о признании выборов президента недействительными



Дело № 2- 437/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2012 года

Десногорский городской суд Смоленской области

В составе:

председательствующего /судьи/ Семеновой Е.М.

прокурора Казакова А.А.,

при секретаре         Манн Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новиковой Светланы Николаевны об отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «город Десногорск» Смоленской области о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года действительными и о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года на территории МО «город Десногорск» недействительными, суд

У С Т А Н О В И Л:

Новикова С.Н. обратилась в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «город Десногорск» Смоленской области о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года действительными и о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года на территории МО «город Десногорск» недействительными ( л.д. 2-5, 72-75), ссылаясь на то, что при проведении избирательной кампании по выборам Президента РФ на территории МО «город Десногорск» было допущено ряд нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей на территории муниципального образования, а именно с момента начала агитационного периода избирательной кампании с 5.12.2011 года на торце жилого дома № 20 третьего микрорайона г. Десногорска Смоленской области был установлен размером 8х12 м плакат, выдвинувшей кандидата – Путина В.В., политической партии «Единая Россия», на котором имелась надпись «За наш любимый Десногорск, За нашу Единую Россию». Указанный плакат, изготовленный 19.11.2011 года и оплаченный из избирательного фонда партии «Единая Россия», остался размещенным после начала агитационного периода избирательной кампании по выборам Президента РФ, вплоть до его монтажа 28.01.2012 года.

Кроме того были изготовлены и размещены плакаты с надписями: «Единая Россия» и «Возрождение Смоленщины – это наша победа» размером 2х3 м на въезде в г. Десногорск и выезде из него, а также напротив д. 9 в 1 микр. г. Десногорска.

Считает, что в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона № 67 ФЗ от 12.06.2002 года были размещены в период избирательной кампании по выборам Президента РФ указанные агитационные материалы, не изготовленные (не оплаченные) из средств соответствующего избирательного фонда кандидата в Президенты РФ Путина В.В.; полагает, что размер названных агитационных материалов, длительность их размещения в период агитационной кампании и места их размещения повлияли на результаты выборов и не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В судебное заседание Новикова С.Н. не явилась, её представитель – Новиков И.В., действующий по доверенности ( л.д. 12), заявление поддержал и просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ТИК МО «город Десногорск» Смоленской области Лисичкин А.П. ( л.д. 23-29), поддержав свои возражения на заявление Новиковой С.Н. ( л.д. 20-22), считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Представитель Избирательной комиссии Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия (л.д. 49-55, 78-83), в своих возражениях с доводами Новиковой не согласился, считает их необоснованными, ссылаясь на то, что 18.01.2012 года на заседании рабочей группы была рассмотрена поступившая 10.01.2012 года в ИК Смоленской области жалоба Новикова И.В. на размещение на торце жилого д.20 в 3 микр. г. Десногорска баннера Всероссийской политической партии «Единая Россия» с надписью «За наш любимый Десногорск, за нашу сильную Единую Россию». При рассмотрении жалобы было установлено, что Новиков с аналогичной жалобой обращался в ТИК МО «город Десногорск» 18.11.2011 года, которая была рассмотрена 26.11.2011 года, по результатам жалобы ТИК МО «город Десногорск» направила представление в ОМВД России по г. Десногорску для проведения проверки и принятия соответствующих мер; при изготовлении и распространении данного агитационного материала на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва были соблюдены все условия, предусмотренные ст. 61 Федерального закона от 18.05.2005 года № 51 –ФЗ.

Избирательная кампания по выборам Президента РФ началась с 26.11.2011 года и закончилась 12.05.2012 года ; в период с 26.11.2011 года по 29.02.2012 года кампания по выборам Президента РФ и кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва совпали.

Баннер Всероссийской политической партии «Единая Россия» с надписью «За наш любимый Десногорск, за нашу сильную Единую Россию», размещенный на торце жилого д.20 в 3 микр. г. Десногорска, был признан агитационным печатным материалом на выборах Президента РФ, изготовленным и распространенным с нарушением требований п.п. 2,3,5,6 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ и п.п. 2,3,5,6 ст. 55 Федерального закона № 19-ФЗ. Указанный баннер демонтирован 26.01.2012 года, руководитель исполнительного комитета СРО ВПП «Единая Россия» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.12 КоАП РФ.

Вопрос о размещении баннеров Всероссийской политической партии «Единая Россия» в МО «город Десногорск» был рассмотрен на заседании ТИК МО «город Десногорск» 27.01.2012 года, по результатам рассмотрения было принято постановление, направленное в прокуратуру г. Десногорска, а материалы рассмотрения были направлены в ОМВД по г. Десногорску для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Считают, что заявителем не предоставлено доказательств того, что избиратели, проживающие в МО «город Десногорск» вопреки своей свободно формируемой воле на голосование за того или иного кандидата в Президенты РФ в связи с размещенными агитационными материалами по выборам депутатов Государственной Думы РФ и демонтированным в январе 2012 года голосовали 4 марта 2012 года за кандидата, выдвинутого ВПП «Единая Россия» на должность Президента РФ.

Представитель регионального отделения Всероссийской политической партии « Единая Россия», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по заявлению в суд не предоставил.

Выслушав стороны, свидетелей, мнение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно п.1 и п.4 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума;

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с п. 2 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Аналогичные положения содержит и п.1 ст. 49 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

В силу п.2.1 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Такие же положения содержит и п. 1.1 ст. 49 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Как установлено п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом.

Пунктом 2 ст. 77 указанного Федерального закона установлены основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, к которым отнесены следующие, установленные судом обстоятельства:а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Такие же основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, территории, в субъекте о результатах выборов Президента Российской Федерации предусмотрены ч.3 ст. 85 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 77 ФЗ N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Аналогичные положения содержатся и в ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (п. 6 ст. 77 ФЗ N 67-ФЗ). То же самое предусмотрено и ч.5 ст. 85 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ.

Из указанных норм следует, что основанием к отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно ч.5 ст. 77 ФЗ N 67-ФЗ не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.

В судебном заседании установлено, что 4.12.2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.11.2011 года № 442-СФ с 26.11.2011 года объявлено о начале избирательной кампании по выборам в Президенты Российской Федерации, назначенным на 4 марта 2012 года ( л.д. 31)

Как следует из пояснений сторон и представленных материалов, в ходе агитационного периода по выборам в Президенты Российской Федерации Новиков И.В. неоднократно обращался с жалобами на незаконное размещение агитационных материалов, размещенных Всероссийской политической партией (далее ВПП) «Единая Россия» на территории МО «город Десногорск», в частности штендера-плаката, вывешенного на торце д.20 в 3 микр. г. Десногорска. Данные жалобы являлись предметом рассмотрения ТИК МО «город Десногорск» и ИК Смоленской области. Постановлением ТИК МО «город Десногорск» от 27.01.2012 года за № 20/63 (л.д. 61, 59) три штендера ВПП «Единая Россия» с надписью «Возрождение Смоленщины – это наша победа», размещенные на въезде в г. Десногорск и напротив д.9 в 1 микр. г. Десногорска признаны агитационным материалом на выборах Президента РФ, а также изготовленными и распространенными с нарушением требований ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и с нарушением ст. 55 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ; представление направлено в ОМВД по г. Десногорску для принятия мер по пресечению распространения печатного материала и привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Из письма ТИК МО «город Десногорск» от 30.01. 2012 года за № 20 видно, что 26.01.2012 года была рассмотрена жалоба Новикова И.В. на нарушения избирательных прав ВПП «Единая Россия»; 26.01.2012 года все штендеры сняты. ( л.д. 57) Из писем ИК Смоленской области от 20.01. 2012 года № 01-22/84 и 3.02.2012 года видно, что ИК Смоленской области установлено, что спорные баннеры в период проведения избирательной кампании по выборам Президента РФ являются агитационным материалом, изготовленным и размещенным с нарушением требований Федерального законодательства.

Постановлением ТИК МО «город Десногорск» от 05.03.2012 года за № 28/94 (л.д. 65) по итогам голосования, выборы Президента РФ 4 марта 2012 года на территории муниципального образования «город Десногорск» признаны состоявшимися, и утвержден протокол № 1 об итогах голосования на выборах Президента РФ и сводная таблица об итогах голосования, включающая данные протоколов участковых избирательных комиссий. Из сводной таблицы итогов голосования на л.д. 66-71 и протокола ТИК (л.д. 64) видно, что на территории МО «город Десногорск» за кандидатов в Президенты РФ проголосовало: за Жириновского В.Ф. – 5,99%, за Зюганова Г.А.- 18,51%, за Миронова С.М. – 4,22%, за Прохорова М.Д. – 6,24% и за Путина В.В. – 63,68%.

Из показаний свидетелей Океанова И.В., Харченко К.В., Томилина В.Ф., Приваленко Н.А. и Помазнева В.И. следует, что размещенные в период кампании по выборам Президента РФ штендеры-плакаты на торце дома 20 в 3 микр., около Яхт-клуба в 1 микр., а также на въезде в город Десногорск и выезде из него, повлияли на принятие ими решений при голосовании 4 марта 2012 года. Как именно оказали на них влияние спорные штендеры-плакаты, ответить свидетели отказались.

Из показаний свидетеля Кульцова В.М. (жителя дома 20 в 3 микр.) следует, что он был против размещения штендера-плаката на торце дома, указанный плакат на его выбор влияния не оказал.

Оценивая показания допрошенных свидетелей, суд считает, что из них каких-либо выводов о наличии влияния спорных штентдеров-плакатов на их волеизъявление на выборах Президента РФ сделать невозможно, а потому во внимание данные показания не принимает.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая вышеназванные нормы закона, суд считает, что основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов, могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, и которые, тем самым, привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что приведенные представителем заявителя доказательства и суждения относительно допущенных, по его мнению, нарушений объективно и бесспорно не свидетельствуют о том, что не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, не свидетельствуют они и о том, что допущенные нарушения привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.

Суд считает, что обстоятельств, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения избирательной комиссии МО «город Десногорск» Смоленской области о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года действительными и о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года на территории МО «город Десногорск» недействительными, ни в заявлении, ни в судебном заседании не было представлено. Размещение в период времени с ноября 2011 года по 26.01.2012 года трех штендеров-плакатов с нарушением требований п.п. 2,3,5,6 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ и п.п. 2,3,5,6 ст. 55 Федерального закона № 19-ФЗ, по мнению суда, не является основанием к удовлетворению заявления, поскольку в силу ст.ст. 49 и 55 Федерального закона № 19-ФЗ и ст.ст. 48 и 54 Федерального закона № 67-ФЗ данное нарушение могло повлечь запрет распространения такого агитационного материала, но не является основанием для отмены результатов выборов.

Суждения представителя Новиковой С.Н. о том, что названные штендеры-плакаты повлияли (могли повлиять) на волю избирателей, вследствие чего не позволяется выявить действительную волю избирателей, носят предположительный характер, доказательств этого суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, когда существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, не установлено, суд считает, что в удовлетворении заявления должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.193-199, гл.26 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Новиковой Светланы Николаевны об отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «город Десногорск» Смоленской области о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года действительными и о признании результатов выборов Президента РФ, состоявшихся 4.03.2012 года на территории МО «город Десногорск» недействительными отказать.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: