Дело № 2-276/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2011 года г. Дятьково Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Амеличевой С.А., при секретаре Ковалевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Дятьково в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дятьковского района, муниципальному отделу образования Дятьковского района, о признании незаконным бездействие администрации Дятьковского района по обеспечению Дятьковского городского поселения общедоступным бесплатным дошкольным общеобразовательным учреждением в течение 2011 календарного года, произвести необходимые действия по организации на территории г.Дятьково представления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных учреждениях на 734 места, УСТАНОВИЛ: Прокуратурой г. Дятьково при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи установлено, что на территории г. Дятьково функционирует девять муниципальных образовательных учреждения, однако в связи с постоянно увеличивающейся численностью населения города, данное количество дошкольных учреждений г. Дятьково явно недостаточно. По данным муниципального отдела образования администрации Дятьковского района на 10.02.2011 года на очереди для получения места в дошкольных учреждениях г. Дятьково состоит 691 ребенок 2006-2010 г.р., кроме того, наполняемость групп в четырех детских садах города: детский сад №2, «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты> превышает нормы, установленные СанПиН 2.4.1.1249-03 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» на 43 человека. Прием детей в сады осуществляется при наличии свободных мест в порядке очередности, номер очереди ребенка определяется согласно дате обращения родителей (законных представителей) в Муниципальный отдел образования Дятьковского района. Согласно п. 1 подраздела 2 раздела 3 Федеральной программы развития образования, являющейся приложением №1 к Федеральному закону от 10.04.2000 года № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.07 года) «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития дошкольного образования являются; обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения; создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения. В соответствии с п.11 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (в ред. от 10.06.2008 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с п.З ч.1 ст. 5 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. от 24.04.2008 года) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (в ред. от 24.04.2008 года) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправлении муниципального района и городских округов в сфере образования. В соответствии ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п.4 ст.27. п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особо общественное значение. Таким образом, заявление подано прокурором в рамках полномочий, представленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения права неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Предъявление соответствующих требований в суд в защиту нрав несовершеннолетних детей их законными представителями невозможно из-за опасения родителей еще до поступления ребенка в детский сад испортить отношения с руководством МДОУ. создать условия для злоупотребления полномочиями со стороны работников в МДОУ, направленными на «выживание» из детского учреждения «неугодного» ребенка. В связи с чем прокурор г. Дятьково обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дятьковского района, муниципальному отделу образования Дятьковского района, о признании незаконным бездействие администрации Дятьковского района по обеспечению Дятьковского городского поселения общедоступным бесплатным дошкольным общеобразовательным учреждением в течение 2011 календарного года, произвести необходимые действия по организации на территории г.Дятьково представления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных учреждениях на 734 места. Ответчики администрация Дятьковского района, Муниципальный отдел образования считают считаю требования прокурора г.Дятьково необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Требования прокурора направлены на предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Дятьковского района, в то время как в основаниях иска указано только 4 (из 9) дошкольных учреждения одного поселения -г.Дятьково. При этом, количество детей, состоящих, как указано в иске, в очереди, истец считает по всем дошкольным учреждениям г.Дятьково. Таким образом, в нарушение п.5 ч.1 ст.131 ГПК РФ, согласно которой, в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, прокурор не указал обстоятельства, на которых основывает свои требования по территории всего Дятьковского района, по которому требования рассматриваются в отдельном производстве. Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему. По делу установлено, что согласно нормам СанПиН 2.4.1.1249-03»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», согласно которым, как указано в иске, наполняемость групп превышает нормы на 48 человек в МДОУ ДСКВ <данные изъяты> (п.Старь), МДОУ ДСКВ <данные изъяты> (п.Любохна), утратили силу с 1 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 9Г06 утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Новый СанПин по принципиальным вопросам повторил нормы СанПиН 2.4.1.1249-03. Однако, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164 в СанПиН 1.4.1.2660-10 были внесены принципиальные изменения, вступившие в силу 04.02.2011. Принципиальное различие действующих норм СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164) и СанПиН 2.4.1.1249-03 в следующем. Согласно СанПиН 2.4.1.1249-03: - п. 1.7. Количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ во вновь строящихся ДОУ определяется заданием на проектирование исходя из их предельной наполняемости: для ясельного возраста от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек; от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) - 8 человек; для дошкольного возраста для детей 3-7 лет - не более 20 человек (оптимальная 15 человек); в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная 15 человек). Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей от 3 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже. СанПиН 2.4.1.2660-10: п. 1.8. Допускается совмещение дошкольных образовательных организаций с п. 1.10. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной - п. 1.10.1. Для ясельного возраста: от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек; от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек. - п. 1.10.2. Для дошкольного возраста: для детей 3-7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек); разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) - не более 10 человек; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек). - абз.З п. 4.2. во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных - абз. 7 п. 6. 14. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати С 04.02.2011 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164 в СанПиН 2.4.1.2660-10 внесены следующие изменения: - Пункт 1.8 изложен в следующей редакции: "Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных) при наличии в них помещений, отвечающих требованиям настоящих санитарных правил". - Пункт 1.10 изложен в следующей редакции: "Количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка". -Пункты 1.10.1 и 1.10.2 -исключены. - В пункте 4.2 абзац третий исключен. - В пункте 6.14 абзац седьмой исключен. Исходя из новых санитарных норм, число мест в ДОУ г.Дятьково увеличивается. Так, согласно справки муниципального отдела образования Дятьковского района: - в НШДС №2 на 01.09.2011 планируемый набор составляет 40 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 64 ребенка и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 18 детей в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 25 детей, По остальным дошкольным учреждениям г.Дятьково, не указанным в обосновании иска: в НШДСКВ на 01.09.2011 планируемый набор составляет 20 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН 23 ребенка и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 6 детей; в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 40 детей, Таким образом, на 01.09.2011 новый набор 315 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН 409 детей и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 95 детей. Итого - 819 детей. Постановлением администрации Дятьковского района от 14.02.2011 №102 с 01.02.2011 открыто две дополнительные группы для детей дошкольного возраста в МДОУ ДСКВ <данные изъяты> (п.Старь), расположенные в помещениях Старской СОШ. Решением Коллегии при главе администрации Дятьковского района 25.02.2011 №1 «О развитии дошкольного образования в Дятьковском районе» определено организовать работу по вхождению района в областную целевую программу «Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Брянской области на 2012 -2016 годы». Разработана программа мероприятий по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста, согласно которой в 2012 году запланировано открытие групп детского сада на 40 мест в Любохонской СОШ. Подготовлена проектно - сметная документация. Объем финансирования составляет 19,8млн.руб., открытие дополнительной группы в начальной школе - детском саду №2 г.Дятьково на 15 мест, предполагаемые финансовые затраты - 1 млн.руб. На 2013 год запланировано открытие дополнительной группы в начальной школе -детском саду компенсирующего вида в г.Дятьково на 15 мест, предполагаемые финансовые затраты - 1, 2млн.руб. На 2015 год запланирована подготовка проектно сметной документации на На 2016 год запланировано строительство здания дошкольного образовательного учреждения в г.Дятьково на 16 групп. Предполагаемые финансовые затраты 300 млн.руб. При указанных обстоятельствах нельзя согласиться с утверждением прокурора о бездействии администрации Дятьковского района в решении вопроса по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования. Наличие детей, состоящих на учете, само по себе не может свидетельствовать о бездействии органа местного самоуправления по выполнению обязанности по организации на территории Дятьковского района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, поскольку учет детей возложен на орган местного самоуправления в силу Закона РФ «Об образовании». Кроме того, исходя из положений Конституции РФ, невозможно возложить на орган местного самоуправления обязанность организовать на территории муниципального образования предоставление мест в детских дошкольных учреждениях, поскольку осуществление данных функций входит в компетенцию органов местного самоуправления. Ссылка прокурора на Федеральную программу развития образования, являющуюся приложением №1 к Федеральному закону от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» является несостоятельной, поскольку сроки реализации Федеральной программы, утвержденной данным документом, - 2000 - 2005 годы. Постановлением Администрации Брянской области от 28 марта 2011 года № 229 утверждена долгосрочная программа «Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в Брянской области ( 2012-2017 годы) из которой усматривается, что в г.Дятьково планируется возврат детского сада «Малыш» (здание СОШ №3). Проведение ремонтных работ позволит открыть дополнительно 110 мест. Открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений с неполной наполняемостью в муниципальных образованиях Дятьковского района (Любохонская СОШ - 40 мест, Слободищенская СОШ - 20 мест, детский сад <данные изъяты> г.Дятьково -20 мест, начальная школа - детский сад № 2 г.Дятьково -15 мест. ( л.д. ). 12 апреля 2011 года на заседании районного Совета народных депутатов была заслушана информация начальника МООО г. Дятьково Кривцову Е.С. « О работе администрации района по развитию сети дошкольных общеобразовательных учреждений района и принимаемых мерах по обеспечению местами в детских садах». По уменьшение очередности администрацией Дятьковского района совместно с муниципальным отделом образования разработана программа мероприятий по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста на 2012-2016 годы. Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, суд считает, что администрация Дятьковского района, муниципальный отдел образования Дятьковского района, принимает все меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в связи, с чем в иске истцу отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске иску прокурору г. Дятьково в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дятьковского района, муниципальному отделу образования Дятьковского района, о признании незаконным бездействие администрации Дятьковского района по обеспечению Дятьковского городского поселения общедоступным бесплатным дошкольным общеобразовательным учреждением в течение 2011 календарного года, произвести необходимые действия по организации на территории г.Дятьково представления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных учреждениях на 734 места отказать Мотивированное решение составлено 14 апреля 2011 года. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Брянский областной суд в течение 10 дней через Дятьковский городской суд. Решение вступило в законную силу «_____»________________ 2011 года. Председательствующий судья С. А.Амеличева <данные изъяты> <данные изъяты>
общеобразовательными учреждениями в единый комплекс (детский сад - школа).
организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной
наполняемости:
организаций размещение групповых ячеек на 3-м этаже не допускается.
не используют.
планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 35 детей и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 15 детей; в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 25 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 28 детей и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 7 детей; в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 35 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 40 детей и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 5 детей.
планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 50 детей и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 10 детей; в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 50 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 53 ребенка и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 14 детей; в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 40 детей, планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 73 ребенка и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 14 детей; в МДОУ <данные изъяты> на 01.09.2011 планируемый набор составляет 40 детей планируемый дополнительный набор в соответствии с изменениями в СанПиН - 43 ребенка и планируемое доукомплектование в связи с изменениями в СанПиН - 7 детей.
строительство здания дошкольного образовательного учреждения в г.Дятьково, подготовка проектно сметной документации и открытие дошкольной группы на базе Слободищенской СОШ.