Дело № 2-254/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года
Десногорский городской суд Смоленской области
в составе:
председательствующего (судьи) Казак С.А.
при секретаре Святченковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловского Дмитрия Сергеевича к Управлению внутренних дел по Смоленской области, отделу внутренних дел по г.Десногорску Смоленской области о взыскании надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за несение службы в ночное время, среднемесячного заработка на период трудоустройства и компенсации морального вреда, суд -
У С Т А Н О В И Л:
Козловский Д.С. обратился в суд с иском к УВД по <адрес>, ОВД по <адрес> о взыскании надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за несение службы в ночное время; среднего месячного заработка за два месяца на период трудоустройства, и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел РФ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности <данные изъяты> отделения внутренних дел по обслуживанию Смоленской АЭС. Данное подразделение было образовано в результате реорганизации органов милиции, входящих в структуру Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России, путем переподчинения на региональном уровне. В указанный период ему не выплачивалась надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, предусмотренная приказами МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, которая до момента переподчинения составляла ежемесячно <данные изъяты> рублей 60 копеек; не производился расчет и выплата денежного довольствия за несение службы в ночное время, из расчета <данные изъяты> рублей 26 копеек в час; в связи с чем существенно снизилась его заработная плата. ДД.ММ.ГГГГ по приказу УВД <адрес> № л/с он был уволен по п. «е» ч.7 ст.19 закона РФ «О милиции», т.е. по сокращению штатов. Считает, что в соответствии со ст.178 ТК РФ он имеет право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства. Первоначально просил взыскать надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере <данные изъяты> рублей 60 копеек; за несение службы в ночное время суток - <данные изъяты> рублей 48 копеек; среднемесячный заработок - <данные изъяты> рублей; компенсацию за причинение морального вреда - <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Козловский Д.С., с учетом уточненных требований от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14) и от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержал, суду пояснил, что проходил службу в должности <данные изъяты> УВД МВД России, которое подчинялось Департаменту режимных объектов. Оклад по должности составлял <данные изъяты> рубля, оклад по званию ( <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей; также он получал надбавки за выслугу лет, за сложность и напряженность, и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая исчислялась, исходя из 15% от оклада по должности - <данные изъяты> рублей 60 копеек в месяц. За работу в ночное время производилась доплата из расчета 35 % от суммы окладов по должности и званию, поделенной на среднемесячное количество рабочих часов ( в <данные изъяты>) и умноженной на фактически отработанное количество часов; оплата за 1 час ночной работы, исходя из его окладов составляла <данные изъяты> рублей 26 копеек. Ночное время оплачивалось согласно табелям рабочего времени. Считает, что расчет ночных незаконно производился за 6 часов, а не за 8.
С ДД.ММ.ГГГГ отделение, где он работал, было переподчинено УВД по <адрес>. Он продолжал занимать ту же должность, выполнял те же функции, что и до реорганизации; секретные документы хранились у него в сейфе до момента увольнения. Но в период с <данные изъяты> года надбавку за работу с секретными сведениями ему не выплачивали. Надбавку за несение службы в ночное время заплатили только за <данные изъяты> года, и то не полностью: ночное время с 22 часов до 6 утра составляет 8 часов, ему в <данные изъяты> и <данные изъяты> года оплатили работу в ночное время, исходя из 6 часов. Приказом № л/с
от ДД.ММ.ГГГГ он уволен по сокращению штатов ( п. «е» ч.7 ст.19 закона РФ «О милиции»)
ДД.ММ.ГГГГ. После получения полного расчета в январе 2011 года понял, что его права нарушены.
Просил взыскать с ответчиков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере <данные изъяты> рублей 60 копеек (<данные изъяты>); оплату труда в ночное время за тот же период - <данные изъяты> рублей 08 копеек, куда входит оплата за <данные изъяты> ( 10 смен по 8 часов х <данные изъяты>) = <данные изъяты> коп.); за <данные изъяты> ( 8 смен по 8 часов х <данные изъяты>) = <данные изъяты> руб.64 коп. х 2 месяца. Кроме того, поскольку за <данные изъяты> года ночные ему заплатили из расчета 6 часов, что считает незаконным, доплатить за указанные 2 месяца <данные изъяты> рубля 32 копейки. При увольнении ему было выплачено единовременное пособие в размере <данные изъяты> месячных окладов денежного содержания. Но считает, что после увольнения по сокращению штатов, имеет также право на сохранение среднемесячного заработка на период трудоустройства ( 2 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со ст.178 ТК РФ, просит взыскать за указанный период <данные изъяты> рублей. Кроме того, нарушением его прав ему был причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей.
ПредставительУВД по <адрес> Харламенкова Е.М. иск не признала, суду пояснила, что <данные изъяты> отделение внутренних дел <данные изъяты> МВД России, где служил истец, приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № было передано в подчинение УВД по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ приказом № <данные изъяты> в отделении утверждено новое штатное расписание. Несмотря на то, что наименование должности истца не изменилось, с этого времени Козловский считается освобожденным от прежней должности, поскольку отделение передано другому ведомству, и началась его реорганизация; выплата надбавки за секретность была прекращена истцу на основании п.67 Положения о денежном довольствии. Приказом УВД от ДД.ММ.ГГГГ № л/с был назначен на должность оперативного дежурного дежурной части <данные изъяты> МВД России с ДД.ММ.ГГГГ; приказом УВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение, согласно которому отделение, где служил истец, было переименовано в <данные изъяты> по оперативному обслуживанию Смоленской АЭС, отделение являлось юридическим лицом. Приказом УВД № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отделение реорганизовалось путем присоединения к ОВД по <адрес>; а приказом № от ДД.ММ.ГГГГ были произведены штатные изменения, согласно которым должность истца сокращена. Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Козловскому была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 100 %. Надбавка за секретность установлена не была, т.к. в связи с реорганизацией не была согласована и утверждена номенклатура должностей, подлежащих допуску к государственной тайне. С приказом истец был ознакомлен в <данные изъяты> года, знал он об отсутствии надбавки и из расчетных листков, но обратился в суд по истечении трехмесячного срока, установленного ТК РФ для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В связи с пропуском срока для обращения в суд просит отказать истцу в удовлетворении требования о выплате надбавки за секретность. Основанием для начисления и выплаты надбавки за работу в ночное время, согласно Инструкции по бюджетному учету, могут служить только приказ начальника отделения и табель учета рабочего времени; т.к. в ночное время для сотрудников также предусмотрены часы отдыха, которые не оплачиваются. В обычных условиях работы табель учета рабочего времени на сотрудников органов внутренних дел не ведется. Такие табеля в отношении Козловского имеются только за <данные изъяты>, согласно которым оплата за работу в ночное время произведена.
Кроме того, считает, что к правоотношениям, связанным с прохождением службы в органах внутренних дел РФ, которые регулируются специальными законами, нормы трудового законодательства не применяются; поэтому на истца не распространяются нормы, установленные ст.178 ТК РФ. Неправомерных действий со стороны УВД по <адрес> и ОВД по <адрес> не было, оснований для взыскания морального вреда не имеется. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ОВД по <адрес> Зуева С.С. в удовлетворении исковых требований просила отказать по мотивам, изложенным в возражениях представителя УВД по <адрес>.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск
не подлежащим удовлетворению.
Отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел регулируются специальным законодательством, в период прохождения службы истцом они регулировались Законом РФ "О милиции" № 1026-1 от 18.04.1991 года ( с последующими изменениями и дополнениями) и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 ( с последующими изменениями и дополнениями).
Между тем, поскольку Законом РФ "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не предусмотрен срок для защиты прав материального характера по искам сотрудников органов внутренних дел, а прохождение службы является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, то к данному виду правоотношений
в части срока для обращения с заявлением в суд о разрешении индивидуального трудового спора применяется статья 392 Трудового кодекса РФ.
Согласно ч.1, 3 ст. 392 ТК РФ - работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В силу ч.3 ст.22 закона «О милиции» - за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.
Согласно п. 113 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 14.12.2009 года № 960 - за работу, выполняемую сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа),
в ночное время … сотрудникам производятся компенсационные выплаты <*> за каждый час работы в соответствующих условиях исходя из часовой ставки, исчисленной в соответствии с п.п.114 настоящего Положения, в следующих размерах: (закон о милиции, статья 22. Положение о службе, статья 44) 113.1. в ночное время - доплата в размере 35 процентов; п.п.114 - часовая ставка определяется делением оклада денежного содержания сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году, устанавливаемое по производственному календарю с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Согласно Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел РФ, допущенных к государственной тайне, утвержденной приказом МВД РФ от 13.06.2007 года № 519 ( с изменениями, внесенными приказом МВД РФ от 14.12.2009 г. № 960) - 2. Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются сотрудники, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей. 3. Размер надбавки может быть установлен от 5 до 75%, при этом учитываются объем сведений, к которым сотрудники имеют доступ, продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. П.5 Надбавка выплачивается сотрудникам на основании изданного в установленном порядке приказа начальника органа внутренних дел Российской Федерации (подразделения, учреждения, организации МВД России) <*>, в котором указываются должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, номер, число, месяц и год допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и размер устанавливаемой надбавки в процентах.
Согласно п.67 Положения о денежном довольствии - выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем прекращения допуска к работе со сведениями, освобождения от должности, и (или) от работы на постоянной основе со сведениями.
В соответствии с п.4 Положения о денежном довольствии - должностные оклады, надбавки и дополнительные выплаты устанавливаются сотрудникам приказами руководителей подразделений, имеющих право назначения на должность, с указанием конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.
В судебном заседании установлено, что Козловский Д.С. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж службы составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней - согласно трудовой книжке и послужного списка ( л.д.4-6, 66-68). До ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу <данные изъяты> по обслуживанию Смоленской АЭС ( л.д.68), и согласно представленного расчетного листка за <данные изъяты> года ( л.д.11) получал ежемесячную надбавку за работу с секретными материалами в сумме <данные изъяты> рублей 60 копеек. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ указанное отделение с ДД.ММ.ГГГГ было переподчинено УВД по <адрес> ( л.д.40-41). Приказом УВД по <адрес> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Козловский Д.С. назначен на должность <данные изъяты> МВД России с ДД.ММ.ГГГГ, ему установлен должностной оклад <данные изъяты> рубля, и ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 100 % (л.д.43), других надбавок установлено не было. Истец не отрицает, что с приказом он был ознакомлен.
В соответствии с приказом УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - отделение, где служил истец, было переименовано в отделение внутренних дел по оперативному обслуживанию Смоленской АЭС УВД по <адрес> ( л.д.45-47). ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реорганизации отделения путем присоединения к ОВД по <адрес> (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ № л.д.48). Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание ОеВД по оперативному обслуживанию Смоленской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) признано утратившим силу, в отделении упразднена дежурная часть ( л.д.49-50).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. «е» ч.7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» ( по сокращению штатов) с выплатой единовременного пособия в размере <данные изъяты> месячных окладов денежного содержания ( л.д.7).
Таким образом, судом было установлено, что с <данные изъяты> года Козловскому выплачивалась заработная плата в соответствии с приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, с указанным приказом истец был ознакомлен, что он не оспаривает. Кроме того, о составе заработной платы он знал из представленных им расчетных листков ( л.д. 11-13), из которых видно, что надбавка, о которой возник спор, не выплачивалась ему с <данные изъяты> года. Между тем, в суд за защитой своих прав истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного ст.392 ТК РФ трехмесячного срока, не представив доказательств уважительности причин пропуска срока. На основании ч.6 ст.152 ГПК РФ суд считает необходимым отказать Козловскому Д.С. в удовлетворении требования о взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с пропуском им срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. По тем же основаниям не подлежит удовлетворению требование истца о выплате надбавки за работу в ночное время, за период с <данные изъяты> года включительно. Кроме того, за <данные изъяты> года указанная надбавка истцу оплачена в <данные изъяты> года - согласно представленных ответчиком табелей учета рабочего времени ( л.д.52-53) и справке о выплате денежного довольствия Козловскому Д.С. (л.д.55) - в сумме <данные изъяты> рубля 40 копеек. Из справки ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
№ следует, что табеля на оперативных дежурных <данные изъяты> по оперативному обслуживанию Смоленской АЭС за <данные изъяты>, <данные изъяты> года в архиве ОВД отсутствуют. Других достоверных доказательств, подтверждающих факт работы истца в ночное время в <данные изъяты> года ( табель учета рабочего времени, иные доказательства, свидетельствующие о фактически отработанном истцом времени), истцом суду не представлено. Поэтому в удовлетворении требования о выплате надбавки за работу в ночное время, за <данные изъяты> года, также следует отказать.
Особый характер службы в ОВД не исключает установления для сотрудников ОВД объема гарантий, отличающихся от установленных трудовым законодательством. Законодательство РФ о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.
Вопросы прекращения службы, порядок увольнения из органов внутренних дел полностью урегулированы специальным законодательством (глава 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
Согласно ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий… « - лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при увольнении со службы по сокращению штатов выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от выслуги лет. Так, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания. Кроме того, п.18 указанного постановления предусматривается выплата ежемесячного социального пособия в течение 5 лет после увольнения.
Таким образом, поскольку выплата единовременного пособия и социальные гарантии в отношении сотрудников органов внутренних дел, уволенных по сокращению штатов, регулируются специальными законами, то нормы Трудового кодекса в данном случае не применяются.
Согласно ст. 237 ТК РФ - компенсация морального вреда предусмотрена в случае нарушения прав гражданина (работника) неправомерными действиями или бездействием работодателя.
В судебном заседании не установлено неправомерных действий ответчиков, вызвавших нарушений прав истца, суд считает необходимым отказать в удовлетворении и этой части требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Козловскому Дмитрию Сергеевичу в удовлетворении исковых требований к УВД по <адрес> и ОВД по <адрес> о взыскании надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за работу в ночное время за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; среднемесячного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей - отказать.
Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд.
Судья С.А.Казак