Дело: № 2-488/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г. Дятьково Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Смирновой В.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дятьково Брянской области в защиту интересов Малаховой Е.А. к Дятьковской городской администрации о признании действий незаконными и постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Дятьково Брянской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику в защиту интересов Малаховой Е.А., ссылаясь на то, что в ходе проведенной по заявлению Малаховой Е.А. проверки установлено, что Малахова Е.А. зарегистрирована и проживает в жилом доме, общей площадью 78,2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Кроме нее, в доме зарегистрирована ее невестка ФИО1, которая является собственником данного дома. Согласно договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.2004г. Малахова Е.А. после смерти сына подарила своей невестке ФИО1 принадлежавшие ей 2/3 доли вышеуказанного дома. Со временем отношения у Малаховой Е.А. с ФИО1 ухудшились, постоянно возникали ссоры по поводу совместного проживания, возникали препятствия в пользовании имуществом, коммуникациями: ванной, туалетом, находящимися в доме, в связи с чем, ей приходится пользоваться туалетом, расположенным во дворе дома, что является затруднительным в силу преклонного возраста. Со стороны невестки пропало взаимное уважение, чувство заботы, ответственности. Общие интересы, а также неимущественные и имущественные права, обязанности отсутствуют, общего хозяйства не ведут. Руководствуясь ФЗ от 12 января 1995г. № 5 "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Малахова Е.А., будучи инвалидом ВОВ, и учитывая ущемляемые невесткой условия проживания, обратилась в Дятьковскую городскую администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации от 25.02.2011г. Малаховой Е.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что общая площадь жилого дома, в котором зарегистрирована Малахова Е.А., превышает установленную на территории муниципального образования «город Дятьково» учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека, принятую решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 04.05.2006г. № 86 для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Однако при вынесении данного решения жилищно-бытовой комиссией не были объективно, всесторонне и в полной мере исследованы все обстоятельства дела, не учтены факты, свидетельствующие о ее праве состоять на учете в качестве нуждающейся, а именно: - Малаховой Е.А. вместе с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Дятьковскую городскую администрацию представлены документы, подтверждающие, отсутствия у нее в собственности какого либо недвижимого имущества, данные об истечении - пятилетнего срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя; - Малахова Е.А. не является членом семьи ФИО1, в отношениях между ними отсутствуют признаки взаимного уважения и взаимной заботы, общие интересы. Неимущественными и имущественными правами и обязанностями, личной ответственностью друг перед другом не обладают, совместного хозяйства не ведут; - согласно ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Малахова Е.А. проживала и проживает в указанном жилом доме, собственником - ФИО1, как член семьи она не вселялась; - в настоящий момент времени Малахова Е.А. поживает в указанном жилом доме, в комнате общей площадью 8,5 кв. м., т.е. менее установленной решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 04.05.2006г. №86 учетной нормы. Комната не благоустроена - отсутствует окно. - кроме того, факт регистрации лица по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании Малаховой Е.А. членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что Малахова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в силу преклонного возраста, состояния здоровья, юридической неграмотности (образование 7 классов) самостоятельно в суд обратиться не может, а решением жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации нарушены социальные права Малаховой Е.А. на улучшение жилищных условий, которыми она наделена, как инвалид Великой Отечественной войны, прокурор г. Дятьково, выступая в защиту интересов Малаховой Е.А., просит суд признать действия жилищно-бытовой комиссии администрации г. Дятьково по отказу в поставке на учет Малаховой Е.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными; обязать администрацию г. Дятьково поставить инвалида Великой Отечественной войны Малахову Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Пом.прокурора г.Дятьково - Миронова И.Ю. иск поддержала. Малахова Е.А. просила исковые требования прокурора, заявленные в ее интересах, удовлетворить. Представитель Дятьковской городской администрации - Романченко О.С. в удовлетворении иска просила отказать. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Малахова Е.А. как инвалид ВОВ обратилась в Дятьковскую городскую администрацию с заявлением о постановке ее жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», в связи с тем, что не имеет в собственности жилья. Исходя из ответа Дятьковской городской администрации № 369 от 28.02.2011 года следует, что Малаховой Е.А. отказано в постановке на жилищный учет, в связи с тем, что представленные ею документы не подтверждают ее право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. общая площадь, в котором она зарегистрирована и имеет на нее законное право пользования по адресу: <адрес> составляет 78,2 кв.м ( в расчете на каждого члена семьи приходится 39,1 кв.м), что противоречит условию признания граждан нуждающимися в жилье, т.к. данная площадь превышает установочную учётную норму общей площади жилого помещения на одного человека, при обеспеченности 12,0 кв. м для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятую решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 4.05.2006 года № 86. (л.д. 10). 15.03.2011 года Малахова Е.А. обратилась с жалобой к прокурору г. Дятьково на действия Дятьковской городской администрации и с просьбой о защите ее прав (л.д. 9). Удостоверением серии Р № подтверждается, что Малахова Е.А. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов ВОВ (л.д. 12). В ЕГРП отсутствует информация о правах Малаховой Е.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 17). Согласно справки ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация» Дятьковского филиала № 403от 24.02.2011 года за Малаховой Е.А. жилья по адресу: <адрес> не значится (л.д. 18). На основании данных паспорта серии 15 02 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Дятьковским ГРОВД Брянской области и домовой книги Малахова Е.А. значится зарегистрированной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ1981 года (л.д. 12-11). Согласно свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 после смерти мужа ФИО7 является собственницей 1/3 части домовладения по адресу: <адрес> (л.д. 9). Исходя из договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ2004 года Малахова Е.А. подарила своей невестке ФИО1 принадлежавшие ей на праве собственности 2/3 доли домовладения по адресу: <адрес> (л.д. 20-21). На основании свидетельства о государственной регистрации права 32-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником домовладения по адресу: <адрес> (л.д. 22). Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В силу п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п/п.2 п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" - в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Аналогичная норма содержится в законе Брянской области от 09.06.2006 года № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» (ст.2). Решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 4.05.2006 года № 86 установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании «город Дятьково» в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при обеспеченности в размере 12 кв.м. общей площади на человека. Согласно п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Свидетель ФИО1 показала, что года два тому назад отношения у нее с Малаховой Е.А. ухудшились, постоянно возникают ссоры по поводу совместного проживания, возникают препятствия в пользовании имуществом, коммуникациями: ванной, туалетом, находящимися в доме. Малахова Е.А. проживает в комнате площадью 8 кв.м, где отсутствует окно. Общего хозяйства не ведут, питаются отдельно, Малахова Е.А. своей пенсией распоряжается самостоятельно. Таким образом, в судебном заседании было установлено, что жилое помещение, в котором Малахова Е.А. в настоящее время зарегистрирована и проживает, ей не принадлежит, договор найма этого жилья она с собственником не заключала, членом семьи собственника данного жилого помещения она не является. Поэтому решение Дятьковской городской администрации № 369 от 28.02.2011г. об отказе Малаховой Е.А. в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении суд находит несостоятельным и подлежащим отмене. При таких обстоятельствах дела, суд находит иск прокурора г.Дятьково подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия жилищно-бытовой комиссии Дятьковской городской администрации по отказу в поставке на учет Малаховой Е.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными. Обязать Дятьковскую городскую администрацию поставить инвалида Великой Отечественной войны Малахову Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд. Мотивированное решение составлено 14 июня 2011 года. Решение вступило в законную силу с "_____"_______________ 2011 года. Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов. <данные изъяты> <данные изъяты>