о понуждении к соверешнию действий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                            Дело № 2-445/2011

г. Дятьково                                                                         8 июня 2011 года

Дятьковский городской суд в составе судьи Гуляевой Л.Г., при секретаре Сусековой Н.В. в открытом судебном заседании рассмотрев дело по иску Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию г. Дятьково о возложении обязанности по разработке проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводного

УСТАНОВИЛ:

В ходе проверки соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Дятьковском районе и г. Сельцо установлено, что жители населенных пунктов <адрес> обеспечиваются питьевой водой из подземных источников питьевого водоснабжения - артезианских скважин.

Эксплуатацию артезианских скважин осуществляет муниципальное унитарное предприятие г. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП г. Дятьково ВКХ)

В пользовании МУП г. Дятьково ВКХ находится 38 артезианских скважин и 186,6 км водопроводных сетей. Предприятием оформлена лицензия на право пользование недрами в целях добычи пресных подземных вод.

Требования, установленные нормами действующего законодательства и санитарными правилами, МУП г. Дятьково ВКХ при организации питьевого водоснабжения населения Дятьковского района в полном объеме не исполняются.

На момент проведения проверки и до настоящего времени МУП г. Дятьково ВКХ не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей Дятьковского района и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Питьевая вода является для жителей жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, в связи с чем, прокурор г. Дятьково обратился в суд и просил обязать муниципальное унитарное предприятие г.Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - 38 артезианских скважин и 186,6 км водопроводов питьевого назначения, расположенных в н.п. <адрес>

В судебном заседании истец уменьшил свои исковые требования и просил обязать муниципальное унитарное предприятие г.Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - 3 водозаборов и 18 скважин, расположенных в <адрес>

Представитель МУП г. Дятьково ВКХ с исковыми требованиями были не согласны.

Представитель Отдела Управления Роспотребнадзора Брянской области в Дятьковском районе и г. Сельцо, присутствовавший в судебном заседании 29.04.2011 года, требования истца поддержали в полном объеме.

Выслушав объяснения Брянского природоохранного прокурора, представителя МУП г. Дятьково ВКХ, представителя Отдела Управления Роспотребнадзора Брянской области в Дятьковском районе и г. Сельцо, изучив материалы, суд приходит к следующему.

В ходе проверки соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Дятьковском районе и г. Сельцо установлено, что жители населенных пунктов <данные изъяты> обеспечиваются питьевой водой из подземных источников питьевого водоснабжения - артезианских скважин.

Эксплуатацию артезианских скважин осуществляет муниципальное унитарное предприятие г. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП г. Дятьково ВКХ)

В пользовании МУП г. Дятьково ВКХ находится 38 артезианских скважин и 186,6 км водопроводных сетей. Предприятием оформлена лицензия на право пользование недрами в целях добычи пресных подземных вод.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно статьи 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года.

Пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.13, 1.15 указанных санитарных правил закреплено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно- эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Требования, установленные указанными нормами закона и санитарными правилами, МУП г. Дятьково ВКХ при организации питьевого водоснабжения населения Дятьковского района в полном объеме не исполняются.

На момент проведения проверки МУП г. Дятьково ВКХ не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В судебное заседание представителем ответчика были предоставлены проекты с паспортами и санитарно-эпидемиологическими заключениями на 1,2,4 водозаборы г<адрес>, с расположенными на них скважинами.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей Дятьковского района и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Питьевая вода является для жителей населенных пунктов п. <адрес> жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, жители заинтересованы в употреблении качественной питьевой воды и установлении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на муниципальное унитарное предприятие г. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - 3 водозаборов и 18 скважин, расположенных в п. <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное унитарное предприятие г. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - 3 водозаборов и 18 скважин, расположенных в п. <адрес>

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда составлено 10 июня 2011 года

Решение вступило в законную силу «___» «_____________» 2011 г.

Председательствующий

судья: <данные изъяты>                                                                   Л.Г. Гуляева

<данные изъяты>

<данные изъяты>