об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения



Дело № 2-442/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года г. Дятьково

Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Косьяновой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации п.Любохна об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Дятьковском районе и г.Сельцо установлено, что жители Любохонского городского поселения обеспечиваются питьевой водой из подземных источников питьевого водоснабжения - артезианских скважин.

Эксплуатацию артезианских скважин осуществляет администрация поселка Любохна.

На балансе администрации поселка Любохна числится 5 артезианских скважин и 12,3 км водопроводных сетей.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

На момент проведения проверки и до настоящего времени ответчик не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей Любохонского городского поселения и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

В связи с чем, Брянский природоохранный прокурор действуя в интересах неопределенного круга лиц - жителей Любохонского городского поселения Дятьковского района и лиц, временно пребывающих на его территории, просит суд обязать Администрацию п.Любохна разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - 5 артезианских скважин и 12,3 км водопроводов питьевого назначения, расположенных в п.Любохна.

В судебном заседании представитель истца - Ларина И.Г. уточнила исковые требования и просила суд обязать администрацию п.Любохна разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - артезианских скважин только № 1,2,3,5, по скважине № 4 не надо так как она затампонирована и 12,3 км водопроводов питьевого назначения, расположенных в п.Любохна.

Глава администрации п.Любохна - Кириков В.Ф. просил рассмотреть дело без их участия.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе проведения проверки соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Дятьковском районе и г.Сельцо установлено, что жители Любохонского городского поселения обеспечиваются питьевой водой из подземных источников питьевого водоснабжения - артезианских скважин.

Согласно ведомости основных средств и Приложения 1 Закона Брянской области от 15.10.2007 N 143-З "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями "Любохонское городское поселение", "Березинское сельское поселение", "Верховское сельское поселение", "Слободищенское сельское поселение" и муниципальным образованием "Дятьковский район", в границах которого они расположены" в собственности муниципального образования «Любохонское городское поселение» числится 5 артезианских скважин и 12,3 км хозяйственно-питьевого водопровода.

В судебном заседании было установлено, что скважина №4, расположенная по ул.Пушкина п.Любохна затампонирована.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно статьи 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года.

Пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.13, 1.15 указанных санитарных правил закреплено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов,
оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды
источников водоснабжения.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Требования, установленные указанными нормами закона и санитарными правилами, администрацией поселка Любохна при организации питьевого водоснабжения населения в полном объеме не исполняются.

На момент проведения проверки и до настоящего времени ответчик не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Таким образом, бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей Любохонского городского поселения и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что иск Брянского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию поселка Любохна, Дятьковского района, Брянской области разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - артезианских скважин №1 (инвентарный номер 90000000000250), №2 (инвентарный номер 90000000000260), №3 (инвентарный номер 90000000000262), №5 (инвентарный номер 90000000000266) и 12,3 км хозяйственно-питьевого водопровода, расположенных в п.Любохна.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.

Мотивированное решение составлено 05 мая 2011 года.

Решение вступило в законную силу с "___" ________________ 2011 года.

Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>