Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Дербент 04 октября 2010 года.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алекперова А.С.
При секретаре Дунайской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Дербенте гражданское дело по иску Магомедова Шерифа Сеидмагомедовича к УОПФР по РД в Дербентском районе о признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии и тождественности специальностей,
У С Т А Н О В И Л:
Магомедов Ш.С. обратился в суд с иском к УОПФР по РД в <адрес> о признании незаконным отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по выслуге лет, в связи с медицинской деятельностью и тождественности специальностей.
Свои доводы истец мотивирует тем, что с 1987 по 1989 годы проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР по специальности старший дезинфектор и санитарный инструктор. В последующем беспрерывно по сей день работает на должностях по охране здоровья населения. С учётом того, что он исполнял обязанности по охране здоровья в сельской местности, стаж его работы в должности медицинского работника составляет более 25-ти лет.
06 июля нынешнего года обратился к ответчику о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчик отказал ему в назначении пенсии, сославшись на то, что ему не может быть зачтён в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву в специальности старшего дезинфектора и санитарного инструктора войсковой части, так как эти должности и учреждения не включены в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ № года.
Истец Магомедов Ш.С. в ходе судебного заседания свои требования поддержал и показал, что в 1987 году окончил Армавирское медицинское училище. По его окончании ему дали свободный диплом. В том же году он был призван на службу в армию. Службу прошёл в должности медицинского работника. Начал службу в должности старшего дезинфектора, а затем до конца службы прослужил на должности санитарного инструктора в медицинском подразделении. В его обязанности входило приём больных военнослужащих, оказание им медицинской помощи. Работая дезинфектором, он также занимался охраной здоровья военнослужащих. В частности, он проверял пищу в столовой, санитарное состояние столовой и другими медицинскими обязанностями. К нему на приём приходили все военнослужащие их подразделения и, он им оказывал медицинскую помощь. Ничем другим он не занимался. В его обязанности входило именно оказание медицинской помощи.
После службы в армии по сей день работает на медицинских должностях в сельской местности и занимается охраной здоровья населения.
В текущем году, по стажу своей работы, он заслужил досрочной трудовой пенсии по выслуге лет, так как имеет более 25-ти лет беспрерывного стажа работы по охране здоровья населения. 25 лет работы у него набирается с учётом льготного исчисления стажа, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № один год работы в сельской местности засчитывается как 1 год 3 месяца.
Поскольку, с учётом льготного исчисления он набрал стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 25-ти лет, как это предусмотрено и Федеральным Законом РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, для оформления досрочной трудовой пенсии обратился к ответчику. Последние, отказали ему в этом, мотивировав свой отказ тем, что период прохождения военной службы по призыву по специальности старший дезинфектор и санитарный инструктор войсковой части не может быть включен в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как данные должности и наименования не включены в списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ № от 2002 года.
Считает, что отказ ответчика незаконен по той причине, что он во время службы по своей должности занимался охраной здоровья и ничем больше. По штату в санмедчасти, где он нёс службу, были должности санинструктора, дезинфектора и врача. Все они занимались охраной здоровья лиц, проходящих военную службу.
Истец также считает, что Постановление Правительства РФ от 2002 года за №, на который ссылается ответчик, не могут быть применительны к нему, поскольку он исполнял обязанности медицинского работника по охране здоровья населения задолго до этого Постановления. По этой причине ответчик неправомочно руководствуется постановлением, вышедшим на свет после исполнения им обязанностей медицинской работника.
До этого действовало постановление СМ РФСР от ДД.ММ.ГГГГ за № с последующими изменениями и дополнениями, Постановление СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и другие, в соответствие с которыми её должность подпадала под льготное исчисление трудового стажа. Полагает, что этими и другими законами того периода ответчик должен был руководствоваться при назначении ему льготной пенсии.
Представитель УОПФ РФ по РД в <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО5 иск ФИО3 не признал и пояснил, что при определении права на пенсию, как лицу, занимавшемуся охраной здоровья населения они руководствуются своими внутренними указаниями, и, главное Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.3 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии, утверждается Правительством РФ.
Таким образом, Правительство уполномочено принимать документы по вопросам досрочного пенсионного обеспечения. По существу, на основании этих документов определяется право на пенсию, включая пенсию в связи с деятельностью по охране здоровья населения. В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором протекала работа, не соответствуют принятым Правительством РФ в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ Спискам или правилам, то право на получение пенсии не возникает, хотя гражданин мог всю свою трудовую жизнь заниматься медицинской деятельностью. Следовательно, именно Правительство РФ в итоге решает, следует ли отнести медицинскую или другую деятельность, либо ту или иную должность к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в стаж для назначения пенсии. Считает, что Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» не может служить для них основанием для того, чтобы удовлетворить иск Магомедова Ш.С.
Истец в 1987-1989 годы, после окончания медицинского училища, проходил срочную службу в рядах Советской армии и службу проходил в должности дезинфектора и санинструктора. Этот период работы не считается, как выполнение работы по охране здоровья населения, так как по своей должности санитарного инструктора, Магомедов Ш. в армии, как считает ФИО5, должен был заниматься инструктажём солдат, но не охраной их здоровья. Кроме этого, полагает, что в стаж медицинской работы может засчитываться работа в медицинских организациях и учреждениях, а воинская часть не является медицинским учреждением. Следовательно, как он считает, Магомедов Ш.С. не заслужил право на льготную пенсию по старости.
Выслушав пояснения истца Магомедова Ш.С., представителя заинтересованной стороны ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск Магомедова Ш.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № -П от ДД.ММ.ГГГГ при назначении досрочной пенсии истцу Магомедову Ш.С. за 25-ти летний стаж работы по охране здоровья населения, УОПФР должно руководствоваться Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за №, Постановлением ФИО2 «О государственных пенсиях в РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть нормативными актами, действующими на период выполнения ФИО3 своих обязанностей.
Доводы истца о том, что в 1987-1989 годы он проходил воинскую службу на должностях старшего дезинфектора, а затем санитарного инструктора подтверждается его военным билетом серии НД № 7619617, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает ошибочными доводы представителя ответчика ФИО5 о том, что в компетенции санитарного инструктора в армии входит инструктаж военнослужащих. Санитарный инструктор, как пояснил истец, занимался именно охраной здоровья военнослужащих, а не инструктажем их. Он принимал военнослужащих, нуждающихся в медицинской помощи, оказывал им медицинскую помощь, проверял гигиену, организацию питания и другими медицинскими обязанностями. Тем же занимался истец, выполняя обязанности старшего дезинфектора. Инструктаж по медицинским вопросам, гигиене также является медицинской деятельностью.
В соответствии с Положением исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитываются также и служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Как усматривается из трудовой книжки серии АТ-1У №, выписанной ДД.ММ.ГГГГ, с июля 1989 года по настоящее время Магомедов Ш.С. работает на медицинских должностях и занимается охраной здоровья населения. При этом, с сентября 1989 года по настоящее время Магомедов Ш.С. работает в сельской местности, где, с учётом положений Постановления СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении, стаж его составляет более 25-ти лет.
Таким образом, образом, доводы истца о том, что стаж работы позволяет ему для начисления льготной пенсии, как лицу, занимавшемуся охраной здоровья населения, законны и обоснованны.
Вместе с тем, доводы ответчика об отсутствии у истца Магомедова Ш.С. стажа работы по охране здоровья населения, позволяющей ему для назначения льготной пенсии по старости и, отказ засчитывать в стаж работы истица период исполнения им обязанностей санинструктора и старшего дезинфектора во время службы в Вооруженных силах СССР в 1987-1989 годы, суд считает ошибочными и необъективными.
Так, в п.2 Постановления СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет», указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно п.»г» ч.1 указанного Постановления, учителям и работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Поскольку истец Магомедов Ш.С. исполнял обязанности медицинского работника по охране здоровья населения в период действия указанного Постановления, то ответчик при рассмотрении вопроса о назначении ему пенсии по выслуге лет, должен руководствоваться именно этим законом, а не ссылаться на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, законом, вышедшим на свет намного позже времени, исполнения истцом обязанностей медицинской работника.
Таким образом, общий трудовой стаж по охране здоровья населения, с учётом работы в должности медицинского сотрудника в Вооруженных Силах СССР, составляет в льготном исчислении более 25-ти лет, что даёт ему право на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет.
Льготное исчисление стажа предусмотрено п.2 Постановления СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ за №, которая гласит: «работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности считать за один год и три месяца.
Доводы представителя УОПФР ФИО5о том, что они при рассмотрении вопроса истицы должны руководствоваться действующими на настоящий момент законами и нормативными актами, суд считает не состоятельными.
Эти доводы представителя УОПФР по РД в <адрес> ФИО5 опровергаются Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп делегатов ГД РФ, а также Государственного Собрания <адрес> и жалобами ряда граждан», в котором указывается, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, применяется законодательство, действовавшее на момент выполнения работы.
Вместе с тем суд не рассматривает требование иска об установлении тождественности специальностей медицинского дезинфектора и дезинфектора, медицинского брата и санитарного инструктора, поскольку истец ФИО3 от этих своих требований в судебном заседании отказался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Магомедова Шерифа Сеидмагомедовича удовлетворить.
Признать незаконным решение УОПФР по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в зачислении Магомедову Ш.С. специального трудового стажа для досрочного назначения ему пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью во время прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГх в должностях санитарного инструктора и старшего дезинфектора.
Пенсию Магомедову Ш.С. назначить с момента его обращения в УОПФР - с июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 10-ти суток со дня его оглашения.
Председательствующий
Решение набрано на компьютере в совещательной комнате.