о внеочередном предоставлении жилья



Дело №2-655/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года

Десногорский городской суд Смоленской области

в составе

председательствующего (судьи) Семенова Е.М.,

при секретаре Манн Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева Александра Владимировича к Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и Департаменту Смоленской области по образованию и науке о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Зайцев А.В. обратился в суд с иском к Администрации МО «город Десногорск» Смоленской области и Департаменту Смоленской области по образованию и науке о внеочередном предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что относится к категории детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждается во внеочередном предоставлении жилья и поставлен на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на льготных снованиях. Мать Зайцева Н.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Зайцев В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Десногорского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него до совершеннолетия была установлена опека, опекуном назначена Гришина В.Г.. Зарегистрирован и проживает по месту жительства опекуна по адресу: г.Десногорск <адрес>. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в связи с чем просит обязать Администрацию МО «город Десногорск» Смоленской области, за счет средств бюджета Смоленской области, предоставить ему вне очереди на территории г. Десногорска Смоленской области, отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже нормы предоставления на одного человека 15 кв.м за счёт средств бюджета Смоленской области, перечисленных Департаментом смоленской области по образованию и науке в местный бюджет муниципального образования «город Десногорск» на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Администрации МО «город Десногорск» Смоленской области Иванов М.Н. исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 2 областного закона "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства. Администрация выполнила все свои обязательства установленные федеральным и областным законодательством. Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Зайцев А.В. принят на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В июне 2010 года администрация направила в Департамент Смоленской области по образованию и науке письмо № 939 от 17.06.2010 года с перечнем детей-сирот которым предполагалось в 2011 году приобретение жилья. В указанный перечень Зайцев был включен четвертым, однако денежных средств на приобретение жилья для Зайцевым не хватило. В июне 2011 года администрация вновь направила в Департамент Смоленской области по образованию и науке письмо № 867 от 16.06.2011 года с перечнем детей-сирот, приобретение жилья которым предполагается в 2012 году. Зайцев в указанном перечне включен под вторым номером. Считают, что Администрация выполнила обязанности возложенные на органы местного самоуправления в полном объёме в соответствии с пунктами 3.2, 4.1. Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утверждённое постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 641. Просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, возражений по иск не представил.

Представитель органа опеки и попечительства МО «г.Десногорск» Хромченкова О.Б. исковые требования поддержала, при этом полагает, что необходимо обязать администрацию предоставить жилое помещение на территории г. Десногорска Смоленской области, исходя из средней стоимости за 1 кв. метр не ниже 34 227 рублей, установленных постановлением Администрации Смоленской области № 672 от 25.10.2011 года, что, по её мнению, будет соответствовать интересам истца.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ - по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.    

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не являтется основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии с абз. 2,3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На территории Смоленской области обеспечение указанных гарантий для детей-сирот является расходными обязательствами Смоленской области согласно областному закону № 89-з от 29.09.2005 года.

В силу ст.1 закона Смоленской области № 114-з от 29.11.2007 года государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договору социального найма, на неограниченный срок, наделены органы местного самоуправления городских округов и других поселений

В соответствии с Положением о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот… жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 641 -

3.1. Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год.

3.2. Органы местного самоуправления на основании банка данных о детях-сиротах подают заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), до 1 июля текущего года в целях планирования указанных субвенций на следующий финансовый год.

4.2. Уполномоченный орган в сфере образования: оказывает органам местного самоуправления консультативную и методическую помощь по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; проверяет заявки на получение субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Норма предоставления жилой площади в г.Десногорске составляет 15 кв.м на основании постановления Главы администрации МО «г.Десногорск» № 356 от 27.06.2005 года.

Из материалов дела следует, что мать Зайцева А.В. – Зайцева Н.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). Отец Зайцева А.В. – Зайцев В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Согласно решения Десногорского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 20-6 Гришина В.Г. назначена опекуном над Зайцевым А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 7).Из удостоверения Десногорского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ видно, что несовершеннолетний проживает вместе с опекуном по адресу <адрес>, 2 микр., <адрес>.( л.д. 9) Данный адрес истца не изменился и на день рассмотрения иска, что подтверждается сведениями о регистрации ( л.д. 10)

Согласно справки ПУ-26 на л.д. 6 усматривается, что Зайцев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ПУ-26 <адрес> и находился на полном Государственном обеспечении. Получение Зайцевым названого образования подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 11)

Согласно Постановления Главы администрации № 1270 от ДД.ММ.ГГГГ, Зайцев А.В., зарегистрированный по адресу <адрес> <адрес>, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). На момент постановки на учет истцу не исполнилось 23 года.

Из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений по договору социального найма на 2012 года следует, что Зайцев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в данном реестре находится под № 2. Из постановления Администрации Смоленской области № 672 от 25.10.2010 года, следует, что средняя стоимость 1 кв. м. общей площади благоустроенного жилого помещения по городским округам и муниципальным районам Смоленской области в г.Десногорске составляет 34 227 рублей.

При таких обстоятельствах, когда Зайцев А.В. имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, Администрацией г.Десногорска в 2003 году он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лицо, оставшееся без родителей, проживает в г.Десногорске по месту жительства опекуна, жилым помещением не обеспечен, а государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в Смоленской области наделены органы местного самоуправления городских округов и других поселений, т.е. обязанность по обеспечению Зайцева А.В. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в Смоленской области должна быть возложена на Администрацию МО «г.Десногорск» Смоленской области и исполнена за счет средств областного бюджета (субвенций), выделяемых на указанные цели, главным распорядителем которых является Департамент Смоленской области по образованию и науке на основании приложения № 9 к областному закону № 148-з от 28.11.2008 года (с последующими изменениями). Сумма субвенции из областного бюджета для обеспечения жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно постановлению Администрации Смоленской области № 672 от 25.10.2010 года должна быть рассчитана исходя из установленной средней стоимости 1 кв. метра общей площади благоустроенного жилого помещения - по муниципальному образованию «город Десногорск» Смоленской области – не ниже 34 227 рублей.

Доводы представителя Администрации МО «г.Десногорск» о том, что права истца не нарушены, поскольку Департаментом Смоленской области по образованию и науке заявка на получение субвенции профинансирована не в полном объеме, суд находит не состоятельными, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Также обеспечение вне очереди жилым помещением этих лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо других, не предусмотренных законом условий, в том числе из-за отсутствия денежных средств.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Зайцева Александра Владимировича удовлетворить:

Обязать Администрацию муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области предоставить Зайцеву Александру Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г. Десногорска Смоленской области вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже нормы предоставления на одного человека 15 кв.м, из расчета стоимости за 1 кв. м. не ниже 34 227 рублей, за счет средств бюджета Смоленской области, перечисленных Департаментом Смоленской области по образованию и науке в местный бюджет муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд.

Судья                                Семенова Е.М.