РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Дербент 03 октября 2012 г. Судья Дербентского федерального городского суда РД Алибалаев Ш.М., с участием: ответчика- Шахбазова Р.Г. представителя ответчика Шахбазова Р.Г. - адвоката Омаровой Э.О. секретаря - Карабековой М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Россия») к Джамалову Роберту Сейфермеликовичу и Шахбазову Рафику Гаруновичу о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения в сумме 105.097 руб. 07 коп., УСТАНОВИЛ: ФКУ Упрдор «Россия» обратилось в суд с иском к Джамалову Роберту Сейфермеликовичу и Шахбазову Рафику Гаруновичу о взыскании с них солидарно 105.097 руб. 07 коп. в счёт возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 «Россия». Свои доводы истец мотивировал следующим. 16 февраля 2010 года сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 176-ом километре автомобильной дороги М-10 «Россия» на пункте весового контроля было произведено взвешивание транспортного средства - тягача седельного марки VOLVO, государственный регистрационный знак <номер изъят>, с прицепом, регистрационный номер <номер изъят>, и установлено, что осевые нагрузки транспортного средства превышают допустимые значения. Маршрут движения транспортного средства (ТС) - автомобильная дорога М-10 «Россия». Пройденное расстояние - 526 км. Факт превышения максимально допустимой нагрузки на оси ТС зафиксирован в Акте <номер изъят> о превышении ТС установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 16.02.2010г. Собственником тягача седельного является Шахбазов Р.Г., что подтверждается Свидетельством о регистрации ТС серии <номер изъят>. Собственником прицепа является Джалалов Р.С., что подтверждается Свидетельством о регистрации ТС серии <номер изъят>. Транспортное средство при продвижении по автомобильной дороге М-10 «Россия» находилось под управлением собственника тягача Шахбазова Р.Г. Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентируется «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ 8 августа 1996 года за №1146. Согласно п.1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Инструкцией. В силу п.1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом следует понимать транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10 тонн, сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведённых в Инструкции. В соответствии с ч.8 ст.31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок взимания платы с владельца автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ №934 от 16.11.2009г. Согласно данному Постановлению плата за провоз тяжеловесных грузов предназначена для возмещения дополнительных расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог. Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по краевым автомобильным дорогам общего пользования, является защита от сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого им ущерба, возникающих в результате осуществления систематических перевозок. Согласно п.2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Пунктом 3 Правил установлено, что осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. В соответствии с п.23.1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства РФ №1090 от 23.10.1993г. масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами (п.23.5 ПДД). Ущерб, причинённый федеральным дорогам транспортными средствами, является ущербом, причинённым государству, так как федеральные автомобильные дороги являются собственностью Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ №928 от 17.11.2010г. «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога М-10 «Россия» является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Расчёт ущерба, причинённого действиями ответчиков, приведён в исковом заявлении и составляет 105097,07 руб. (сто пять тысяч девяносто семь рублей семь копеек). Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно п.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В судебное заседание истец не явился, просил суд рассмотреть их без их участия. Ответчик Шахбазов Р.Г. и его представитель адвокат Омарова Э.О. исковые требования истца не признали полностью и просили отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Ответчик Шахбазов Р.Г. пояснил, что действительно на автомашине тягач седельном марки VOLVO государственный регистрационный знак К 692 ЕК 05, принадлежащем ему на праве собственности, с прицепом, регистрационный номер <номер изъят>, принадлежащий Джамалову Р.С., следовал по автомобильной дороге М-10 «России», вез груз из г.Санкт-Петербург в Дагестан.. 16 февраля 2010 г. сотрудниками ГАИ был остановлен на 176 км. дороги М-10 «России». Сотрудники ГАИ попросили его представить документы на автомашину и прицеп, а также паспорт и документы на груз. Шахбазов Р.Г. представил работникам ГАИ все имеющие при себе необходимые документы на автотранспортные средства и на груз, после чего его попросили сотрудники УГДН по Тверской области встать на пункт весового контроля, чтобы произвести взвешивание транспортного средства. Так как превышение допустимых нагрузок не было установлено, работники ГАИ ему вернули все документы и он продолжил свой путь. Никаких Актов о том, что у него перегруз составлено не было. Это подтверждается следующими обстоятельствами. Следуя из Санкт-Петербурга в Дагестан, он проезжал несколько пунктов весового контроля в том числе в самом г.Санкт-Петербург при выезде из него, в Тамбовской области проехали пункт весового контроля Первоймайск, проехали Волгоградскую область район Иловли, в Калмыкию пункт весового контроля поселок Яшкуль, и в пос.Кочубей Республики Дагестан, Нигде никаких актов о перегрузе или административных протоколов о совершении административного правонарушения в связи с перегрузом составлено не было. Никто его с данным Актом, представленным истцом на судебное заседание, не ознакамливал и второй экземпляр не вручал. В ходе судебного заседания по ходатайству представителя Шахбазова Р. был выдан судебный запрос в ГИБДД по г.Дербенту и Дербентскому району. Согласно ответа на запрос, в феврале месяце 2010 г. никаких административных протоколов по совершению административного правонарушения со стороны Шахбазова Р. Г. и Джамалова Р.С. составлено не было, что свидетельствует о том, что при следовании с грузом из г.Санкт-Петербург в Дгестан 16 февраля 2010 г. со стороны Шахбазова Р. никаких правонарушений совершено не было. Более того, Претензия направлена истцом спустя два с половиной года, после всех разумных сроков. Ответчик Джамалов Р.С. извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии надлежаще извещенного и не явившегося ответчика. Выслушав доводы ответчика Джамалова Р.Г., его представителя Омарову Э.О., исследовав представленные в суд материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что 16 февраля 2010 года сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 176-ом километре автомобильной дороги М-10 «Россия» на пункте весового контроля было произведено взвешивание транспортного средства - тягача седельного марки VOLVO, государственный регистрационный знак <номер изъят>, с прицепом, регистрационный номер <номер изъят>. Собственником тягача седельного является Шахбазов Р.Г., что подтверждается Свидетельством о регистрации ТС серии <номер изъят>. Собственником прицепа является Джалалов Р.С., что подтверждается Свидетельством о регистрации ТС серии <номер изъят>. Транспортное средство при продвижении по автомобильной дороге М-10 «Россия» находилось под управлением собственника тягача Шахбазова Р.Г. Согласно распоряжения Минтранса РФ от 12 ноября 2002 г. №ИС-1004-р «О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ» установлен регламент Функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ п.2.2. при установлении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта отсутствия превышения допустимых весовых параметров транспортного средства, оно беспрепятственно продолжает дальнейшее движение. П.2.3. При определении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта превышения допустимых весовых параметров транспортного средства инспектор-оператор СПВК немедленно информирует об этом сотрудников подразделений Госавтоинспекции МВД России или Ространсинспекции Минтранса России для принятия ими необходимых мер к остановке транспортного средства и совместно с ними проверяет наличие у перевозчика разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации. Согласно парагрфа 3 порядка проведения работы на СПВК и ППВК по контролю принимаются меры в соответствии с действующим законодательством (Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24 июля 1998 г. №127-ФЗ,Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. №711 и Кодексом Российской федерации об административных правонарушениях). П.3.5. Если весовые параметры транспортного средства превышены в результате неправильного размещения груза или его смещения в процессе движения, и водителем (лицом, сопровождающим груз) транспортного средства приняты немедленные меры по их доведению до установленных норм и осуществлена в установленном порядке уплата компенсации ущерба, нанесенного федеральной автомобильной дороге, транспортное средство допускается для дальнейшего движения по маршруту. П.3.6.В случае отказа водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) устранить имеющиеся нарушения на месте инспектор-оператор СПВК составляет Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. При выявлении нарушений требований, изложенных в пункте 3.1. настоящего Регламента водителями транспортных средств, осуществляющими международные, межрегиональные и местные перевозки, акт составляется в трех экземплярах, один экземпляр акта передается водителю транспортного средства, второй- сотрудникам уполномоченных контрольных органов для приобщения к протоколу об административном правонарушении, третий -после завершения смены сдается по подчиненности в дорожный орган. В данном случае, установлено, что 16 февраля 2010 г. сотрудниками Гоавтоинспекции протокола об административном правонарушении на ответчиков не составлялось. С актом представленным истцом ответчики не были ознакомлены и второй экземпляр им не был вручен. На основании вышеизложенного, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФКУ «Управления автомобильной магистрали «Москва- Санкт-Петербург ФДА ФКУ Управление автомобильных дорог «России» к Джамалову Роберту Сейфермелековичу и Шахбазову Рафику Гаруновичу о взыскании солидарно возмещение ущерба, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения в сумме 105 097 руб. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Дагестан в течении 30 суток со дня его провозглашения. Председательствующий Алибалаев Ш.М.