по иску Мурсалова Амираслана Эмсетовича к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «Дербентский район» (далее - УСЗН) об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании суммы задолженност



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Дербент. 25 марта 2008 г.

Дербентский районный суд РД в составе:

Председательствующего судьи Курбанова К.А.

при секретаре судебного заседания Мамедовой К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурсалова Амираслана Эмсетовича к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «Дербентский район» (далее - УСЗН) об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании суммы задолженности по компенсации на приобретение продовольственных товаров,

У С Т А Н О В И Л:

Мурсалов А.Э. обратился в суд с иском к УСЗН о назначении и выплате ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (КППТ) 1023 рубля 84 коп. с последующей индексацией этой компенсации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и взыскании недополученной суммы задолженности по выплате этой компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременно в размере 51334 рубля 26 коп.

Свои требования Мурсалов А.Э. в судебном заседании обосновал тем, что он является участником ликвидации последствий аварии на Производственном объединении «МАЯК».

На июль 2000 г. он получал КППТ в размере двух минимальных размеров оплаты труда, т. е. 166 руб. 98 коп. По закону указанные компенсации подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста МРОТ, а в последующем и с учетом роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Данные компенсации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ему выплачивались в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством.

По этой причине образовалась задолженность по указанной компенсации, взыскание которой с ответчика в его пользу сроком не ограничено. При этом взыскание суммы задолженности просил произвести с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного органами статистики, поскольку задолженность образовалась по вине ответчика.

Истец свои требования в судебном заседании по основаниям, изложенным в иске, поддержал, просил удовлетворить его иск.

ФИО2 И.И. иск не признал и пояснил, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предоставляются в порядке установленным Правительством РФ. Согласно п. 13 ст. 14 указанного Закона гражданам, указанным в пунктах 1, 2 и 3 ч. ст. 13 Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб.

КППТ выплачивается согласно п.2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.1 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». Последующая индексация произведена постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №

292, от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым данные выплаты проиндексированы на 1.1 и 1,085 соответственно. Иного механизма индексации Правительством РФ либо иным федеральным законом не установлено. Оспариваемые истцом выплаты не относятся к пособиям и индексации их пропорционально увеличению МРОТ законодательством не предусмотрено.

Выслушав объяснения и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Как видно из справки <адрес> от 04. 11.1997 г. за № серии Ч №, истец в период с января 1958 по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на территории ПО «МАЯК».

После вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой. В частности к ним относятся и граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ).

Таким образом, Мурсалов А.Э. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в ч. 3 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ст. 15. этого Закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда;

Исходя из положений данного Закона и минимального размера оплаты труда в 83.49 руб., с июля 2000г истец получал компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 166 руб. 98 коп. (83,49*2).

С ДД.ММ.ГГГГ ответчик установил истцу КППТ в размере 200 руб.

Суд считает, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ответчик необоснованно, ухудшая правовое положение истца, выплачивал компенсацию в меньшем размере, чем это предусмотрено Законодательством.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в от ДД.ММ.ГГГГ № исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции.

Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 3 ст.5 базового Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) пособия, компенсации, суммы возмещения вреда, и иные выплаты установленные чернобыльским Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста МРОТ.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П6 указал, что независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в оспариваемом Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения.

В п.5 Постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что «поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких либо обязательных социальных выплат, неправомерно индексировать данные суммы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, установленной ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст.3 Федерального закона «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ». Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении сумм выплат в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

Как указал Конституционный суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, если применение введенного нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.

При решении вопроса об индексации этих ежемесячных выплат следует иметь ввиду, что в соответствии с ч.3 ст.5 чернобыльского Закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законам о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.

В п.16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что задержка выплат в связи с инфляцией причиняет получателю возмещения имущественный вред, то недополученные суммы необходимо индексировать с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики.

В соответствии с ч.3 ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132:83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанных сумм на основании ч.3 ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N179-03) и статьи 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ»

Оспариваемые истцом суммы не индексировались в период с февраля 1997г. до ДД.ММ.ГГГГ Как было сказано выше, на ДД.ММ.ГГГГ они были установлены исходя из величины МРОТ в 83,49 руб.

В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные для возмещения вреда, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. (Постановление Пленума ВС от ДД.ММ.ГГГГ №).

Индекс ВПМ, применяемый с ДД.ММ.ГГГГ, равен ВПМ в среднем за. 2001г. / ВПМ в среднем за 2000 г. (в связи с тем, что ВПМ в РД в 2000 году не устанавливался, подлежит использовать ВПМ по РФ, согласно п. 1 постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №):

(1064-1153-1163-1197) : 47(851+894+930+962) :4= 1,2584;

Для расчетов остальных индексов применяют ВПМ для пенсионеров по РД.

С ДД.ММ.ГГГГ индекс ВПМ равен ВПМ ср. 2002г. / ВПМ ср. 2001г.:

(1113+1151+1115+1181):4 / (962+973+960+1033):4=1,1608;

С ДД.ММ.ГГГГ индекс ВПМ равен ВПМ ср. 2003г. / ВПМ ср. 2002г.:

(1254+1290+1320+1332):4/(1113+1151+1115+1181):4=1,1395.

Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № установлены индексы инфляции: соответственно - 1,1 с ДД.ММ.ГГГГ; 1,11 с ДД.ММ.ГГГГ; 1,085 с ДД.ММ.ГГГГ

Основываясь на выше изложенном, суд считает, что установленные на ДД.ММ.ГГГГ компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 166 руб. 98 коп. (83,49*2), должны были индексироваться в следующем порядке.

83,49*2* 1,581 =263,99(263,99-166,98)*6=582,06*2,069=1204,28.

2001 г.

На приобретение продовольственных товаров: 263,99*1,515=399,94

(399,94-200)* 12=2399,28* 1,956=4692,99 руб.

2002 г.

На приобретение продовольственных товаров: 399,94*1,2584=503,28

(503,28-200)* 12=3639,36* 1, 657=6030,42 руб.

2003 г.

На приобретение продовольственных товаров: 503,28* 1,1608=584,21

(584,21-200)* 12=461 0,52* 1,44=6639,15 руб.

2004 г.

На приобретение продовольственных товаров: 584,21 *1,1395=665,71 с января по май

665,71 * 1, 11 =732,28 с июня по декабрь 2004 г.

(665,71 *5+ 732,28*7)- (220*12)= 5814,51 * 1,3205 = 7678,06 руб.

2005 г.

На приобретение продовольственных товаров: 732,28*1.11= 812,83

(812,83-244,20)*12+1,207=568,63*12*1,207=8236,04

2006 г.

На приобретение продовольственных товаров: 812,83*1,09=885,98

(885,98-266,18)* 12* 1,0894=619,80* 12* 1, 0894=7437,6* 1, 0894=81 02,52.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на приобретение продовольственных товаров: 885,98*1,08=956,86

(956,86 -287,47)*12*1,0894= 669,39*12*1,0894=8032,68*1,0894=8750,80

Общая сумма недополученных средств составляет:

1204,28 + 4692,99 +6030,42+6639,15+7678,06+8236,04+8102,52 + 8750,80= 51334,26 рублей.

Сумма задолженности определена с учетом роста индексов потребительских цен.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1023,84 рублей.

Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и Правилами выплаты гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяет порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации за вред здоровью, согласно которым по месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Уполномоченный орган составляет списки граждан, в которых указываются:

а) фамилия, имя, отчество получателя компенсации;

б) число, месяц, год рождения ребенка;

в) размер компенсации;

г) реквизиты организации федеральной почтовой связи по месту постоянного жительства и почтовый адрес получателя компенсации либо реквизиты счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации.

Списки подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства.

Ответственность за достоверность представленной информации о потребности в бюджетных ассигнованиях для реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возлагается на орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

Такой порядок выплаты компенсаций по судебным решениям подтверждено и письмом Министерства финансов РФ «Об исполнении судебных решений по индексации выплат компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний».

Из изложенного следует, что орган социальной защиты по месту жительства гражданина устанавливает размер компенсаций, а также задолженность по ним, в том числе и по решению суда, и списки с указанными сведениями представляет в территориальный орган Федерального казначейства для перечисления средств федерального бюджета на выплату компенсаций. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурсалова Амираслана Эмсетовича удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Муниципального образования «Дербентский район» за счёт средств федерального бюджета в пользу Мурсалова Амираслана Эмсетовича начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно денежную компенсацию в размере 1023,84 рубляс последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Муниципального образования «Дербентский район» за счёт средств федерального бюджета в пользу Мурсалова Амираслана Эмсетовича единовременно сумму в размере 51334,26 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья ____________________

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.