о понуждении к совершению действий



                         Дело: № 2-1091/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года                                                                г. Дятьково

Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалов А.А., при секретаре Лукутовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов Уваренкова А.Е. к администрации Брянской области, Дятьковской городской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дятьково, выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Уваренкова А.Е., обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что в прокуратуру г.Дятьково поступило заявление Уваренкова А.Е. о защите его жилищных прав, имеющего статус ребенка-сироты. В ходе проверки доводов обращения установлено следующее.

Уваренков А.Е. имеет статус сироты с 2002г. Отец - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ Мать - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации г.Дятьково и Дятьковского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетним Уваренковым А.Е.

Постановлением Дятьковской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Уваренков А.Е. поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении вне очереди, и внесен в сводный список детей-сирот, состоящих на жилищном учете, под номером .

С 2004 - 2007гг. Уваренков А.Е. учился в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>. С 2007г. по 2009г. находился в армии.

В сентябре 2011г. Уваренков А.Е. обратился в Дятьковскую городскую администрацию по вопросу предоставления жилого помещения.

Дятьковской городской администрацией ему предложена комната в общежитии (койко-место).

Однако Уваренков А.Е. отказался от предложенного жилого помещения, поскольку в данном общежитии жилищно-бытовые условия не пригодны для проживания (нет душа, горячей воды).

В настоящее время Уваренков А.Е. проживает с опекуном по адресу: <адрес>.

Другого жилья на праве собственности и праве пользования Уваренков А.Е. не имеет.

В связи с чем, прокурор г. Дятьково выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Уваренкова А.Е., просит суд обязать администрацию Брянской области, Дятьковскую городскую администрацию предоставить Уваренкову А.Е. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в административно-территориальных границах Дятьковского района,

В судебном заседании помощник прокурора г.Дятьково - Миронова И.Ю. иск поддержала.

Уваренков А.Е. иск просил удовлетворить.

Представитель администрации Брянской области, представитель комитета по делам семьи, охране материнства, детства, демографии администрации <адрес> и представитель Дятьковской городской администрации в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о чем имеются почтовые уведомления.

Выслушав объяснения помощника прокурора г.Дятьково, Уваренкова А.Е., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Уваренков А.Е. имеет статус сироты с 2002г. Отец - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ Мать - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации г.Дятьково и Дятьковского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетним Уваренковым А.Е.

Постановлением Дятьковской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Уваренков А.Е. поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении вне очереди, и внесен в сводный список детей-сирот, состоящих на жилищном учете, под номером 71.

С 2004 - 2007гг. Уваренков А.Е. учился в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>. С 2007г. по 2009г. находился в армии.

В сентябре 2011г. Уваренков А.Е. обратился в Дятьковскую городскую администрацию по вопросу предоставления жилого помещения.

Дятьковской городской администрацией ему предложена комната в общежитии (койко-место).

Однако Уваренков А.Е. отказался от предложенного жилого помещения, поскольку в данном общежитии жилищно-бытовые условия не пригодны для проживания (нет душа, горячей воды).

В настоящее время Уваренков А.Е. проживает с опекуном по адресу: <адрес>.

Другого жилья на праве собственности и праве пользования Уваренков А.Е. не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту их жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими проведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п.1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Уваренков А.Е. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет.

В соответствии с Законом Брянской области №26-3 от 12.03.2007 г. «О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений из жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма» предоставление жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма имеют право дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки.

Таким образом, Уваренков А.Е. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Уваренков А.Е., который относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантировано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», который определяет процедуру обращения граждан за предоставлением мер социальной поддержки, порядок взаимодействия органов исполнительной власти Брянской области и органов местного самоуправления, организаций, обладающих сведениями, необходимыми для выполнения государственной услуги, иными органами, участвующими в реализации мероприятий по улучшению жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет средств областного и федерального бюджетов, а также перечень документов, представляемых юридическими и физическими лицами для оформления и получения мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением на территории Брянской области.

В соответствии с п. 3.1.1. Регламента структурные подразделения администраций муниципальных образований, ответственные за вопросы постановки граждан на жилищный учет, формируют списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на жилищном учете в органах местного самоуправления Брянской области, и в срок до 1 февраля текущего года предоставляют их в комитет.

Однако положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 3 квартал 2007г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007г., предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Также, в соответствии с п. 2.8.1. Регламента срок предоставления государственной услуги по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа составляет не более 180 дней.

Уваренков А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ. поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении вне очереди, и внесен в сводный список детей-сирот, состоящих на жилищном учете, под номером

До настоящего времени жилое помещение ему не выделено.

Как усматривается из Постановления Администрации Брянской области от 09.11.2007 N 889 (ред. от 16.10.2009) "Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения" решение о предоставлении жилых помещений конкретным лицам принимается комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения (утверждена Постановлением администрации области от 13 августа 2007 г. N 644) (далее - комиссия) и оформляется протоколом в соответствии с Положением о комиссии.

Жилые помещения приобретаются в областную собственность на первичном или вторичном рынке жилья у физических или юридических лиц на основании государственных контрактов купли-продажи (договоров) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в пределах средств, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и средств, получаемых на эти цели из федерального бюджета.

Перечисление средств областного и федерального бюджетов на приобретение жилых помещений осуществляется в форме платежей на лицевые счета продавцов жилых помещений по указанным в государственном контракте купли-продажи (договоре) реквизитам и на основании распоряжения администрации области о приобретении жилья детям-сиротам.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (ред. от 22.07.2011) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации).

Поскольку финансирование обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот производится из средств субъекта РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчиком по данному делу должна выступать администрация Брянской области.

Что касается требования прокурора г. Дятьково об обязании Дятьковской городской администрации вне очереди предоставить Уваренкову А.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в административно-территориальных границах города Дятьково, то суд находит его неосновательным, поскольку согласно п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является полномочием субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Дятьково и возложении на администрацию Брянской области обязанности по предоставлению Уваренкову А.Е. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в административно-территориальных границах Дятьковского района.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Брянской области предоставить Уваренкову А.Е. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в административно-территориальных границах Дятьковского района.

В части исковых требований прокурора г. Дятьково в интересах Уваренкова А.Е. к Дятьковской городской администрации отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в течение 10 дней в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.

Мотивированное решение составлено 11 ноября 2011 года.

Решение вступило в законную силу с "___" ______________2011 года

                                   

Председательствующий:                    <данные изъяты>                А.А. Кайдалов

<данные изъяты>

<данные изъяты>в