Дело № 2-386/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Дятьково
Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Косьяновой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дятьково в защиту интересов неопределенного круга лиц к <адрес> поселковой администрации о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Дятьково обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что на территории муниципального образования «пос. <адрес>» на кладбище дер. <адрес> находится памятник истории и культуры времен Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов: «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками».
Указанный объект соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 4982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» и находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения на основании решения Брянского облисполкома от 10.07.79 г. № 406.
При этом права собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет (ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Указанный объект находится в удовлетворительном состоянии.
Вместе с тем, <адрес> поселковая администрация до настоящего времени не обратилась в территориальные органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества - вышеназванного объекта культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов, на учет.
Бездействие <адрес> поселковой администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования «пос. <адрес>», связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования «пос. <адрес>» мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками» может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.
При этом умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко-культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками» в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда (ст. 44 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов Российской Федерации»).
В связи с чем, прокурор г. Дятьково, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, просит обязать <адрес> поселковую администрацию поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество- объект культурного наследия: памятник истории культуры времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов: «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенный на кладбище дер. <адрес>, на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пом.прокурора г.Дятьково Миронова И.Ю. иск поддержала.
Представитель <адрес> поселковой администрации - Царевская Е.В. иск признала, о чем расписалась в протоколе судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На территории муниципального образования «пос. <адрес>» на кладбище дер. <адрес> находится памятник истории и культуры времен Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов: «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками».
Указанный объект соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 4982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» и находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения на основании решения Брянского облисполкома от 10.07.79 г. №406.
При этом права собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет (ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Указанный объект находятся в удовлетворительном состоянии.
Согласно данным Дятьковского отдела УФРС по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на этот объект отсутствуют.
В связи с тем, что названный объект культурного наследия времен Великой отечественной войны, а также памятник погибшим за освобождение русской земли в реестр муниципальной собственности муниципального образования «пос. <адрес>» не внесен, что не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав народов Российской Федерации на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа, местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченной управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.п. 2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Вместе с тем, <адрес> поселковая администрация до настоящего времени не обратилась в территориальные органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества - вышеназванного объекта культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов, на учет.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образовании.
Однако бездействие <адрес> поселковой администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого - имущества противоречит интересам муниципального образования «пос. <адрес>», связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
В соответствии, с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного, самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории, и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе и местные бюджеты.
В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории - и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Статьей 33 данного Закона закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования «пос. <адрес>» мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками» может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.
При этом умаляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранность объекта историко-культурного наследия времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками» в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда (ст. 44 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках историк и культуры) народов Российской Федерации»).
В силу ст. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд с, заявлением о понуждении к совершению действий.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд принимает признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 39, 173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать <адрес> поселковую администрацию муниципального образования «Поселок <адрес>» поставить на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия: памятник истории культуры времен Великой отечественной войны 1941-1945 годов: «Братская могила 56 советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенный на кладбище дер. <адрес> Дятьковского района, Брянской области.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2011 года.
Решение вступило в законную силу «___» __________________2011 года.
Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов.
<данные изъяты>
<данные изъяты>