Дело № 2-17/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 января 2012 года г. Дятьково Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Амеличевой С.А.., при секретаре Ковалевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дятьково к администрации Дятьковского района, муниципальному отделу образования администрации Дятьковского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным и понуждении оборудовать ограждение территории земельного участка, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Дятьково обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что на территории Дятьковского района функционирует муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>». Пунктом 4 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Согласно п.3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации. В нарушение санитарно-эпидемиологических требований ограждение территории детский сад «<данные изъяты>» по периметру находится в неудовлетворительном состоянии, согласно акту обследования отсутствуют три стороны забора, фасадная сторона ограждения изготовлена из дерева и начинает приходить в негодность, участок необходимо оградить забором длинной 284 м. Отсутствие полного ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. Учредителем образовательного учреждения является администрация Дятьковского района. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Аналогичные положения содержатся в Законе РФ «Об образовании». В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 названного Закона обязанности по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования. Работы по оборудованию территории детского сада недостающим ограждением не выполнены из-за отсутствия средств у образовательного учреждения. Администрацией Дятьковского района в 2010 году денежных средств на недостающее ограждение территории детский сад «<данные изъяты>» выделено не было, в 2011 году средств на недостающее ограждение территории детского сада не планировалось, что свидетельствует о бездействии администрации по решению вопросов местного значения в сфере образования. Расходы по оборудованию недостающего ограждения территории детского сада следует возложить на администрацию Дятьковского района за счет средств бюджета данного муниципального образования. В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Дятьковского района и МДОУ детский сад «<данные изъяты>», выразившееся в ненадлежащем обустройстве территории образовательного учреждения ограждением земельного участка, а также обязать администрацию Дятьковского района выделить денежные средства на оборудование территории МДОУ детский сад «<данные изъяты>» недостающим ограждением, а МДОУ детский сад «<данные изъяты>» - установить в соответствии с санитарными нормами и правилами ограждение вокруг территории детского сада. В ходе рассмотрения дела истец изменил, свои исковые требования и просил обязать администрацию Дятьковского района выделить денежные средства на оборудование территории МДОУ детский сад «теремок» недостающим ограждением, МДОУ детский сад «<данные изъяты>» установить в соответствии с санитарными нормами и правилами ограждения вокруг территории детского сада. Представитель администрации Дятьковского района Макеева Н.Н. иск не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что администрация Дятьковского района не производит финансирование образовательных учреждений дошкольного и общего образования. Утверждение бюджета района на очередной год осуществляется представительным органом местного - Дятьковским районным Советом народных депутатов. Финансовое управление администрации Дятьковского района является отраслевым органом, обладает правами юридического лица и осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, составляет, утверждает бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты денежных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных ассигнований, сводной бюджетной росписи. Распорядителем бюджетных средств района по финансированию образовательных учреждений Дятьковского района является Муниципальный отдел образования Дятьковского района, т.к. утверждает смету доходов и расходов по каждому образовательному учреждению. Отсюда, выделение денежных средств на оборудование недостающим ограждением территории образовательного учреждения возможно за счет средств бюджета Дятьковского района путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись по письменному представлению Муниципального отдела образования, являющегося юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств в сфере финансирования образовательных учреждений Дятьковского района. Таким образом, выделение денежных средств на оборудование территории МДОУ детский сад «<данные изъяты>» недостающим ограждением не относится к полномочиям администрации Дятьковского района. Представитель финансового управления администрации Дятьковского района Ермишин А.В. иск не признал. Заведующая МДОУ детский сад «<данные изъяты>» Склярова Н.Н. иск не признала и в письменном отзыве пояснила, что денежные средства на ремонт ограждения МДОУ детский сад «Теремок» в 2011 году из бюджета Дятьковского района не выделялись, несмотря на то, что заявка на капитальный ремонт детского сада, в том числе и ограждения, ею была подана в Муниципальный отдел образования Дятьковского района 15.12.2010 года. Представитель муниципального отдела образования администрации Дятьковского района Комарова О.В. не возражала против требований прокурора. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Учредителем муниципальных учреждений является муниципальное образование Дятьковский район. От имени муниципального образования права собственника и учредителя муниципальных учреждений осуществляет администрация Дятьковского района. Согласно п.4 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 131-ФЗ), для осуществления вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные учреждения. П.3 ст.41 ФЗ №131-ФЗ, предусматривает, что основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования. 24.12.2007 в качестве юридического лица зарегистрирован муниципальный отдел образования Дятьковского района (ОГРН 1023200526975). Согласно п.2.2.5 Положения о муниципальном отделе образования, утвержденного постановлением №1040 от 13.12.2007, муниципальный отдел образования Дятьковского района осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета Дятьковского района финансирование деятельности образовательных учреждений, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества. В соответствии с Положением, муниципальный отдел образования Дятьковского района также разрабатывает предложения по формированию местных бюджетов в части расходов на образование, участвует в определении местных нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов (п.2.2.13), организует использование образовательных учреждений в интересах образования (п.2.2.16). В соответствии с п.3.1.14 и 3.1.15 к полномочиям муниципального отдела образования Дятьковского района также относится формирование и внесение предложений по бюджету сферы образования в районе и ее функционирование, формирование районного централизованного (резервного) фонда образования, в том числе с созданием и привлечением различных источников финансирования, а также проведение собственной финансовой, планово - экономической деятельности. Согласно 4.1 ст.41 закона РФ «Об образовании», финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством. Возникающие правоотношения по выделению, целевому использованию и контролю выделяемых из бюджета средств регулируются нормами финансового (бюджетного) права и характеризуются публичным методом правового регулирования. Использование выделяемых муниципальному образовательному учреждению денежных средств должно происходить с обязательным соблюдением процедуры санкционирования, этапы которой установлены Бюджетным кодексом РФ. Согласно п.10 ст.35 ФЗ №131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Согласно Уставу Дятьковского района, представительным органом местного самоуправления Дятьковского района является Дятьковский районный Совет народных депутатов. Решением Дятьковского районного Совета народных депутатов утвержден бюджет Дятьковского района на 2011 год и плановый период. В соответствии с выше названными п.4 ст.51 и п.3 ст.41 ФЗ №131-ФЗ, зарегистрировано в качестве юридического лица финансовое управление администрации Дятьковского района (ИНН 3202002020). Как следует из положения о финансовом управлении, утвержденным Дятьковским районным Советом народных депутатов от 25.02.2010 №4-47, финансовое управление является отраслевым (функциональным) органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Дятьковского района и осуществляющим исполнительно - распорядительные функции в данной сфере деятельности (п. 1.1.). Финансовое управление осуществляет управление средствами на едином счете бюджета (п.3.2.17). Администрация Дятьковского района, согласно сводной бюджетной росписи по ведомственной структуре расходов является главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на учреждения культуры Дятьковского района и учреждения дополнительного образования детей, а также получателем средств бюджета на содержание администрации. Муниципальный отдел образования Дятьковский район является главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на муниципальные учреждения дошкольного и общего образования детей Дятьковского района, а также получателем средств бюджета на содержание муниципального отдела образования. Расходы в разрезе ведомственной структуры по отрасли дошкольного и общего образования, согласно выписке из сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств доведены до муниципального отдела образования. Так, сводная бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по муниципальному отделу образования включают расходы по отрасли «Образование» на обеспечение деятельности образовательных учреждений дошкольного и общего образования, начисления и выплаты, но оплате труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, работы, расходы по содержанию имущества, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов, пенсии, пособия, средства по целевым программам отрасли образования и другие расходы в сфере образования. В дальнейшем, муниципальный отдел образования утверждает смету доходов и расходов по каждому образовательному учреждении. Смета доходов и расходов на 2011 год для д/с «<данные изъяты>» утверждена муниципальным отделом образования по целевой статье «Обеспечение деятельности образовательных учреждений». Указанный выше порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств на 2011 год по муниципальному отделу образования представлены в судебное заседание. Выделение денежных средств производится в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств. Согласно указанным выше нормативным правовым актам. выделение денежных средств на оборудование недостающим ограждением территории образовательного учреждения возможно за счет средств бюджета Дятьковского района путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись по письменному представлению муниципального отдела образования в финансовое управление, а также утверждение финансовым управлением и доведения изменения лимитов бюджетных обязательств по муниципальному отделу образования в разрезе ведомственной структуры по отрасли общего образования с последующим отражением в смете доходов и расходов образовательного учреждения. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Главным распорядителем средств бюджета по отрасли дошкольного и общего образования является муниципальный отдел образования Дятьковского района. Здание д/с «Теремок» принято на учет УФРС по Брянской области как бесхозяйный объект недвижимости. Комитет по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района обратился в суд о признании права собственности муниципального образования «Дятьковский район» на указанный объект недвижимости. Определением Дятьковского городского суда от 23августа 2011 года производство по настоящему делу было приостановлено до оформления в установленном законном порядке муниципальным образованием «Дятьковский район» прав на недвижимое имущество детский сад «<данные изъяты>». В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12 октября 2011 года здание детского сада «<данные изъяты>» находится в собственности муниципального образования «Дятьковский район». Таким образом, суд приходит к выводу о том, что муниципальное образование Дятьковский район в лице муниципального отдела образования администрации Дятьковского района обязаны выделить денежные средства на оборудование территории МДОУ детский сад «<данные изъяты>», а МДОУ детский сад «<данные изъяты>», установить в соответствии с санитарными нормами и правилами ограждения вокруг территории детского сада. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Дятьково к администрации Дятьковского района, отделу образования администрации Дятьковского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным и понуждении оборудовать ограждение территории земельного участка удовлетворить. Обязать муниципальное образование Дятьковский район в лице муниципального отдела образования администрации Дятьковского района выделить денежные средства на оборудование территории МДОУ детский сад «<данные изъяты>», а МДОУ детский сад «<данные изъяты> установить в соответствии с санитарными нормами и правилами ограждения вокруг территории детского сада. Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 17 января 2012 года. Решение вступило в законную силу «___» __________2012 года. Председательствующий судья С.А. Амеличева <данные изъяты> <данные изъяты>а