по иску прокурора г. Дербент в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по Республике Дагестан (далее - Агентство) и Халилбекову Гу- сейхану Халилбековичу о признании недействительными протокола лесн



№">РЕШЕНИЕ

№">Именем Российской Федерации

г. Дербент 26 января 2009 г.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Магомедова А. Т., при секретаре Садыковой Г. М.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дербент в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по Республике Дагестан (далее - Агентство) и Халилбекову Гу- сейхану Халилбековичу о признании недействительными протокола лесного конкурса № от ДД.ММ.ГГГГи договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ,

№">УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился с иском в Дербентский районный суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по <адрес> и Халилбекову Г. X. о признании недействительными протокола лесного конкурса № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что согласно данному протоколу Халилбеков Г. X. признан победителем прошедшего в <адрес> лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда площадью 0,5 га сроком на 49 лет, расположенного в квартале 1, выд. 2 Белиджинского лесничества. По результатам конкурса Агентство лесного хозяйства РД и Халилбеков Г. X. заключили договор аренды лесного участка сроком на 49 лет. Проведенный конкурс и заключенный по результатам этого конкурса договор являются недействительными.

Свои требования прокурор обосновал тем, что согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статья 35 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает организацию и проведение лесных конкурсов федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст.46 Лесного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных ст.47 Лесного Кодексом РФ.

В данном случае право распоряжения федеральным имуществом - участком лесного фонда - осуществлено не собственником, каковым является Правительство

Российской Федерации и уполномоченные им органы, а Агентством лесного хозяйства по <адрес>, которое не вправе распоряжаться федеральным имуществом, в том числе путём организации лесных конкурсов. Оспариваемый лесной конкурс организован Агентством лесного хозяйства по РД с превышением компетенции и федеральное имущество передано в аренду в неустановленном законом порядке, чем нарушены интересы Российской Федерации.

Кроме того, считает прокурор, при проведении лесного конкурса были также нарушены требования закона о Порядке организации и проведения лесных конкурсов, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов РФ N103 от 03 от21.04.2005г.

В нарушение пункта 13 Порядка в извещении о проведении лесного конкурса, опубликованном в газете «Дагестанская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, не содержатся сведения о дате и времени проведения лесного конкурса, краткая характеристика участка лесного фонда, порядок проведения лесного конкурса, в том числе порядок определения победителя лесного конкурса, сумма, порядок и срок внесения претендентом задатка при подаче им заявки с конкурсными предложениями, реквизиты счёта организатора лесного конкурса для его перечисления, дату, до которой организатор лесного конкурса имеет возможность отказаться от его проведения.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Агентство по лесному хозяйству РД в своем отзыве и представитель его в судебном заседании иск не признали, указали на то, что согласно статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Лесные конкурсы в соответствии с п. 4 приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и проведения лесных конкурсов» организуются и проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства.

Федеральное агентство лесного хозяйства приказом от ДД.ММ.ГГГГ № функции проведения лесных конкурсов и предоставления участков лесного фонда в аренду возложило на территориальные органы управления лесным хозяйством.

Халимбеков Г. X. выиграл право аренды участка лесного фонда по итогам лесного конкурса, проходившего в городе Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Организатор лесного конкурса и победитель лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, который является основанием для заключения договора аренды участка лесного фонда между лесничеством и победителем лесного конкурса. Участок лесного фонда в Белиджинском лесничестве предоставлен Халимбекову Г.Х. на законных основаниях.

Перед тем, как проводить лесной конкурс конкурсная комиссия Агентства опубликовала в газете «Дагестанская правда» извещение о лесном конкурсе на право аренды участков лесного фонда, в том числе и на квартал Белиджинского лесничества.

Ответчик Халимбеков Г.Х. иск также не признал, пояснил, что из газеты ему стало известно о лесном конкурсе на право аренды участка лесного фонда, проводимом агентством лесного хозяйства РД. Он поехал в <адрес> в агентство лесного хозяйства, где его подробно ознакомили с условиями и порядком проведения конкурса. ДД.ММ.ГГГГ состоялся конкурс, где его признали победителем и по результатам этого конкурса с ним заключен договор аренды участка лесного хозяйства.

Федеральное Агентство лесного хозяйства, привлеченное судом в качестве заинтересованного лица, в своих возражениях в отзыве на исковое заявление признало факт передачи территориальным органам Федерального агентства лесного хозяйства право организовывать в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление лесных участков в аренду со ссылкой на Приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Рослесхоз) и пункты 1, 8 Приложения к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении государственного управления в сфере лесного хозяйства»

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статья 35 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего в редакции на момент проведения конкурса, предусматривает организацию и проведение лесных конкурсов федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст.46 Лесного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных ст.47 Лесного Кодексом РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства РФ (Рослесхоз), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Федеральном агентства лесного хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Рослесхоз передал территориальным органам Федерального агентства лесного хозяйства право организовывать в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров.

ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство лесного хозяйства издал Приказ № «Об обеспечении государственного управления в сфере лесного хозяйства», в п. 1 которого указал: «временно, до внесения в установленном порядке изменений в положения о территориальных органах Федерального агентства лесного хозяйства возложить на агентства лесного хозяйства возложить на агентства лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации осуществление функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства согласно приложению к Приказу.

В Приложении приведен перечень функций, переданных Рослесхозом территориальным органам лесного хозяйства.

Согласно пунктам 8, 9,11 Приложения территориальным органам лесного хозяйства переданы следующие функции:

  • организация и проведение лесных конкурсов в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 35 ЛК РФ), в том числе выставление участков лесного фонда на лесные конкурсы, утверждение состава конкурсной комиссии и подписание протоколов о результатах лесного конкурса.
  • принятие решения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 36 ЛК РФ).
  • организация и проведение лесных аукционов в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 44 ЛК РФ), в том числе создание аукционной комиссии и подписание протоколов о результатах лесного аукциона.

Анализ положений приведенных выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что лесной конкурс на право аренды участков лесного фонда и заключение договора аренды были осуществлены агентством лесного хозяйства Республики Дагестан в пределах полномочий, переданных ему Рослесхозом.

Доводы прокурора о проведении агентством лесного хозяйства РД лесного конкурса с превышением полномочий не состоятельны.

Прокурор вправе был обратиться в суд в интересах Российской Федерации с требованием о признании конкурса недействительным по тому основанию, что конкурс был проведен на право аренды федерального имущества лицом, не имеющим на то полномочий.

Вместе с тем, согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного лицом, выигравшим торги.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", п. 27, споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Согласно разъяснению Президиума Высшего Арбитражного суда РФ в Письме от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Исходя из указанных норм Закона и согласно разъяснениям Пленума и Президиума ВАС РФ, прокурору не предоставлено право на обращение в суд с требованием о признании торгов недействительными по мотиву нарущения порядка и процедуры их проведения. Торги могут быть оспорены только заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы нарушены при их проведении.

Как следует из объяснений представителя Агентства, в <адрес> проведено более 20 конкурсов, по итогам, которых заключено около 12000 договоров аренды лесных участков и ни по одному из них ни одной жалобы не поступило от граждан по поводу нарушения их прав не соблюдением порядка их проведения. Из этого следует, что требование прокурора о признании недействительными торгов и договора, заключенного лицом, выигравшим торги, на основании ч. 1, 2 статьи 449 ГК РФ не могут быть удовлетворены.

Следует признать обоснованным заявление Агентства о применении исковой давности к требованию о признании конкурса недействительным по мотиву нарушения порядка проведения конкурса.

Как указано выше, споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

В силу ч. 2 ст. 181 ГК РФ иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Конкурс был публичный, извещение о нем было размещено для неограниченного круга лиц в периодической газете «Дагестанская правда» более двух лет тому назад и после его проведения прошло два года.

Перед тем, как проводить конкурс на право аренды участков лесного фонда, в газете «Дагестанская правда» от ДД.ММ.ГГГГ агентством лесного хозяйства РД было опубликовано извещение о лесном конкурсе, в котором было указано, где и по какому адресу проводится открытый лесной конкурс, какие именно участки (выде- лы) лесного фонда и какой площадью выставляются на конкурс, последний срок приема конкурсных предложений от претендентов, срок, в течение которого стороны оформляют протокол и подписывают договор аренды, внесение претендентом задатка, размер и порядок внесения которого определяет конкурсная комиссия.

Там же было указаны адрес и контактный номер телефона, по которым желающие имели возможность получить интересующие сведения и конкурсную документацию о проводимом конкурсе.

В то же время, в извещении не было указаны сведения о дате и времени проведения лесного конкурса, сумма, порядок и срок внесения претендентом задатка при подаче им заявки с конкурсными предложениями, реквизиты счёта организатора лесного конкурса для его перечисления, дату, до которой организатор лесного конкурса имеет возможность отказаться от его проведения.

Прокурор не обосновал и не представил доказательства о том, в какой мере и чьи интересы фактически были нарушены при проведении конкурса отсутствием в извещении полной информации о конкурсе, учитывая, что каждый желающий имел возможность позвонить по указанному в публикации номеру телефона или обратиться по указанному адресу и получить необходимую информацию, а если чьи то интересы были нарушены, что препятствовало этим гражданам самим обращаться в суд с иском (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

По мнению суда, неполные сведения о конкурсе в опубликованном извещении сами по себе не могут служить основанием для признания состоявшегося конкурса недействительным, если они не повлияли на законные права неопределенного круга

лиц по реализацию прав на участие в конкурсе.

Ответчик Халилбеков X. А. пояснил, что, обратившись к конкурсной комиссии, он получил исчерпывающую информацию о предстоящем конкурсе, ознакомили его со всеми условиями проведения конкурса.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания лесного конкурса и договора аренды недействительными.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 195, 273, 274 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске прокурору г. Дербента в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства по Республике Дагестан и Халилбекову Гусейхану Халилбековичу о признании недействительными протокола лесного конкурса № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его принятия.

Магомедов А. Т.