РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2010 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сурхаева М.Р.
при секретаре Мурадовой Э.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Республики Дагестан в интересах Российской Федерации к Администрации городского поселения «поселок Мамедкала» о признании незаконным бездействие администрации МО «поселок Мамедкала» <адрес>, выразившееся в необращении в управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан с заявлением о принятии гидротехнического сооружения - плотина водохранилища «Алиевское» на учет как бесхозяйного, и возложить обязанность совершить это действие,
УСТАНОВИЛ:Первый заместитель прокурора РД ФИО2 в защиту интересах неопределенного круга лиц обратился в Дербентский районный суд с иском к Администрации городского поселения «поселок Мамедкала» о признании незаконным бездействие администрации МО «поселок Мамедкала» <адрес>, выразившееся в не обращении в управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан с заявлением о принятии гидротехнического сооружения - плотина водохранилища «Алиевское» (далее ГТС) на учет как бесхозяйного, и возложить обязанность совершить это действие.
Прокурор обосновал доводы тем, что Прокуратурой Республики Дагестан с привлечением специалистов Средне-Кавказского Управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасного функционирования гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «поселок Мамедкала» находится бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотина водохранилища «Алиевское».
По сведениям Средне-Кавказского Управления Ротехнадзора и Председателя Комиссии по инвентаризации бесхозяйных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем на территории Республики Дагестан указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В реестрах республиканской и муниципальной собственности не значится и в Едином государственном реестре прав запись о регистрации права на него не произведена. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения.
Поскольку ГТС расположен в административных границах МО «поселок Мамедкала» <адрес>, необращение администрации поселения в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09:2003 г. № на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал полностью, в подтверждение своих доводов привел обстоятельства изложенные выше. Пояснил, что администрация городского поселения «Поселок Мамедкала» не обратилась с заявлением о принятии гидротехнического сооружения - плотина водохранилища «Алиевское» на учет как бесхозяйного. Наличие на территории поселка бесхозяйных гидротехнических сооружений создает опасность для жителей поселка Мамедкала, ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения. Поскольку водохранилище расположено в административных границах МО «поселок Мамедкала» <адрес>, необращение администрации поселения в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Просит исковые требования удовлетворить
Представитель ответчика администрации городского поселения «поселок Мамедкала» ФИО4 иск признал полностью и пояснил, что действительно на территория городского поселения «поселок Мамедкала» находится гидротехническое сооружение - плотина водохранилища «Алиевское» построенное в 1970-х годах. Указанное ГТС на балансе администрации <адрес> не состоит, и является бесхозным. Обязался обратиться с заявлением о принятии ГТС «Алиевское» на учет как бесхозное.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора РД необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям:
Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения пони мается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения.
Поскольку гидротехническое сооружение - плотина водохранилища «Алиевское» расположен в административных границах МО «поселок Мамедкала» <адрес>, необращение администрации поселения в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09:2003 г. № на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
При изложенных основаниях иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования первого заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «поселок Мамедкала» <адрес> обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан с заявлением о принятии бесхозное гидротехническое сооружения - плотина водохранилища «Алиевское», на учет.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий Сурхаев М.Р.
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.