РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дербент. 12 августа 2009 г.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Сурхаева М.Р..
при секретаре Мурадовой Э.З.
с участием адвокатов Шихалиева Б.М. ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и Магомедрагимова М.М. ордер № от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахбанова Шахбана Юсуфовича к Мовсумовой Сунаханум Шефиевне о восстановлении срока исковой давности, об установлении факта принятия наследства, определении доли наследства, признании договора дарения недействительным и признании права собственности на земельный участок, о признании факта строения старого жилого дома площадью 137 кв.м., расположенного на земельном участке, площадью 0,26 га в сел. <адрес> самовольным строением, и о признании записи в похозяйственных книгах о наличии за Шахбановым Магомедом, Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум жилого домостроения и земельного участка и справки, о наличии за Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум жилого дома на земельном участке площадью 0,26 га и регистрационные документы, незаконными и по встречному иску Мовсумовой С.Ш. к Шахбанову Ш.Ю. о признании решения Аглабинского сельского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным.
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Шахбанов Ш.Ю. обратился в суд с иском к Мовсумовой С.Ш. о восстановлении срока исковой давности, установлении факта принятия им наследства в порядке трансмиссии и определении его доли в наследственном доме, признав принадлежащим ему на праве личной собственности домостроение, расположенное в сел. <адрес>, признать договор дарения жилого дома, заключенный между Шахбановой Гюлтумен Исмаиловной и Мовсумовой Сунаханум Шефиевной от ДД.ММ.ГГГГ о дарении жилого домостроения, расположенное в сел. <адрес>, тех. паспорт на данный дом и другие правоустанавливающие документы недействительными, признать земельный участок, в размере - 0,26 га, где находится жилое домостроение Шахбанова М.Ш. и его в сел. <адрес> принадлежащим ему на праве личной собственности в порядке приобретательской давности, обязав Мовсумову С.Ш. не чинить ему препятствия в пользовании земельным участком по тем основаниям, что его дедушка - Шахбанов Магомед Шахбанович вместе со своим единственным сыном его отцом - Шахбановым Юсуфом Магомедовичем в сел. <адрес> в 1950 году из глинобитных кирпичей на земельном участке площадью - 0,26 га построили жилой дом.
Его родители и дедушка Шахбанов М. жили одной семьей, других детей дедушка Шахбанов М. не имел.
Шахбанов М. на день смерти сына Юсуфа проживал с ним совместно в спорном доме.
Его отец - Шахбанов Юсуф Магомедович умер ДД.ММ.ГГГГ, а дедушка Шахбанов Магомед умер -ДД.ММ.ГГГГ.
Его отец Шахбанов Юсуф Магомедович был единственным наследником своего отца Магомеда, и умер раньше, чем отец.
Он родился в этом доме, жил с родителями и дедушкой Магомедом одной семьей. Он фактически принял наследство после смерти отца и дедушки, владеет и пользуется этим домом.
Он регулярно платил налоги по содержанию дома и земельного участка, т.е. фактически принял наследство в порядке наследственной трансмиссии, которое причиталось бы его отцу Шабанову Юсуфу, умершему ДД.ММ.ГГГГ, раньше своего отца Шахбанова Магомеда.
Кроме того, после составления акта негодности дома для проживания, с согласия администрации села Аглаби, впритык к этому ветхому дому он построил новый дом на этом же земельном участке, который закреплен за ним согласно решению Исполкома Аглабинского сельского совета народных депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ и пользуется этим домом и земельным участком с 1951 года по настоящее время.
Однако наследственный дом не оформлял на себя, из-за неграмотности, этому не придавал значение.
Вместе с тем дочка от первого брака ФИО17 - жены дедушки Шахбанова Магомеда, Мовсумова Сунаханум стала продавать в апреле месяце 2008 года не только дом дедушки Магомеда, но и земельный участок, стала препятствовать ему пользоваться домом и земельным участком, мотивируя тем, что она имеет договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, якобы её мать ФИО20 подарила ей этот дом, и после этого он узнал о существовании этого договора дарения.
Решением Дербентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Шахбанова Ш.Ю. удовлетворены частично.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше отменено и дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда.
В судебном заседании истец Шахбанов Ш.Ю. и его представитель адвокат ФИО10 исковые требования в целом поддержали, просили суд установить факт принятия истцом наследства не в порядке трансмиссии, а по праву представления, и пояснили, что старый дом, подаренный истца мачехой ФИО20, своей дочери Сунаханум подлежал по акту сносу после строительства нового дома, им на том же земельномучастке.
ДД.ММ.ГГГГ истец Шахбанов Ш.Ю. обратился с дополнительным иском о признании факта строения старого жилого дома площадью - 137 кв.м., расположенного на земельном участке, площадью - 0.26 га в селении <адрес> самовольно построенным и о признании записи в похозяйственных книгах о наличии за Шахбановым Магомедом, Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум жилого домостроения и земельного участка и справки, выданной на основании этих записей администрацией в селения Аглаби, о наличии за Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум жилого дома площадью - 137 кв.м. на земельном участке площадью -0.26 га и регистрационные документы, незаконными.
Мотивируя тем, что его дедушка Шахбанов Магомед и его отец - Шахбанов Юсуф Магомедович в 1950 году в селении <адрес> самовольно, без соответствующего разрешения органов государственной власти из смеси глины и соломы на земельном участке - 0,26 га построили одноэтажное жилое помещение. Впоследствии опять без соответствующего разрешения и самовольно возвели второй этаж этого дома.
Его отец - Шахбанов Ю.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, а дедушка Шахбанов М. умер ДД.ММ.ГГГГ. После их смерти в 1990 году согласно решения Аглабинского сельского совета н/д <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ветхостью самовольно построенного дома на закреплённом за ним земельном участке, которым пользовался мой дедушка, впритык к старому дому построил новый дом с намерением снести старый дом, как указано в вышеназванном решении. Однако снести его своевременно не смог, жить негде было, а новый дом ещё не был достроен.
Администрация сел. <адрес> незаконно в хозяйственных книгах указала о том, что за Шахбановым М., Шахбановой Гюлтумен значится жилой дом площадью - 137 кв.м. и земельный участок площадью - 0.26 га. и выдала Гюлтумен и той дочери - Мовсумовой С. справку с указанием о наличии за ними жилого домостроения и земельного участка, хотя документ, подтверждающий выделение земельного участка хотя бы на имя Шахбанова Магомеда или Шахбановой Гюлтумен не значится.
Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ между Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум заключён договор дарения вопреки требованиям ст. ст. 100 и 222 ГК РФ, согласно которым самовольно построенный дом не может быть объектом собственности и отчуждения.
Ответчица Мовсумова Сунаханум и ее представитель по ордеру адвокат ФИО11 иск не признали, считают договор дарения законным, просили в иске истцу отказать. ФИО11 пояснил, что решение Аглабинского сельского Совета н/д <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в содержании которого сказано, что старый дом, принадлежащий Шахбанову Ш, подлежит сносу и на его месте, ему разрешается строить новый дом. Считает указанное решение незаконным и недействительным по тем основаниям, что в 1990 году Шахбанов Ш.Ю. не являлся собственником этого дома, а дом принадлежал Шахбановой Гюлтумен и доказательством этого является записи в похозяйственных книгах <адрес>. В этих книгах записано, что с 1986 года, после смерти Шахбанова Магомеда, его супруге, дом и земельный участок был оформлен в этих книгах за Шахбановой Гюлтумен. А в сельских поселениях единственным доказательством того, что у гражданина проживающего в селе имеется какое-либо имущество, является записи в похозяйственной книге.
Шахбанова Гюлтумен не давала Шахбанову Ш. разрешения на строительство на ее земельном участке нового дома и тем более сносе дома, котором та сама проживала и которая в настоящее время является ее собственностью.
Представитель заинтересованной стороны глава администрации сел. Аглаби ФИО12 пояснил, что согласно похозяйственных книг Рубасской сельской администрации переданных в 1989 году в Аглабинскую сельскую администрацию, жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 0,26 га и расположенный в сел. Аглаби до 1986 года числился за Шахбановым М., а после смерти того, главой хозяйства указана Шахбанова Г. Истец Шахбанов Ш.Ю. согласно похозяйственных книг имел самостоятельное хозяйство (лицевой счет 651) и жилой дом за тем не числился. Каким образом вынесено решение Аглабинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, о разрешении Шахбанову Ш.Ю. снести старый дом и построить новый дом не знает. В архиве села отсутствует заявление Шахбановой Г. о согласии той, на снос истцом старого и строительства на его месте нового дома. До смерти в 2000 году спорный жилой дом и земельный участок площадью 0,26 га числились за Шахбановой Г., после последняя подарила своей дочери Мовсумовой С. Основным документом подтверждающим факт принадлежности в сельской местности гражданину какого либо имущества, в том числе земельного участка и жилого дома, является выписка из похозяйственной книги.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Свидетель Шахбанов А.М. показал, что с 1954 года до 1980 года проживал в доме Шахбанова Магомеда (ныне покойного). В 1971 году Шахбановы: Магомед и Гюлтумен построили второй этаж жилого дома за счет собственных средств. После смерти Шахбанова М. жилой дом и земельный участок перешли в собственность Шахбановой Гюлтумен.
Свидетель ФИО19 заместитель главы администрации сел. Аглаби показал, что в похозяйственных книгах переданных Рубасским сельсоветом в Аглабинскую сельскую администрацию за Шахбановым М. как главой хозяйства числился земельный участок площадью 0,26 га и жилой <адрес> года постройки и имели лицевой счет №. Шахбанов Ш. Ю. имел свой отдельный лицевой счет и за тем в 1986 году указан земельный участок площадью 0,20 га. В архиве Аглабинской сельской администрации отсутствует заявление покойной Шахбановой Г., которым та разрешила Шахбанову Ш.Ю. снести старый дом и построит на его месте новый. Основным документом подтверждающим факт владения каким либо имуществом, в том числе земельным участком и жилым домом в сельской местности, является выписка из похозяйственной книги.
Судом установлено, что спорный дом в селе <адрес> построен в 1950 году, что подтверждается объяснениями сторон, показаниями свидетелей Шахбанова А.М. и Халилова Ш., выпиской из похозяйственной книги за 1986-1990 г.г. л.д.132, справкой Аглабинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 34
Между Шахбановым Магомедом и Шабановой (Исмаиловой) Гюлтумен зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о браке, выданном ДД.ММ.ГГГГ.
Дедушка истца Шахбанов Магомед умер ДД.ММ.ГГГГ. Отец истца Шахбанов Юсуф умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. раньше своего отца. А Шахбанова Гюлтумен И. родная мать ответчицы умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются как объяснениями сторон, так и свидетельствами об их смерти, приобщенными к настоящему делу.
Из справки администрации села Аглаби и объяснений сторон истец Шахбанов Шахбан со дня рождения проживал в доме дедушки Шахбанова Магомеда.
Таким образом, судом установлено, после смерти Шахбанова Магомеда доля наследника по закону Шабанова Юсуфа умершего раньше своего отца, т.е. до открытия наследства перешло по праву представления к его потомку внуку истцу Шахбанову Ш.Ю.
В соответствии с ч.1 ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну. Такое же право предоставлено внукам ст. 532 ГК РСФСР, действовавшем на момент открытия наследства, где указано, что внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
Таким образом, после смерти Шахбанова Магомеда, умершего ДД.ММ.ГГГГ наследниками по закону являлись его супруга Шахбанова Гюлтумен и его внук Шахбанов Ш.Ю.
Судом установлено, что общая (полезная) площадь дома возведенного в 1950 году составлял 30 кв. м. В 1971 году указанный дом достроен и возведен второй этаж.
Согласно ст. 37 СК РФ имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были проведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).
При рассмотрении дела судом установлено, что в период совместной жизни супругов Шабанова Магомеда и Шабановой Гюлтумен указанный дом достроен и возведен второй этаж. В результате произведенного ремонта стоимость дома возросла значительно.
С учетом этого суд признает указанный дом совместной собственностью умерших супругов Шабановых Магомеда и Гюлтумен.
Между Шахбановым Магомедом и Шабановой (Исмаиловой) Гюлтумен был зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом этих требований закона и учитывая, что Шабанов Ш. фактически вступил во владение наследственным имуществом, доля Шахбановой Гюлтумен составил 3/4 доли наследственного дома, а доля Шахбанова Ш.Ю. составляет 1/4 часть дома. Изложенное подтверждается объяснениями сторон, копией свидетельства о браке между ними и копией лицевого счета Шахбанова Магомеда за № л.д. 132, где год возведения дома указан 1950 г.
Статья 73 Земельного кодекса РСФСР действовавшего на момент открытия наследства после смерти Шабанова Магомеда, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ предусматривал, что в случаях перехода по наследству права собственности на расположенное в сельской местности строение наследникам, если они не имеют права на получение в установленном порядке приусадебного земельного участка, предоставляется право пользования частью земельного участка, необходимой для содержания этого строения, в размере от 0,03 до 0,06 гектара, включая площадь под строением.
Согласно ст. 134 того же кодекса порядок пользования общим земельным участком определяется с учетом частей строения, принадлежащих гражданам.
Ко дню смерти Шахбанова Магомеда ДД.ММ.ГГГГ его внук Шахбанов Ш.Ю. жил с ним в одном доме и дальше до получения решения исполкома Аглабинского сельского совета н/д от ДД.ММ.ГГГГ на строительство на том же земельном участке жилого дома с последующим сносом старого дома он продолжал жить в доме, построенном его дедушкой совместно с умершей ДД.ММ.ГГГГ Шахбановой Г. и членами своей семьи, т.е. фактически вступил во владение наследственным имуществом оставшемся после смерти своего дедушки, принял его.
Изложенное подтверждается объяснениями сторон, показаниями допрошенных свидетелей ФИО13 и ФИО14.
При изложенных обстоятельствах договор дарения всего дома Шабановой Г. своей дочери от первого брака Мовсумовой С. является незаконным и подлежит признанию недействительным в части.
Шабанов Ш.Ю. на основании решения исполкома Аглабинского сельского Совета Н/д от ДД.ММ.ГГГГ на строительство жилого дома с последующим сносом старого дома и проекта утвержденного архитектором <адрес> рядом со старым домом построил для своей семьи новый дом. Новый дом Шахбанова Ш.Ю. расположен не на том же земельном участке, где расположен старый дом, принадлежавший его дедушке Шахбанову Магомеду до выхода замуж Шахбановой Г. в 1951 году, а рядом на том же земельном участке.
Судом установлено, что наследственный дом расположен на земельном участке размером 0,26 га.
А дом ФИО15 расположен рядом, но не в том месте, где он должен был построить согласно типового проекта утвержденного Дербентской райархитектурой. Л.д.42-49., а рядом, что подтверждается и схемой указанного специалиста ФИО16 с указанием общего размера земельного участка.
Согласно ст. 17 Закона Дагестанской ССР от ДД.ММ.ГГГГ горда действовавшего на момент заключения договора дарения при переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами к их собственнику переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
Таким образом, судом установлено, что на момент заключения договора дарения наследственный дом был расположен на участке размером 0,26 га. С учетом земли находящегося под спорным домом.
Ответчица Мовсумова С.Ш. в 1986 году вышла замуж и вернулась лишь в 1996 году. Налоги за этот период за землю не платила, за домом уход не осуществляла.
Поскольку Шахбанов Ш.Ю. в установленный законом 6 месячный срок после смерти своего дедушки, фактически вступив во владение наследственным имуществом, принял его, срок исковой давности им не пропущен, и необходимости в этом нет. Указанный срок может быть восстановлен при пропуске его по уважительным причинам.
Требования Шахбанова Ш.Ю. признании факта строения старого жилого дома площадью - 137 кв.м., расположенного на земельном участке, площадью - 0.26 га в селении <адрес> самовольно построенным и о признании записи в похозяйственных книгах о наличии за Шахбановым Магомедом, Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум жилого домостроения и земельного участка и справки, выданной на основании этих записей администрацией селения Аглаби, о наличии за Шахбановой Гюлтумен и Мовсумовой Сунаханум жилого дома площадью - 137 кв.м. на земельном участке площадью -0.26 га и регистрационные документы, незаконными суд считает не обоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно похозяйственных книг Рубасской сельской администрации <адрес> за Шахбановым Магомедом до 1986 года, а после смерти того за Шахбановой Г. И. числился жилой дом год постройки 1950 и земельный участок площадью 0,26 га. Это подтверждается выпиской из указанной похозяйственной книги.
В сельской местности документом подтверждающим факт владения и пользования земельным участком и жилым домом, является похозяйственная книга. Поэтому требования Шахбанова Ш.Ю. в этой части подлежат отклонению
На основании ст.ст. 532, 546 ГК РСФСР, ст. 37 СК РФ и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Иск Шахбанова Шахбана Юсуфовича удовлетворить частично.
Установить факт принятия по праву представления Шахбановым Шахбаном Юсуфовичем наследства оставшегося после смерти его дедушки Шахбанова Магомеда.
Признать договор дарения жилого дома, заключенный между Шабановой Гюльтмен Исмаиловной и Мовсумовой Сунаханум Шефиевной от ДД.ММ.ГГГГ в части дарения 1/4 части данного дома недействительным.
Признать за Шахбановым Шахбаном Юсуфовичем право на 1/4 часть жилого дома, расположенного в селе <адрес>, оставшегося после смерти его дедушки.
Признать за Шахбановым Шахбаном Юсуфовичем право пользования 1/4 части земельного участка, на котором расположен спорный дом в селе <адрес>.
Признать в связи с этим недействительными в части технический паспорт, регистрационное удостоверение, выданное БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № о принадлежности целого дома Шахбановой Гюлтумен
В остальной части исковых требований Шахбанова Ш.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий Сурхаев М.Р.