по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Хазарский» Дербентского района о признании бездействия незаконным, прекращения экологически в



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2008 г. г. Дербент

Федеральный суд Дербентского района Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Курбанова К.А.

при секретаре Мамедовой К.С.

с участием прокурора Новрузова Х.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> о признании бездействия незаконным, прекращения экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> о признании бездействия незаконным, прекращения экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий по тем основаниям, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой на территории муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

Проверкой были выявлены нарушения требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении бытовых отходов на указанной территории которое выразилось в том, что в селе <адрес> не имеется достаточного количества контейнеров для сбора отходов. Имеющиеся контейнеры не дезинфицируются, при въезде в село и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, вывозимые отдельными гражданами отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, возле окраины села общей площадью 100 м2, полигон для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

Прокурор считает, что указанные нарушения закона допущены по вине должностных лиц органов местного самоуправления МО «сельсовет Хазарский» т.к. к вопросам местного значения поселения относятсяорганизация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз отходов и мусора.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

Однако, несмотря на предписание ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки в адрес главы МО «сельсовет Хазарский», являясь в соответствии со ст. 37 ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «сельсовет Хазарский» <адрес> требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются по настоящее время.

Вследствие нарушения правил обращения с отходами производства и потребления загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод и причинения вреда здоровью человека. 4

Считает, что бездействием администрации МО «сельсовет Хазарский» нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми во ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.

В судебном заседании прокурор иск поддержал по указанным основаниям.

Представитель ответчика глава администрации муниципального образования «сельсовет Хазарский» ФИО3 иск признал и пояснил, что указанный в иске мусор уже убран и в дальнейшем ими такое не будет допущено.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом - экспертом Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию на территории муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

Изложенное подтверждается материалами проверки ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении главы МО«сельсовет Хазарский» ФИО3, а также материалами надзорной проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры: актом проверки Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении в отношении главы МО «сельсовет Хазарский» ФИО3 справкой Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ и объяснением зам главы МО «сельсовет Хазарский» ФИО4 и др.

Так, из указанных документов следует, что в нарушение ч 1. ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.21 ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88 и ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 158-СТ, в селе Хазар, <адрес> не имеется достаточного количества контейнеров для сбора отходов. Имеющиеся контейнеры не дезинфицируются, при въезде в село и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, вывозимые отдельными гражданами отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, возле окраины села общей площадью 100 м2.

При этом, вопреки требованиям ст. 34 Закона "Об охране окружающей среды", ст.18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,ст. ст.10,11,12,18 и 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 34 ст. ст. 11, 22 и 42 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О введении в действие санитарных правил", которым были утверждены и введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, полигон для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Подпунктами 18,19 и 20 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктами 18 и 19 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» 3 установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от ДД.ММ.ГГГГ «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.

Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз отходов и мусора.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.14, подп.З п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

Однако, несмотря на предписание ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки в адрес главы МО«сельсовет Хазарский» являясь в соответствии со ст. 37 ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в <адрес>» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «сельсовет Хазарский» <адрес> требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются по настоящее время.

Вследствие нарушения правил обращения с отходами производства и потребления загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод и причинения вреда здоровью человека. 4

Согласно ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.

Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

По резульатам конрольной проверки в ходе рассмотрения деда в суде прокуром указанные им нарушения не устранены по настоящее время в подтвержддание чего им представлены суду фотографии и объяснения жителей села Хазар ФИО5 и ФИО6

Таким образом, бездействием администрации МО «сельсовет Хазарский» нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми во ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора удовлетворить.

1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> по организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.

2.Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> организовать санитарную очистку территории от мусора, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.

3.Прекратить деятельность администрации муниципального образования «сельсовет Хазарский» <адрес> по размещению бытовых отходов на свалке, расположенной вдоль ФАД «Кавказ», на окраине села Н.Джалган, с ДД.ММ.ГГГГ

4.Обязать администрацию муниципального образования «село Падар» <адрес> ликвидировать организованную свалку бытовых отходов, расположенную на окраине села Н.Джалган <адрес>, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемой указанной свалкой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.