по иску Ахмедова Магомедэфенди Ахмедовича к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда,



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

г. Дербент.24 мая 2010 г.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе

председательствующего - судьи Магомедова А. Т.,

прокурора Мирзабекова А. К.

при секретарях Рагимова Т. С. и Тарикулиевой Р. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедова Магомедэфенди Ахмедовича к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ахмедов М. А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда в размере 1 200 000 руб. в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности и заключением под стражу.

Свои требования Ахмедов М. А. обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был задержан по подозрению в совершении тяжкого преступления - в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть человека, т.е. в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 111 УК РФ, санкция которой предусматривает от 5 до 15 лет лишения свободы.

ДД.ММ.ГГГГ следователем следственного отдела по городу Сургуту следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по ХМАО - Югре ему было предъявлено обвинение в совершении указанного преступления, и в этот же день судом ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Постановлением Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания под стражей был продлен до 3-х месяцев, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения была изменена на подписку о невыезде, а ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден из ИВС-1 УВД <адрес>.

До ДД.ММ.ГГГГ он находился под подпиской о невыезде и только ДД.ММ.ГГГГ его вызвали в следственный Комитет, где ознакомили с постановлением о прекращении в отношении него уголовного дела на основании п. 1 ст. 27 УПКРФ в связи с непричастностью к совершению преступления. Там же ему вручили извещение о праве на реабилитацию.

С 25 сентября по ДД.ММ.ГГГГ по вине следственных органов он находился под стражей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ под подпиской о невыезде.

Ранее он ни к уголовной, ни к административной ответственности не привлекался, его пребывание в местах лишения свободы по обвинению в совершении особо тяжкого преступления для него стало шоком.

Он законопослушный гражданин, воспитал и вырастил 5 взрослых сыновей, всю жизнь работал честно, никогда Закон не нарушал.

На момент инкриминируемого ему преступления у него было железное алиби - он находился в <адрес>, где проживает его семья. Об этом он постоянно говорил следователю. Но тот не удосужился в срочном порядке проверить его алиби, в связи с чем его так долго продержали под стражей.

С его участием были проведены очные ставки, опознания. Свою вину в инкриминируемом ему преступлении он не признал с первого дня, так как преступление не совершал.

Его сыновья от безысходности сами приступили к поиску настоящего убийцы, они сильно переживали за него. Впоследствии был установлен и задержан настоящий преступник, совершивший убийство, и осужден к лишению свободы.

Пока он сидел под стражей, по поручению следователя были опрошены все жители поселка по месту жительства семьи, в том числе и глава администрации.

Неоднократно проводились собрания, где указывалось, что он не мог совершить преступление, так как на момент совершения преступления находился у себя на родине.

Незаконными действиями следственных органов ему причинено нравственное страдание, которое заключается в лишении его свободы, в ограничении действий, места жительства и пребывания. Под вой сирен он несколько раз был этапирован в СИЗО- 1 <адрес> и обратно, возили в зековском вагоне, что ему сейчас снится как кошмарный сон. Снится лай собак, которые сторожат заключенных, снится время вынужденных прогулок, унижения со стороны настоящих преступников.

Все эти дни и каждая минута были для него унизительны, и еще более унизительной стало известие о том, что о его несчастье знает все село и родственники.

В связи с тем, что в селении нет никакой работы, никто из членов его семьи не работает, он в свои 55 лет вынужден был поехать на Север в <адрес> в поисках работы для содержания семьи. В Сургуте он еще не успел проработать даже одного месяца, как он был задержан и взят под стражу. За все время лишения и ограничения свободы его семья оставалась без средств существования.

Он по вероисповеданию мусульманин и придерживается своей веры, обязан 5 раз в день читать намаз, нельзя есть недозволенную пищу.

Будучи в местах лишения свободы, он не мог соблюдать все эти каноны, отчего он также морально страдал.

В судебном заседании Ахмедов М. А. подержал свой иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Ахмедов М. в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, в отзыве указал, что истец не представил доказательства о том, что за время нахождения его под стражей он перенес физические и моральные страдания, в связи с чем просил отказать в иске.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, третьего лица - прокурора, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Статья 1070 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В статье 1101 ГК РФ указано, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ следственным отделом по <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по ХМАО-Югре в отношении Ахмедова М. А. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ. В тот же день он был задержан в качестве подозреваемого.

ДД.ММ.ГГГГ ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Постановлением судьи Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Ахмедову М. А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Постановлением судьи того же суда от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания под стражей Ахмедова М. А. был продлен до трех месяцев.

Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения ему была изменена с содержания под стражей на подписку о невыезде и надлежащем поведении

Постановлением следователя СК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Ахмедова М. А. прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в связи с непричастностью его к совершению преступления, поскольку, как указано в постановлении, в ходе следствия подтвердилось алиби Ахмедова М. А., согласно которому в момент совершения преступления он находился в <адрес> у себя дома.

Этим же постановлением ему была отменена мера пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении.

Таким образом, Ахмедов М. А. незаконно был привлечен к уголовной ответственности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно находился под стражей, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, в связи с чем ему были причинены нравственные и физические страдания.

Ахмедов М. А. приехал в <адрес> из <адрес> в возрасте 55 лет в связи с трудным материальным положением семьи в поисках работы и заработка. Согласно представленной справке его жена нигде не работает. Оказавшись в заключении и под подпиской о невыезде, усугубилось и так тяжелое положение его семьи, которая все это время оставалась без средств существования.

Ахмедов М. А., будучи мусульманином, находясь в заключении, не мог совершать ежедневные молитвы (намазы) и религиозные обряды, отчего он также морально страдал.

В ходе предварительного следствия Ахмедов М. А. свою вину в совершении преступления не признавал. По месту жительства он характеризуется положительно, женат, вырастил пятерых сыновей.

Ахмедов М. А. на протяжении более пяти месяцев пребывал в постоянном нервном напряжении из-за привлечения к уголовной ответственности, испытывал чувство моральной подавленности из-за того, что были опорочены ее честное имя и репутация. Он был лишен права на свободное передвижение, выбора места пребывания, не мог работать, содержать свою нуждающуюся в помощи семью.

Он обвинялся в совершении особо тяжкого преступления, о чем стало известно жителям селения и его родственникам, перед которыми он представился как убийца. Все это дополнительно причиняло ему нравственные страдания.

Согласно справке поликлиники С. <адрес> после возвращения в Дагестан в марте 2010 года он неоднократно обращался к врачу, с 29 марта по ДД.ММ.ГГГГ получал лечение по поводу артериальной гипертонии 2 степени, что у него раньше не наблюдалось.

Факт незаконного привлечения Ахмедова М. А. к уголовной ответственности и незаконного применения к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу и подписки о невыезде находится в причинной связи между действиями органов следствия и перенесенными Ахмедовым М. А. нравственными и физическими страданиями.

Суд считает разумной и справедливой компенсацию причиненных ему нравственных и физических страданий незаконным уголовным преследованием на сумму в 800 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ахмедова Магомедэфенди Ахмедовича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ахмедова Магомедэфенди Ахмедовича, проживающего по адресу: <адрес>, в возмещение морального вреда 750000 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его принятия.

ПредседательствующийМагомедов А. Т.

решение составлено и отпечатано

в совещательной комнате.