РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дербент. 16 февраля 2009 г.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего - судьи Магомедова А. Т.,
при секретаре Садыковой Г. М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дербент в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по Республике Дагестан (далее - Агентство), Байрамову Кянхану Мавсумовичу, Гамидову Абумислиму Тагировичу, Гаджиеву Альберту Минатуллаевичу, Михралиеву Эмиргамзе Мирзалиевичу,Касумханову Тариверди Керимагаевичу, Халилову Рамазану Эйзединовичу, Магомедагаеву Абдулу Ахмедагаевичу, Керимовой Жирият Фазлудиновне о признании недействительными протоколов лесного конкурса № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от18 декабря 2006 г, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и договоров аренды лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, 29 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дербента обратился с иском в Дербентский районный суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по ФИО12, Байрамову К. М., Гамидову А. Т., Гаджиеву А. М., Михралиеву Э. М., Касумханову Т. К., Халилову Р. Э., Магомедагаеву А. А., Керимовой Ж. Ф. о признании недействительными протоколов лесного конкурса и договоров аренды под номерами, указанными выше, ссылаясь на то, что согласно данным протоколам лесных конкурсов указанные лица Агентством признаны победителями прошедших в <адрес> лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда сроком на 49 лет, расположенных в Белиджинском лесничестве.
По результатам конкурсов Агентство лесного хозяйства РД и вышеуказанные граждане - победители конкурсов, заключили договора аренды лесного участка сроком на 49 лет.
Проведенные конкурсы и заключенные по результатам этих конкурсов договора прокурор считает недействительными.
Свои требования прокурор обосновал тем, что согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 35 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает организацию и проведение лесных конкурсов федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст.46 Лесного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных ст.47 Лесного Кодексом РФ.
В данном случае право распоряжения федеральным имуществом - участками лесного фонда - осуществлено не собственником, каковым является Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы, а Агентством лесного хозяйства по Республике Дагестан, которое не вправе распоряжаться федеральным имуществом, в том числе путём организации лесных конкурсов. Оспариваемый лесной конкурс организован Агентством лесного хозяйства по РД с превышением компетенции и федеральное имущество передано в аренду в неустановленном законом порядке, чем нарушены интересы Российской Федерации.
Кроме того, считает прокурор, при проведении лесного конкурса были также нарушены требования закона о Порядке организации и проведения лесных конкурсов, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов РФ N103 от 03 от21.04.2005г.
В нарушение пункта 13 Порядка в извещении о проведении лесного конкурса, опубликованном в газете «Дагестанская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, не содержатся сведения о дате и времени проведения лесного конкурса, краткая характеристика участка лесного фонда, порядок проведения лесного конкурса, в том числе порядок определения победителя лесного конкурса, сумма, порядок и срок внесения претендентом задатка при подаче им заявки с конкурсными предложениями, реквизиты счёта организатора лесного конкурса для его перечисления, дату, до которой организатор лесного конкурса имеет возможность отказаться от его проведения.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Агентство по лесному хозяйству РД в своем отзыве и представитель его в судебном заседании иск не признали, указали на то, что согласно статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Лесные конкурсы в соответствии с п. 4 приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и проведения лесных конкурсов» организуются и проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства.
Федеральное агентство лесного хозяйства приказом от ДД.ММ.ГГГГ № функции проведения лесных конкурсов и предоставления участков лесного фонда в аренду возложило на территориальные органы управления лесным хозяйством.
Байрамов К. М., Гамидов А. Т., Гаджиев А. М., Михралиев Э. М., Касумханов Т. К., Халилов Р. Э., Магомедагаев А. А., Керимова Ж. Ф. выиграли право аренды участка лесного фонда по итогам лесного конкурса, проходившего в городе Махачкала ДД.ММ.ГГГГ
Организатор лесного конкурса и победитель лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, который является основанием для заключения договора аренды участка лесного фонда между лесничеством и победителем лесного конкурса. Участки лесного фонда вБелиджинском лесничестве предоставлены указанным лицам на законных основаниях.
Перед тем, как проводить лесной конкурс конкурсная комиссия Агентства опубликовала в газете «Дагестанская правда» извещение о лесном конкурсе на право аренды участков лесного фонда, в том числе и на квартал Белиджинского лесничества.
Ответчик Магомедагаев А. А. иск не признал, пояснил, что из газеты ему стало известно о лесном конкурсе на право аренды участка лесного фонда, проводимом агентством лесного хозяйства РД.. Он поехал в <адрес> в агентство лесного хозяйства, где его подробно ознакомили с условиями и порядком проведения конкурса. ДД.ММ.ГГГГ состоялся конкурс, где его признали победителем и по результатам этого конкурса с ним заключен договор аренды участка лесного фонда.
Ответчики Байрамов К. М., Гамидов А. Т., Гаджиев А. М., Михралиев Э. М., Касумханов Т. К., Халилов Р. Э., и Керимова Ж. Ф. иск прокурора также не признали, суду дали аналогичные объяснения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 35 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего в редакции на момент проведения конкурса, предусматривает организацию и проведение лесных конкурсов федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст.46 Лесного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных ст.47 Лесного Кодексом РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом, за исключением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных статьей 47 Лесного кодекса Российской Федерации;
организацию и проведение в установленном порядке лесных конкурсов и лесных аукционов в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства РФ (Рослесхоз), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральном агентства лесного хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Рослесхоз передал территориальным органам Федерального агентства лесного хозяйства право организовывать в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство лесного хозяйства издал Приказ № «Об обеспечении государственного управления в сфере лесного хозяйства», в п. 1 которого указал: «временно, до внесения в установленном порядке изменений в положения о территориальных органах Федерального агентства лесного хозяйства возложить на агентства лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации осуществление функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства согласно приложению к Приказу.
В Приложении приведен перечень функций, переданных Рослесхозом территориальным органам лесного хозяйства.
Согласно пунктам 8, 9,11 Приложения территориальным органам лесного хозяйства переданы следующие функции:
- организация и проведение лесных конкурсов в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 35 ЛК РФ), в том числе выставление участков лесного фонда на лесные конкурсы, утверждение состава конкурсной комиссии и подписание протоколов о результатах лесного конкурса.
- принятие решения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 36 ЛК РФ).
- организация и проведение лесных аукционов в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 44 ЛК РФ), в том числе создание аукционной комиссии и подписание протоколов о результатах лесного аукциона.
Анализ положений приведенных выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что лесной конкурс на право аренды участков лесного фонда и заключение договора аренды были осуществлены агентством лесного хозяйства Республики Дагестан в пределах полномочий, переданных ему Рослесхозом.
Доводы прокурора о проведении агентством лесного хозяйства РД лесного конкурса с превышением полномочий не состоятельны.
Прокурор вправе был обратиться в суд в интересах Российской Федерации с требованием о признании лесных конкурсов недействительными по основанию, что конкурсы на право аренды федерального имущества были проведены лицом, не имеющим на то полномочий.
Вместе с тем, согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного лицом, выигравшим торги.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", п. 27, споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Согласно разъяснению Президиума Высшего Арбитражного суда РФ в Письме от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Исходя из указанных норм Закона и согласно разъяснениям Пленума и Президиума ВАС РФ, прокурору не предоставлено право на обращение в суд с требованием о признании торгов недействительными по мотиву нарушения порядка и процедуры их проведения. Торги могут быть оспорены только заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы нарушены при их проведении.
Как следует из объяснений представителя Агентства, в Республике Дагестан проведено более 20 конкурсов, по итогам, которых заключено около 12000 договоров аренды лесных участков и ни по одному из них жалобы от граждан не поступили по поводу нарушения их прав несоблюдением порядка их проведения.
Из этого следует, что требование прокурора о признании недействительными торгов и договора, заключенного лицом, выигравшим торги, на основании ч. 1, 2 статьи 449 ГК РФ не могут быть удовлетворены.
Следует признать обоснованным заявление Агентства о применении исковой давности к требованию о признании конкурса недействительным по мотиву нарушения порядка проведения конкурса.
Как указано выше, споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В силу ч. 2 ст. 181 ГК РФ иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Конкурс был публичный, извещение о нем было размещено для неограниченного круга лиц в периодической газете «Дагестанская правда» более двух лет тому назад и после его проведения прошло два года.
Доводы прокурора о том, течение срока исковой давности по предъявленному им иска начинается со дня, когда прокурор узнал о нарушении прав неограниченного круга лиц, не состоятельны, не могут быть принято во внимание, поскольку в соответствии со ст. 200 ГК РФ, как разъяснил об этом Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 11 Постановления «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса РФ об исковой давности», течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Кроме того, судом установлено, что перед тем, как проводить конкурс на право аренды участков лесного фонда, в газете «Дагестанская правда» от ДД.ММ.ГГГГ агентством лесного хозяйства РД было опубликовано извещение о лесном конкурсе, в котором было указано, где и по какому адресу проводится открытый лесной конкурс, какие именно участки (выделы) лесного фонда и какой площадью выставляются на конкурс, последний срок приема конкурсных предложений от претендентов, срок, в течение которого стороны оформляют протокол и подписывают договор аренды, внесение претендентом задатка, размер и порядок внесения которого определяет конкурсная комиссия.
Там же были указаны адрес и контактный номер телефона, по которым желающие имели возможность получить интересующие сведения и конкурсную документацию о проводимом конкурсе.
В то же время, в извещении не было указаны сведения о дате и времени проведения лесного конкурса, сумма, порядок и срок внесения претендентом задатка при подаче им заявки с конкурсными предложениями, реквизиты счёта организатора лесного конкурса для его перечисления, дату, до которой организатор лесного конкурса имеет возможность отказаться от его проведения и т. п..
Прокурор не обосновал и не представил доказательства о том, в какой мере и чьи интересы фактически были нарушены при проведении конкурса отсутствием в извещении полной информации о конкурсе, учитывая, что каждый желающий имел возможность позвонить по указанному в публикации номеру телефона или обратиться по указанному адресу и получить необходимую информацию, а если чьи то интересы были нарушены, что препятствовало этим гражданам самим обращаться в суд с иском (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
По мнению суда, неполные сведения о конкурсе в опубликованном извещении сами по себе не могут служить основанием для признания состоявшегося конкурса недействительным, если они не повлияли на законные права неопределенного круга лиц по реализации прав на участие в конкурсе.
Ответчики пояснили, что, обратившись к конкурсной комиссии, они получили исчерпывающую информацию о предстоящем конкурсе, ознакомили их со всеми условиями проводимого конкурса.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания лесных конкурсов и договоров аренды недействительными.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 195, 273, 274 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В иске прокурору г. Дербента в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по Республике Дагестан Байрамову Кянхану Мавсумовичу, Гамидову Абумислиму Тагировичу, Гаджиеву Альберту Минатуллаевичу, Михралиеву Эмиргамзе Мирзалиевичу,Касумханову Тариверди Керимагаевичу, Халилову Рамазану Эйзединовичу, Магомедагаеву Абдулу Ахмедагаевичу, Керимовой Жирият Фазлудиновне о признании недействительными протоколов лесного конкурса № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от18 декабря 2006 г, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и договоров аренды лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, 29 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий Магомедов А. Т.
Решение составлено и отпечатано
в совещательной комнате.