемых ватмосферный воздух, на организм человека и среду его обитания, а также среду обитания растений, животных и других организмов в зоне действия промышленного предприятия.

В связи с чем, истец просит обязать ООО «Жилищно-эксплуатационное управление города Фокино» разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов и утвердить его в установленном порядке.

В судебном заседании в соответствии со ст.41 ГПК РФ по ходатайству старшего помощника Брянского природоохранного прокурора Лариной И.Г. суд допустил замену ненадлежащего ответчика ООО «ЖЭУ города Фокина» на надлежащего ответчика - муниципальное образование городской округ г.Фокино в лице отдела имущественных и земельных отношений, архитектуры администрации города Фокино, как собственника полигона ТБО.

Представитель отдела имущественных и земельных отношений, архитектуры администрации города Фокино - Туркова О.В. с иском была не согласна, утверждая, что надлежащим ответчиком по данному делу является ООО «ЖЭУ города Фокино».

Представитель ООО «Жилищно-эксплутационное управление города Фокино» - Климкина К.В. после замены ответчика иск поддержала.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 1, 11, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-Фз от 30.03.1999г. санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его деятельности;

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (местах временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Согласно статей 1, 15, 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999г. - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Статьями 1, 3, 4, 11, 34 и 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г. также определено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 и 3.10 Санитарно - эпидемиологических правил и Нормативов «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий,сооружений и иных объектов» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) 2.1. предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

размер и границы санитарно-защитной зоны;

мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Согласно п. 3.1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с п.1.30 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем РФ 02.11.1996 - для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.

Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.

Проведенной Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области проверкой установлено, что ООО «Жилищно-эксплуатационное управление города Фокино» занимается деятельностью по предоставлению коммунальных услуг населению, управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда и иными видами деятельности. В ведении предприятия находится полигон для твердых бытовых отходов. Полигон ТБО эксплуатируется с 2000 года. По состоянию на 01.06.2010 года на полигоне захоронено 85 тыс. тонн отходов.

Полигон ТБО находится на расстоянии 1,5 км от г.Фокино и в 500 м от д.Доманово Дятьковского района.

На момент проведения проверки и до настоящего времени ООО «Жилищно-эксплутационное управление города Фокино» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является грубым указанных выше нормативных актов.

В соответствии с санитарной классификацией сооружений санитарно-технической, транспортной инфраструктуры, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов относятся к объектам 1-го класса опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ) 1000м.

Границы единой нормативной СЗЗ для указанной группы предприятий определены в соответствии с действующей санитарной классификацией (раздел 7.1.12 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 «О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

В судебном заседании было установлено, что полигон ТБО был передан ООО «ЖЭУ города Фокино» по договору безвозмездного пользования земельным участком №1 от 11.09.2009г. Срок данного договора истек 11.08.2010г.

По договору № 172 аренды объекта недвижимости от 15.09.2010г. отдел имущественных и земельных отношений, архитектуры администрации города Фокино как «Арендодатель» передал ООО «ЖЭУ города Фокино» как «Арендатор» полигон по захоронению твердых бытовых отходов в г.Фокино, площадью 44790,2 кв.м., находящийся в собственности муниципального образования. Срок аренды устанавливается с 15 сентября 2010г. по 15 августа 2011 года. Размер арендной платы составляет 62000 рублей в год.

В соответствии с п.п.1,2 ст.611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Из акта приема-передачи объекта недвижимости от 15.09.2010г. следует, что Арендодатель сдал, а Арендатор принял в аренду полигон по захоронению твердых бытовых отходов в г.Фокино. Никаких документов на данный полигон не передавалось.

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов и утверждения его в установленном порядке должен нести собственник полигона ТБО - муниципальное образование городской округ г.Фокино в лице отдела имущественных и земельных отношений, архитектуры администрации города Фокино.

Бездействие ответчика по разработке проекта санитарно-защитной зоны и её установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует неконтролируемому воздействию загрязняющих веществ, выбрасываемых ватмосферный воздух, на организм человека и среду его обитания, а также среду обитания растений, животных и других организмов в зоне действия промышленного предприятия.

Поскольку нарушения вышеперечисленных требований действующего законодательства создают постоянную угрозу для здоровья жителей г. Фокино и других граждан Дятьковского района, а также среде обитания в пределах расположения полигона ТБО этим нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что иск Брянского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное образование городской округ г.Фокино в лице отдела имущественных и земельных отношений, архитектуры администрации города Фокино разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов в г.Фокино, площадью 44790,2 кв.м., расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, территория Верховского сельского поселения и утвердить его в установленном порядке.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.

Мотивированное решение составлено 07 октября 2010 года.

Решение вступило в законную силу с "___" ____________ 2010 года.

Председательствующий: (подпись) А.А. Кайдалов

<данные изъяты>

<данные изъяты>в