о признании права на выплату двух ежемесячных денежных выплат



Дело 2-386/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июня 2011 года

Десногорский городской суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи) Семеновой Е.М.,

при секретаре Манн Л.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Кондратьева Геннадия Павловича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию и отделу социальной защиты населения в г.Десногорске Смоленской области о признании за ним права на получение двух ежемесячных денежных выплат, назначаемых ветеранам труда и участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате для ветерана труда,

УСТАНОВИЛ:

Кондратьев Г.П. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию и отделу социальной защиты населения в г.Десногорске Смоленской области о признании за ним права на получение двух ежемесячных денежных выплат, назначаемых ветеранам труда и участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате для ветерана труда, ссылаясь на то, что является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ветераном труда, однако получает лишь одну ежемесячную денежную выплату, установленную для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в отдел социальной защиты населения г.Десногорска с требованием о назначении ему второй ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов труда. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении указанной выплаты. С данным отказом не согласен, поскольку полагает, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по двум законам ФЗ "О ветеранах" и действующему Закону Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,… на территории Смоленской области" и Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". В обоснование требований ссылается на ч.2 ст. 23.1 Закона « О ветеранах», введеннуюФедеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации».

         Просит суд признать за ним право на получение двойной ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда и участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, взыскать в его пользу с ответчика задолженность по ежемесячной денежной выплате для ветерана труда за период с 01.01.2006 года по 01.01.2011 года в размере <данные изъяты> руб. 63 коп., и судебные расходы.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Логунова Н.С. иск не признала, поддержав письменные возражения по иску ( л.д.27-29), считает, что предоставление истцу одинаковой меры социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты- по двум основаниям: по Федеральному закону «О ветеранах» и в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не основано на действующем законодательстве. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ -УПФ РФ в г. Десногорске Малиновская Т.В. иск не признала, поддержав в обоснование несогласия с иском доводы представителя ответчика, просила в иске отказать.

            Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив их во всей совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно удостоверения серии Р от января 2003 года на л.д. 14 Кондратьев Г.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году и имеет право на компенсации и льготы в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Одновременно в соответствии с удостоверением серии В от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 13 он является ветераном труда. Оба обстоятельства являются основанием для получения истцом мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Из справки ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ года на л.д. 32-34 видно, что Кондратьев Г.П. состоит на учете в УПФР в г. Десногорске, получает 1) пенсию по старости и 2) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ежемесячную денежную компенсацию на основании п.3 ч1 ст. 13, п.п.2 ч.3 ст. 27.1 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по категории -граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации катастрофы на ЧАЭС.. Размер ежемесячной денежной выплаты в январе- марте 2011 года составлял 1544 руб., в дальнейшем он изменялся, в мае 2011 года он составляет 1808 руб. 80 коп..

Из пояснений истца следует, что он с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Областным законом Смоленской области от 14.12.2004 N 95-з обратился к ответчику только 16.02.2011 года, ранее указанная выплата ему не назначалась и не выплачивалась. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отела социальной защиты населения в г.Десногорске на л.д. 10-12, Кондратьеву было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по федеральному и областному законодательству. Спор между сторонами возник о возможности получения истцом ежемесячной денежной выплаты по обеим основаниям, истец считает, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по двум законам ФЗ "О ветеранах" и действующему Закону Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,… на территории Смоленской области" и Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС"

Социальная поддержка граждан - система мер, включающая: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;2) получение ежемесячной денежной выплаты;3) получение и содержание жилых помещений;4) оплату коммунальных услуг;5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям гражданам.

В зависимости от основания социальной поддержки - принадлежности к категории инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и т.п., система мер различна. Вместе с тем, некоторые меры социальной поддержки могут повторяться, в связи с чем законодателем введены ограничения на получение одним лицом одной и той же меры социальной поддержки более одного раза.

Так, согласно ч. 3 ст. 13 Закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Аналогичное положение содержится в ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года, в соответствии с которым если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное ( ч. 3 ст.3 Закона).

Таким образом, действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза.При этом закономзакреплено право выбора гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки по закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и одновременно на такое же получение мер социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, по одному основанию.

Согласно ст.27.1 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, указанные в пункте 1 части первой статьи 13 настоящего Закона ( участники ликвидации последствий на ЧАЭС). Названная норма Закона устанавливает размер ежемесячной денежной выплаты, которая для участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году составляет - 1544 руб..

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

        Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

        Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 утвержден «Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» (далее-Порядок), который регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, определяет правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         В соответствии с п.1 названного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

П. 3 названного Порядка предусмотрено, что гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

В соответствии с Порядком индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( п.7), а назначение ежемесячной денежной выплаты производится по письменному заявлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства ( п.8 Порядка); ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, а днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. ( п.14 Порядка).

Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 10).

Ст. 3 Областного закона Смоленской области от 14.12.2004 N 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области», принятого во исполнение Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года с последующими изменениями, определены меры социальной поддержки ветеранов труда, которые им предоставляются после установления им в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Согласно п.8 ч.1 ст.3 названного закона ветеранам труда наряду с иными мерами социальной поддержки предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 448 рублей 99 копеек.

В соответствии со ст. 2 того жеОбластного закона предусмотрено, что при наличии оснований лицо одновременно может иметь право на меры социальной поддержки по нескольким статьям настоящего закона, а также на меры социальной поддержки, установленные иными областными нормативными правовыми актами ( ч.2). При наличии у лица права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, установленным областными нормативными правовыми актами, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору лица( ч.3 )

Таким образом в соответствии с Областным законом Смоленской области от 14.12.2004 N 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» предоставление мер социальной поддержки, определенных настоящим Законом, осуществляется при условии отсутствия у лиц, указанных в ч.1 ст.2 настоящего Закона, прав на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Законом.

Согласно Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной услуги "Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы и труженикам тыла", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 7.05.209 года, предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом и его обособленными структурными подразделениями в муниципальных образованиях Смоленской области ( п. 1.3. ). В соответствии с названным документом назначение ЕДВ производится по письменному заявлению гражданина в установленные регламентом сроки.

Согласно Положения об отделе социальной защиты населения в г.Десногорске, утвержденном начальником Департамента Смоленской области по социальному развитию 21.03.2005 года усматривается, что он является территориально обособленным подразделением Департамента Смоленской области по социальному развитию, т.е. Департамент Смоленской области по социальному развитию и отдел социальной защиты населения в г.Десногорске являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

Проанализировав представленные суду письменные материалы и вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что требования Кондратьева о предоставлении ему одной и той же меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям: по закону ФЗ "О ветеранах" и действующему Закону Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,… на территории Смоленской области" и Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" не основаны на действующем законодательстве, данные выплаты могут быть установлены по одному из указанных оснований, а не по каждому из них. Доводы же истца о необходимости применения в его случае положений ч.2 ст. 23.1 Закона « О ветеранах» и п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» основаны на неправильном понимании норм материального права, поскольку ч.1 ст. 23.1 Закона «О ветеранах» конкретизированы категории граждан, на которых распространяется выплата ежемесячной денежной выплаты установленной данной нормой, при этом категория ветеранов труда, к которой относится истец в данной норме отсутствует, а п. 3 Порядка предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной выплаты для участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС, если она установлена несколькими федеральными законами. В данном случае выплата требуемой меры социальной поддержки предусмотрена действующим Законом Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,… на территории Смоленской области", в соответствии с которым как и законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" возможность одновременного получения одной и той же меры социальной поддержки законом не предусмотрена, но за истцом закреплено право выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки, поскольку он имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям, что им уже было сделано, т.к. он является получателем с 01.01.2005 г. по настоящее время ежемесячной денежной компенсации на основании п.3 ч1 ст. 13, п.п.2 ч.3 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от данной выплаты он не отказывался. Поскольку действующим законодательством, регулирующим назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, выплата указанного пособия производится с момента обращения за его назначением, а днем обращения считается день приема письменного заявления со всеми необходимыми документами, суд не находит оснований и для удовлетворения требований о выплате компенсации за время предшествовавшее обращению истца к ответчику с заявлением о назначении ему ЕДВ.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск Кондратьева Г.П. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

     Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -

                                  РЕШИЛ:

                       В удовлетворении исковых требований Кондратьева Геннадия Павловича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию и отделу социальной защиты населения в г.Десногорске Смоленской области о признании за ним права на получение двух ежемесячных денежных выплат, назначаемых ветеранам труда и участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате для ветерана труда, отказать.             

           Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд.

Председательствующий: