по иску администрации МР «Дербентский район» РД к Раджабовой Гюльмире Абдулазизовне о сносе самовольной постройки,



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 годаг. Дербент

Дербентский районный суд РД в составе:

председательствующего судьи Курбанова К.А.,

при секретаре Мамедовой К.С.,

с участием представителя истца администрации МР «Дербентский район» ФИО8.,

представителя третьего лица на стороне истца ФГУ «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо – Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МР «Дербентский район» РД к Раджабовой Гюльмире Абдулазизовне о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МР «Дербентский район» обратилась в суд с иском к Раджабовой Г.А. о признании каменного строения с навесом размером: 28.5 м X 6.0 м и высотой 2.5 м, общей площадью 171 кв.м., и каменное капитального строения размерами 4.8 м X 3.8 м общей площадью 18.24 кв.м расположенные на землях <адрес>, сельского поселения «село Джалган» на придорожной полосе федеральной автодороги «Кавказ» (на 958 км участка Махачкала - Дербент) самовольной постройкой и о сносе с приведением земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В обоснование своих требований указала, что Раджабовой Г. А. согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок в кадастровом квартале 05:07600 00 73, площадью 0.22 га из земель сельскохозяйственного назначение для ведения личного подсобного хозяйства расположенный на землях а/ф <адрес>, сельского поселения «село Джалган» на придорожной полосе федеральной автодороги «Кавказ» (на 958 км участка Махачкала - Дербент).

На данном земельном участке было возведено каменное строение с навесом, длина которого составляет: 28.5м, ширина 6.0м, высота 2.5м. Общая площадь навеса составляет -171 кв.м. Параметры второго каменного капитального строения расположенного на данном земельном участке составляет: ширина 3.8м, длина 4.8м общей площадью 18.24 кв.м.

Возведенное строение является самовольной постройкойи подлежит сносу по следующим основаниям:

Приобретенный ответчиком земельный участок и осуществляемое капитальное строение расположены на придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. от 29.05. 2006г №"(далее Правила), придорожные полосы федеральных дорог общего пользования -прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги, участки земли шириной не менее 50 м каждый, считая от границы полосы отвода.

Режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

В приделах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений со сроком службы 10 лет, за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и объектов дорожного сервиса.

Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдение требований Правил осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденные Федеральным дорожным агентством по согласованию с департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии и п. 19 Правил « возведенное с нарушением настоящих правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры предусмотренные законодательством РФ.

Кадастровый паспорт земельного участка №:07:00 00:73:1183 от ДД.ММ.ГГГГ выданный Дербентским филиалом ФГУ ЗКП по РД указывает разрешенное использование земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства». В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ - Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Таким образом, для осуществления иного вида использования помимо указанного в кадастровом паспорте должно предшествовать изменения одного вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на иной вид разрешенного использования

В соответствии со ст.. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

В связи с тем, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления действиями Раджабовой Г.А нарушено право муниципального образования «Дербентский район», в чьи функции входит и вопросы, регулирования отношений в сфере градостроительства на территории муниципального образования.

В ходе судебного заседания представитель истца изменил исковые требования, и показал, что он уменьшает требования в части навеса т.к. площадь навеса составляет не 171 кв.м., а 168 кв. м., в остальной части иск полностью поддерживает по указанным в иске основаниям.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГУ «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо – Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» ФИО5 исковые требования администрации <адрес> поддержал и пояснил, что навесом размером: 28 м X 6.0 м и высотой 2.5 м, общей площадью 168 кв.м., и каменное капитального строения размерами 4.8 м X 3.8 м общей площадью 18.24 кв.м расположенные на землях <адрес>, сельского поселения «село Джалган» в его нынешнем виде расположено в придорожной полосе федеральной автодороги, является объектом капитального строительства, его строительство Раджабовой Г. с органом управления дороги не согласовывалось, осуществлено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без разрешения органов местного самоуправления, что является нарушением ст. 22 Закона об автомобильных дорогах. Данный участок дороги относится ко 2 категории, ширина придорожной полосы составляет 75 метров.

Размещение указанных объектов с нарушение указанных норм и правил является предпосылкой создания аварийной ситуации, влекущей угрозу жизни и здоровью граждан.

Ответчица Раджабова Г.А. иск в части сноса каменного строения размерами 4.8 м X 3.8 м общей площадью 18.24 кв.м. признала, а в остальной части не признала, пояснив, что по данному навесу имеется неотмененное решение мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и определение Дербентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу в связи с отказом представителя администрации ФИО6 от иска в этой части.

Третье лицо на стороне истца, представитель Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица - представителя Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, что не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав сторон и представителя третьего лица ФГУ «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо – Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» утверждены перечни федеральных дорог, в перечень федеральных дорог в качестве магистральной дороги включена дорога М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку), подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас.

Распоряжением Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О закреплении федеральных автомобильных дорого общего пользования на праве оперативного управления» за федеральными государственными учреждениями закреплены на праве оперативного управления ФАД согласно приложению к настоящему распоряжению.

Уставом Федерального государственного учреждения «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства», утвержденным приказом Федерального дорожного агентства, установлено, что учреждение является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Указанное положение соответствует аналогичной норме Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений», согласно пункту 1 которого федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечни, утвержденные вышеуказанным Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепляются в оперативном управлении федеральныхгосударственныхучреждений, находящихсявведенииФедерального дорожного агентства.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила установления и использования придорожных полос ФАД общего пользования» за № решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий ит.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Согласно ч. З ст. 90 ЗК РФ для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода ФАД земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.26 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт- Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации за № от ДД.ММ.ГГГГ

Однако в нарушение указанных норм Раджабова Г.А. незаконно возвела строение без согласования с владельцем автомобильной дороги и УГИБДД МВД по РД.

Пункт 19 Правил устанавливает, что возведенные с нарушением указанных Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения, признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц их построивших принимаются меры, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно ст.222 ГК РФ строительство жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества, созданное на земельном участке, без получения на это необходимых разрешений является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет.

Указанные действия ответчика нарушают условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, создают угрозу безопасности населения, подвергая опасности жизнь и здоровье граждан, а также являются препятствием для своевременного осуществления общегосударственной программы реконструкции федеральной автомобильной дороги М-29 «Кавказ».

Согласно п.8.1 ст.26 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд полагает заявленные исковые требования обоснованны в части строения размерами 4.8 м X 3.8 м общей площадью 18.24 кв.м. и подлежат удовлетворению, а части навеса производство по делу следует прекратить.

Определением Дербентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу о сносе каменного забора, на котором в последующем сделан навес в связи с отказом представителя администрации ФИО6 от иска в этой части в связи с предъявление такого же иска прокурором. Решением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска прокурора в интересах МР «Дербентский район» к Раджабовой Г.о сносе каменного забора, на котором в последующем сделан навес, отказано.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с Раджабовой Г.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 90 ЗК РФ, ст. 222, 301 ГК РФ, «Правилами установления и использования придорожных полос ФАД общего пользования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 26 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МР «Дербентский район» Республики Дагестан к Раджабовой Гюльмире Абдулазизовне удовлетворить частично.

Обязать Раджабову Гюльмиру Абдулазизовну осуществить снос самовольной постройки – каменного капитального строения размерами 4.8 м X 3.8 м общей площадью 18.24 кв.м. расположенного на землях <адрес>, сельского поселения «село Джалган» на придорожной полосе федеральной автодороги «Кавказ» (на 958 км участка Махачкала - Дербент).

Производство по иску в части сноса каменного забора, на котором в последующем сделан навес, прекратить.

Взыскать с Раджабовой Гюльмире Абдулазизовне в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Дербентский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья