Дело: № 2-480/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года г. Дятьково Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Смирновой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дворовкиной К.А. о признании незаконным решения <адрес> поселковой администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника ВОВ, УСТАНОВИЛ: Дворовкина К.А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что обратилась в <адрес> поселковую администрацию с письменным заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилплощади вдовы участника ВОВ, так как проживает в квартире невестки ФИО1, но ей было отказано. В связи с чем, заявитель просит суд признать незаконным решение <адрес> поселковой администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилплощади вдовы участника ВОВ и обязать <адрес> поселковую администрацию поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилплощади вдовы участника ВОВ. В судебном заседании Дворовкина К.А. поддержала свои требования. Представитель <адрес> поселковой администрации - Мантула С.А. в удовлетворении заявления просила отказать. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему. Дворовкина К.А., как вдова участника ВОВ, обратилась в <адрес> поселковую администрацию с письменным заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилплощади вдовы участника ВОВ, так как проживает в квартире принадлежащей ее невестке ФИО1. Исходя из ответа <адрес> поселковой администрации № 29 от 11.03.2011 года следует, что Дворовкиной К.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что она проживает в квартире, куда вселена как член семьи собственника, общая площадь которой - 29,2 кв.м.. В соответствии с Решением <адрес> поселкового Совета народных депутатов № 175 от 07.08.2007 года « Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для постановки на очередь граждан МО «Поселок <адрес>» по улучшению жилищных условий» учетной нормой для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении является обеспеченность общей площадью на одного человека менее 12 квадратных метров. Так как в домовладении она прописана одна - жилой площадью обеспечена. Технического заключения о проценте износа квартиры, чтобы судить о ее состоянии - не предоставлено. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» - ст. 2 п. 12 указано, что «...В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных». Удостоверением серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Дворовкина К.А. имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные ст. 2.1 п. 2.4 для жен погибших военнослужащих (л.д. 17). В ЕГРП отсутствует информация о правах Дворовкиной К.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества. Согласно справки ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация» Дятьковского филиала № 290от 22.02.2011 года за Дворовкиной К.А. жилья по адресу: <адрес> не значится. Жилье по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности на основании договора дарения № от 06.10.1994 года ФИО1 (л.д. 14). Как установлено в судебном заседании, ФИО1 приходится Дворовкиной К.А. невесткой. На основании паспорта серии 15 02 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Дятьковским ГРОВД Брянской области Дворовкина К.А. значится зарегистрированной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Согласно поквартирной карточке в данном домовладении Дворовкина К.А. зарегистрирована одна (л.д. 12). Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п/п.2 п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" - в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Аналогичная норма содержится в законе Брянской области от 09.06.2006 года № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» (ст.2). Решением <адрес> поселкового Совета народных депутатов № 175 от 07.08.2007 года « Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для постановки на очередь граждан МО «Поселок <адрес>» по улучшению жилищных условий» учетной нормой для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении является обеспеченность общей площадью на одного человека менее 12 квадратных метров. Свидетель ФИО1 показала, что она со своей семьей - мужем и сыном проживает в <адрес>. Данная квартира приватизирована на мужа и сына. Свекровь зарегистрирована и проживает в ее квартире одна. Никакого договора найма она с ней не заключала. В судебном заседании было установлено, что <адрес> принадлежит ФИО5 и ФИО6 ( по 1/2 доле). Из договора приватизации вышеуказанной квартиры от 23.01.2003г. следует, что Дворовкина К.А. отказалась от своей доли в пользу сына и внука. На тот момент Дворовкина К.А. не могла знать, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны будут обеспечиваться жильем. Согласно п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Таким образом, в судебном заседании было установлено, что жилое помещение, в котором Дворовкина К.А. в настоящее время зарегистрирована и проживает, ей не принадлежит, договор найма этого жилья она с собственником не заключала, членом семьи собственника данного жилого помещения она не является. Поэтому решение <адрес> поселковой администрации № 29 от 11.03.2011г. об отказе Дворовкиной К.А. в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении суд находит несостоятельным и подлежащим отмене. При таких обстоятельствах дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение <адрес> поселковой администрации № 29 от 11.03.2011г. об отказе Дворовкиной К.А. в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении отменить. Обязать <адрес> поселковую администрацию поставить Дворовкину К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд. Мотивированное решение составлено 06 июня 2011 года. Решение вступило в законную силу с "_____"___________ 2011 года. Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов. <данные изъяты> <данные изъяты>