по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Музаим» Дербентского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещени



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2009 г. г. Дербент

Федеральный суд Дербентского района Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Курбанова К.А.

при секретаре Мамедовой К.С.

с участием прокурора Новрузова Х.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Музаим» <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности

У С Т А Н О В И Л:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Музаим» <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности по тем основаниям, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой на территории муниципального образования «село Музаим» <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

Проверкой были выявлены нарушения требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении бытовых отходов на указанной территории которое выразилось в том, что в нарушение ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.21 чЛ ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и нормСанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88 и ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 158-СТ, в МО «село Музаим» <адрес> в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера для сбора отходов. При въезде в село и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села организован 2 раза в месяц по договору с индивидуальным предпринимателем ФИО3 без учета климатических условий. Тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вывозимые отдельными гражданами и организованную администрацией муниципального образования отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, расположенном на окраине села, общей площадью более 400м2 (размерами 20м. на 20м.), высота отходов около 0,5м. Складированы навалом следующие виды отходов: твердые бытовые отходы, металлолом, шины, строительный мусор, бой стекла, полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонная тара и др.

При этом, вопреки требованиям ст. 34 Закона "Об охране окружающей среды", ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 10,И, 12,18 и 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 34 ст. ст. 11, 22 и 42 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О введении в действие санитарных правил", которым были утверждены и введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, полигон для размещения отходов организован без проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

В судебном заседании прокурор иск поддержал по указанным основаниям.

Представитель ответчика глава муниципального образования «село Музаим» <адрес> ФИО4 иск признал частично и пояснил, что меры по устранению указанных в иске прокурора нарушений уже принял, что для полного устранения всех нарушений у него отсутствуют соответствующие средства.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами других компетентных ведомств на территории муниципального образования «село Музаим» <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

Изложенное подтверждается материалами проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры: актами совместной проверки Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; материалами проверки Дербентского территориального отдела Роспотребнадзора по РД: распоряжением о проведении мероприятий по контролю №; актом № по результатам проведения мероприятий по контролю; предписанием к акту № об устранении административных правонарушений; протоколами №№0478,321-08; постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом по результатам мероприятий по надзору ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>; предписанием об устранении выявленных нарушений; постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; постановлениями по делам об административных правонарушениях за № №, 47-09 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; постановлением по делу об административном правонарушении в отношении МО «село Музаим», объяснением главы МО «село Музаим» ФИО4

Указанные нарушения закона допущены по вине органов местного самоуправления МО «село Музаим» <адрес>.

Подпунктами 18,19 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.

Нормами ст.ст.4,22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от ДД.ММ.ГГГГ «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора.

Как следует из объяснения главы МО «село Музаим» ФИО4, причиной ненадлежащей организации работы по сбору и вывозу мусора, его размещению и оборудованию полигона является отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п. 1 ст. 14, подп. З п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

Однако, несмотря на неоднократные меры воздействия контрольно-надзорных служб и Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры: представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки, внесенного ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «село Музаим» <адрес> в целях устранения допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления; предостережением о недопустимости нарушения закона, а также предписания об устранении административных правонарушений, являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 36 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «село Музаим» требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются должным образом и по настоящее время.

Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно ст. З ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.

Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, бездействием администрации МО «село Музаим» <адрес>, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Как следует из ст. 8 О ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По характеру данный иск касается вопросов прекращения экологически вредной деятельности на территории муниципального образования за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц и не связан с экономической деятельностью.

В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.

Спор возник из экологических правоотношений, в связи с обращением прокурора в суд в защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора удовлетворить.

1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «село Музаим» <адрес> по организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.

2. Обязать администрацию муниципального образования «село Музаим» <адрес> организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством: - организовать уборку территории МО «село Музаим» <адрес> от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ N4690-88.

-в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать порядок сбора и вывоза отходов потребления и мусора с территории МО «село Музаим» и провести экологические и санитарные обследования участка размещения отходов- полигона, получить разрешительный документ органа Роспотребнадзора;

-в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда оборудовать полигон для временного размещения отходов потребления и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01" и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ.

3.Запретить деятельность администрации муниципального образования «село Музаим» <адрес> по размещению бытовых отходов на свалке, расположенной юго-западней <адрес>, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в 10 дневный срок со дня оглашения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда стороны могут получить в суде в 9 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Судья К.А.Курбанов

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.