РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. г. Дербент. 17 января 2011 г. Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Сурхаева М.Р., при секретаре Ашурове И.С., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дербента в интересах Дадашевой Руманият Дадашевны, зарегистрированной по адресу: <адрес> к Администрации МР «Дербентский район», об обязании администрации МР «Дербентский район» обеспечить Дадашеву Р.Д. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать Дадашевой Р.Д. на условиях социального найма жилого помещения. УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Дербента в интересах Дадашевой Р.Д.. обратился в суд с иском к Администрации МР «Дербентский район», об обязании администрации МР «Дербентский район» обеспечить Дадашеву Р.Д. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать Дадашевой Р.Д. на условиях договора социального найма жилого помещения. Исковые требования обоснованы тем, что Дадашева Р.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Мать Дадашева Б.А. умерла 07.05.1995 года, а отец Дадашев Д.С. умер 20.03.2009 г. Постановлением главы администрации Дербентского района № 256 от 10.10.2003 г. опекуном над Дадашевой Р.Д., назначена Дадашева А.М. Дадашева Р.Д. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В очереди граждан нуждающихся в жилом помещении состоит в администрации МР «Дербентский район» с 2003 года под номером 90. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению Дадашевой Р.Д. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, на условиях договора социального найма жилого помещения. Обращение в суд в защиту законных интересов Дадашевой Р.Д. обосновано, тем, что Дадашева Р.Д. является сиротой, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрации MP «Дербентский район», не имеет своего места жительства. Среднедушевой доход семьи, при том, что установленная величина прожиточного минимума по Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ № 772 от 14.09.2011г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 2 квартал 2011г.» составляет 6. 505 руб., ниже прожиточного минимума и соответственно семья считается малоимущей. А также в связи с тем, что тяжелое материальное положение Дадашевой Р.Д. не позволяет ей самой обратиться в суд за защитой своих законных интересов, поскольку не имеет средств для оплаты услуг адвоката, не обладает необходимыми юридическими познаниями для защиты своих прав самостоятельно, а также в связи с поступившим заданием прокуратуры республики Дагестан об исполнении требований Федерального закона от 21.12.1996 №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения жилищных прав. В судебном заседании помощник прокурора г. Дербента Гаджиахмедов К.Г. иск поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду, пояснил, что в связи с тем, что Дадашевой Р.Д. осталась без попечения родителей, и своего жилья не имеет должна быть обеспечена жильем, не ниже установленных социальных норм. Пояснил, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью. По сведениям, полученным из органа опеки и попечительства администрации MP «Дербентский район» Дадашева Р.Д. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № 90. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан Дадашевой Р.Д. не представлялась. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает его от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством. Уточнил исковые требования, просил обязать администрацию MP «Дербентский район» обеспечить лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Дадашеву Р.Д. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, на условиях договора социального найма жилого помещения, к моменту завершению учебы в высшем учебном заведении. Представитель администрации Дербентского района по доверенности от 19.01.2011 года Неметуллаева С. Ш. иск не признала, пояснила, что в рамках действующего законодательства обеспечение жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа является отдельным государственным полномочием. Администрация Дербентского района действительно обязана реализовывать это полномочие. Вместе с тем в финансовом плане данное полномочие подкреплено субвенцией на 2011 года лишь в размере около 8 миллионов рублей. Естественно, что эта сумма абсолютно не достаточна, на очереди в районе состоит более 140 детей. Кроме того, еще не исполнены решения суда по ранее заявленным однородным искам, имеется несколько новых решений суда, поэтому в рамках заложенных республиканским бюджетом сумм, конечно, обеспечить жильем истцов не смогут. В судебном заседании Дадашева Р.Д. иск поддержала, просила его удовлетворить. Пояснила, что в настоящее время учиться в 3 курсе ДГПУ филиал в г. Дербенте, своего жилья не имеет, и проживает в доме опекуна. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Как установлено судом, х паспортами время районаь без попечения родителей.авлено не было.очередиво)не очереди в связи с тем, что постановлением главы администрации Дербентского района Республики Дагестан от 10.10. 2003 года № 256 над Дадашевой Р.Д. была учреждена опека, опекуном которой был назначена Дадашева А.М. При назначении опеки какое-либо жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось, она проживала в доме опекуна по адресу: <адрес>. Представителем администрации Дербентского района статус Дадашевой Р.Д., как детей, оставшейся без попечения родителей, отсутствие у нее жилого помещения, право Дадашевой Р.Д. на внеочередное получения жилья по договору социального найма не оспаривалось. Согласно списка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья на 2011 год, имеющегося в материалах дела Дадашева Р.Д. состоит на учете для получения жилого помещения в очереди под № 90. В связи с достижением Дадашевой Р.Д. совершеннолетия попечительство над ней прекращено. Таким образом, Дадашева Р.Д. в соответствии с положениями действующего законодательства обладает правом на обеспечение жилой площадью по договору социального найма во внеочередном порядке. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями). В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данным законом определено, что указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 (ред. от 09.07.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста по обстоятельствам, не зависящим от воли указанных лиц, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения. Согласно ст. 5 указанного Закона предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Республики Дагестан. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В статье 1 Закона Республики Дагестан от 04.12.2008 N 57 (ред. от 09.07.2010) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (далее - государственные полномочия). Согласно статье 2 этого же Закона государственными полномочиями, указанными в статье 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления. Статьей 5 данного Закона предусмотрено, что общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год. На день рассмотрения иска Дадашева Р.Д. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма. В силу ст.2 ГПК Российской Федерации нарушенное право Дадашевой Р.Д. подлежит судебной защите. В силу ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требований о предоставлении по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом Утверждения представителя администрации Дербентского района о том, что органы местного самоуправления, в частности администрация Дербентского района, несут ограниченную ответственность при исполнении государственного полномочия по предоставлению рассматриваемой категории граждан жилых помещений - лишь в пределах выделенных органом государственной власти материальных и финансовых средств, а в остальной части ответственность несут органы государственной власти, нельзя признать объективными и обоснованными. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Дербента удовлетворить. Обязать администрацию МР «Дербентский район» Республики Дагестан обеспечить лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей Дадашевой Руманият Дадашевну, жилым помещением не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма до 01 июля 2014 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его оглашения. Председательствующий Сурхаев М.Р. решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.