Дело: № 2-157/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 января 2012 года г. Дятьково Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалов А.А., при секретаре Федотовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов Донсковой Е.В. к администрации Брянской области, администрации Дятьковского района, Дятьковской городской администрации о понуждении к совершению действий по предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Дятьково выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Донсковой (Старых) Е.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что в прокуратуру г.Дятьково поступило заявление Донсковой (Старых) Е.В. о защите ее жилищных прав. В ходе проверки доводов обращения установлено следующее. Донскова (Старых) Е.В. имеет статус ребенка-сироты с ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнюю Старых Е.В. удочерили супруги ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ году Дятьковский городской суд отменил удочерение по заявлению семьи ФИО1. С ДД.ММ.ГГГГ. Старых Е.В. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес>. Постановлением Дятьковской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Старых Е.В. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении вне очереди, и внесен в сводный список детей-сирот, состоящих на жилищном учете, под номером №. В октябре 2011г. Донскова (Старых) Е.В. обратилась в Дятьковскую городскую администрацию по вопросу предоставления жилого помещения. Дятьковской городской администрацией ей была предоставлена комната в общежитии (койко-место) для временного проживания. Другого жилья на праве собственности и праве пользования Донскова (Старых) Е.В. не имеет. Донскова (Старых) Е.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Донскова (Старых) Е.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем, прокурор г. Дятьково выступая в защиту прав, свобод и законных интересов Донсковой (Старых) Е.В. просит суд обязать администрацию Брянской области и Дятьковскую городскую администрацию, администрацию Дятьковского района предоставить Донсковой (Старых) Е.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в административно-территориальных границах Дятьковского района. В судебном заседании пом.прокурора г.Дятьково - Миронова И.Ю. иск поддержала. Донскова Е.В. иск просила удовлетворить. Представитель администрации Брянской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, о чем имеется почтовое уведомление. Представитель администрации Дятьковского района - Короткова Е.Д. и представитель Дятьковской городской администрации - Романченко О.С. в иске просили отказать, утверждая, что они являются ненадлежащими ответчиками по данному делу. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Донскова (Старых) Е.В. имеет статус ребенка-сироты с ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнюю Старых Е.В. удочерили супруги ФИО1. Решением Дятьковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено удочерение супругами ФИО1 Старых Е.В.. Постановлением Дятьковской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Старых Е.В. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении вне очереди, и внесена в сводный список детей-сирот, состоящих на жилищном учете, под номером 84. С ДД.ММ.ГГГГ Старых Е.В. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>. В октябре 2011г. Донскова (Старых) Е.В. обратилась в Дятьковскую городскую администрацию по вопросу предоставления жилого помещения. На основании Постановления Дятьковской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Старых Е.В. предоставлена койко-место в благоустроенном жилом помещении муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>, на период до предоставления жилого помещения по договору социального найма. Другого жилья на праве собственности и праве пользования Донскова (Старых) Е.В. не имеет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и Старых Е.В. заключили брак, согласно свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ После заключения брака жене присвоена фамилия Донскова. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту их жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими проведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п.1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Донскова Е.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет. В соответствии с Законом Брянской области №26-3 от 12.03.2007 г. «О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма» предоставление жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма имеют право дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки. Таким образом, Донскова Е.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Донскова (Старых) Е.В., которая относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантировано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», который определяет процедуру обращения граждан за предоставлением мер социальной поддержки, порядок взаимодействия органов исполнительной власти Брянской области и органов местного самоуправления, организаций, обладающих сведениями, необходимыми для выполнения государственной услуги, иными органами, участвующими в реализации мероприятий по улучшению жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет средств областного и федерального бюджетов, а также перечень документов, представляемых юридическими и физическими лицами для оформления и получения мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением на территории Брянской области. В соответствии с п. 3.1.1. Регламента структурные подразделения администраций муниципальных образований, ответственные за вопросы постановки граждан на жилищный учет, формируют списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на жилищном учете в органах местного самоуправления Брянской области, и в срок до 1 февраля текущего года предоставляют их в комитет. Однако положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 3 квартал 2007г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007г., предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Также, в соответствии с п. 2.8.1. Регламента срок предоставления государственной услуги по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа составляет не более 180 дней. Постановлением Дятьковской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Старых Е.В. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении вне очереди, и внесен в сводный список детей-сирот, состоящих на жилищном учете, под номером №. До настоящего времени жилое помещение ей не выделено. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Таким образом, Донскова Е.В. состоит на жилищном учете в Дятьковской городской администрации и жилое помещение по договору социального найма ей должно быть предоставлено на основании решения Дятьковской городской администрации. Поэтому Дятьковская городская администрация является надлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии со ст.2 Закона Брянской области от 01.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (принят Брянской областной Думой 24.11.2011)органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Согласно п.1 ст.4 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе: получать средства из областного бюджета, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий; получать в органах государственной власти Брянской области информационную, консультативную и методическую помощь; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с п.п.1,2 ст.6 Закона Брянской области от 01.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (принят Брянской областной Думой 24.11.2011) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций. Методика расчета норматива расходов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, устанавливается согласно приложению к настоящему Закону. Согласно ст.12 вышеуказанный Закон вступает в силу с 1 января 2012 года и вводится в действие ежегодно законом Брянской области об областном бюджете. В судебном заседании было установлено, что на 2012 год из областного бюджета запланировано выделение для администрации Дятьковского района субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в размере 2 659 800 рублей. Поэтому суд считает, что администрация Дятьковского района также является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно Постановления Администрации Брянской области от 09.11.2007 N 889 (ред. от 16.10.2009) "Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения" жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. В соответствии сПостановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (ред. от 22.07.2011) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации). Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора г.Дятьково подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Брянской области, администрацию Дятьковского района, Дятьковскую городскую администрацию предоставить Донсковой Е.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в административно-территориальных границах Дятьковского района. На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд. Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26 января 2012 года. Решение вступило в законную силу с «_____» «_____________» 2012 года Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов <данные изъяты> <данные изъяты>в