Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №2-477/2011г. г. Дятьково 20 мая 2011 года Дятьковский городской суд в составе председательствующего судьи Амеличевой С.А., при секретаре Ковалевой Е.Н.., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов УСТАНОВИЛ: Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов, указывая, что Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что ОАО <данные изъяты> осуществляет заготовку древесины на лесном участке в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» на основании проекта освоения лесов. В запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено. В связи с чем, в проект освоения лесов обществу необходимо внести изменения в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами. Природоохранный прокурор Брянской области просит обязать ОАО <данные изъяты> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5 ед. Кроме того, просит обязать ОАО <данные изъяты> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5 ед. Представитель ОАО <данные изъяты> с заявленными требованиями согласен. Представитель Управления лесами Брянской области в суд не явился, представив письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что ОАО <данные изъяты> осуществляет заготовку древесины на лесном участке в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» на основании проекта освоения лесов. В запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статьей 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ к мерам пожарной безопасности в лесах отнесено в числе прочих, предупреждение лесных пожаров. Статьей 53.1. Лесного кодекса РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя в том числе, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аналогичное положение закреплено в подпункте "б" пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417. Согласно подпункту "в" пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008г. №549. В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N 450, Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях). Таким образом, Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Согласно п.п. 1, 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. В соответствии с п. 24 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности, тематическую лесную карту; обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение, тематическую лесную карту; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами, тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря. В ходе рассмотрения дела установлено, что при проверке природоохранной прокуратурой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ОАО <данные изъяты>, было выявлено несоответствие норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров пункту 3 установленных Норм: отсутствуют воздуходувка (1ед.), ранцевые огнетушители (10 ед.), зажигательные аппараты - 5ед. Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Несоблюдение обществом норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности тушения пожаров, и могут повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами, тем самым нарушены интересы Российской Федерации, а также законные интересы граждан, предусмотренные Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами. В соответствии со статьями 2 и 9 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц-граждан РФ, количество которых установить невозможно. Интересы неопределенного круга лиц - жителей Дятьковского района, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а также их использовании, как основу своей жизни и деятельности. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Брянского природоохранного прокурора и обязать ОАО <данные изъяты> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5 ед., а также обязать ОАО <данные изъяты> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5 ед. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать ОАО <данные изъяты> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: воздуходувка -1единица, ранцевые огнетушители -10 единиц, зажигательные аппараты - 5 единиц. Обязать ОАО <данные изъяты> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Бытошском участковом лесничестве ГУ «Дятьковское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: воздуходувка -1единица, ранцевые огнетушители -10 единиц, зажигательные аппараты - 5 единиц. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней. Мотивированное решение составлено 23 мая 2011 года. Решение вступило в законную силу « » ________ 2011 года. Председательствующий Судья С.А. Амеличева <данные изъяты> <данные изъяты>