по иску Ахмедова Магомедгабиба Никатаевича и Ахмедовой Патимат Накатаевны к Министерству образования и науки Республики Дагестан, Министерству финансов РД и администрации МР «Дербентский район» о предоставлении жилого помещения.



/окончательное решение составлено 16 августа 2011 г/

        

                                                  РЕШЕНИЕ

                                Именем Российской Федерации.

г. Дербент.                                                                              12 августа 2011 г.     

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Магомедова А. Т.,

при секретаре Тарикулиевой Р. И.,                            

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедова Магомедгабиба Никатаевича и Ахмедовой Патимат Накатаевны к Министерству образования и науки Республики Дагестан, Министерству финансов РД и администрации МР «Дербентский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

                                                УСТАНОВИЛ:

Ахмедов М. Н. и Ахмедова П. Н. обратились в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Дагестан, Министерству финансов РД и администрации МР «Дербентский район» о предоставлении им жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке.

Исковые требования обоснованы тем, что они относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В очереди граждан нуждающихся в жилом помещении состоят в администрации МР «Дербентский район» с 2003 года под номерами 33 и 62. Однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено. Просят возложить обязанность по предоставлению им жилого помещения на ответчиков, указанных в их иске.

В судебном заседании истцы поддержали свой иск по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду, пояснили, что в связи с тем, что они остались без попечения родителей постановлением администрации Дербентского района от ДД.ММ.ГГГГ над ними была учреждена опека. Опекуном был назначен ФИО4

Они - Ахмедов М. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ахмедова П. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются братом и сестрой, проживают в <адрес>, в доме матери опекуна, так как своего жилья они не имеют.

С 2003 года они состоят на учете для получения жилья.

Ответчики должны были предоставить им жилье вне очереди после прекращения опекунства над ними - в отношении Ахмедовой Патимат в 2007 году, а в отношении Ахмедова М. Н. - в 2010 году. По окончанию школы они нигде не учились, и в настоящее время нигде не работают.

Согласно акту N 03 от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, утвержденному Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за N 02, домостроение, в котором они живут, признано ветхим и не пригодным для проживания. Они могут остаться на улице, так как домостроение необходимо снести и проживание в нем опасно.

Представитель администрации по доверенности ФИО5 иск не признала, возражения на исковое заявление о предоставлении жилого помещения в отношении истцов поддержала в полном объеме, пояснила, что в рамках действующего законодательства обеспечение жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа является отдельным государственным полномочием. <адрес> действительно обязана реализовывать это полномочие. Вместе с тем в финансовом плане данное полномочие подкреплено субвенцией на 2011 года лишь в размере около 8 миллионов рублей. Естественно, что эта сумма абсолютно не достаточна, на очереди в районе состоит более 140 детей. Кроме того, еще не исполнены решения суда по ранее заявленным однородным искам, имеется несколько новых решений суда, поэтому в рамках заложенных областным бюджетом сумм, конечно, обеспечить жильем истцов не смогут.

Министерство образования и науки и Министерство финансов РД извещены, своих представителей в суд не направили.

Министерство финансов РД в своих письменных возражениях на исковое заявление иск не признало, указало, что согласно Закону РД от 14.12.2008 года № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД. государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Постановлению Правительства РД № 161 обязанность по обеспечению указанной категории детей жилыми помещениями возложена на местные органы власти, поэтом просило в иске истцов к Минфину РД отказать, и освободить их от участия в деле.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, х паспортами время районаь без попечения родителей.авлено не было.очередиво)не очереди в связи с тем, что отец истцов - Ахмедов Н. Р. является инвалидом зрения 2 гр. бессрочно, мать их Ахмедова Х. Н. также является инвалидом 2 группы бессрочно.

Постановлением главы администрации Дербентского района Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ над истцами была установлена опека, опекуном которых был назначен ФИО4

При назначении опеки какое-либо жилое помещение за несовершеннолетними не закреплялось; проживали они в доме матери опекуна по адресу: <адрес>, в котором проживают по настоящего времени и значатся там зарегистрированными, что подтверждается домовой книгой. Данные обстоятельства также подтвердила и представитель администрации Дербентского района.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан за истцами права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

То же самое указано и в справке ГУП «Дагтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем администрации Дербентского района статус истцов, как детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у них и их родителей жилого помещения, право истцов на внеочередное получения жилья по договору социального найма не оспаривалось.

Согласно справкам Дербентского РУО и списку, представленному представителем администрации Дербентского района истцы состоят на учете для получения жилого помещения вне очереди.

В связи с достижением истцами совершеннолетия попечительство над ними прекращено.

Согласно справкам главы администрации п. Мамедкала истцы нигде не работают и не учатся.

Таким образом, истцы в соответствии с положениями действующего законодательства обладают правом на обеспечение жилой площадью по договору социального найма во внеочередном порядке.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями).

В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данным законом определено, что указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста по обстоятельствам, не зависящим от воли указанных лиц, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.

Согласно ст. 5 указанного Закона предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Республики Дагестан.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляютсядетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В статье 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 57 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (далее - государственные полномочия).

Согласно статье 2 этого же Закона государственными полномочиями, указанными в статье 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления.

Статьей 5 данного Закона предусмотрено, что общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

Согласно Постановлению администрации Дербентского района от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категории граждан, одинаково проживающих, составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

На день рассмотрения иска истцы не обеспечены жилыми помещениями по договору социального найма. В силу ст.2 ГПК Российской Федерации нарушенное право истца подлежит судебной защите.

В силу ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требований о предоставлении по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом

Таким образом, обязанность по обеспечению жилым помещением по договору социального найма истцам суд возлагает на администрацию Дербентского района. Министерство финансов РД и Министерство образования и науки РД. по предъявленному иску надлежащими ответчиками не являются.

Утверждения представителя администрации Дербентского района о том, что органы местного самоуправления, в частности администрация Дербентского района, несут ограниченную ответственность при исполнении государственного полномочия по предоставлению рассматриваемой категории граждан жилых помещений - лишь в пределах выделенных органом государственной власти материальных и финансовых средств, а в остальной части ответственность несут органы государственной власти, нельзя признать объективными и обоснованными. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Дербентского района Республики Дагестан предоставить Ахмедову Магомедгабибу Никатаевичу по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по месту жительства в <адрес> по установленной норме предоставления жилых помещений - общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м., в срок до 01 февраля 2011 года.

Обязать администрацию Дербентского района Республики Дагестан предоставить Ахмедовой Патимат Накатаевне по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по месту жительства в <адрес> по установленной норме предоставления жилых помещений - общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м., в срок до 01 февраля 2011 года.

В удовлетворении иска Ахмедова Магомедгабиба Никатаевича и Ахмедовой Патимат Накатаевны к Министерству финансов РД и Министерству образования и науки РД о предоставлении жилых помещений вне очереди отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий                                                         Магомедов А. Т.

решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.